ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ АУДИОВИДЕОИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Гончарук А.Ю.

Российский государственный социальный университет


Номер: 10-3
Год: 2015
Страницы: 14-17
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

интеграция науки и практики, аудиовидеоискусства, художественное творчество, центроориентированный подход, социально-культурное сотворчество, модернизация, бакалавриат, университетское образование, integration of science and practice, audiovideoarts, artistic creativity, center-orientational approach, social and cultural co-creation, modernisation, bachelors, university education

Научная статья

Аннотация к статье

Центроориентированность социально-культурного сотворчества государства, социума и каждой отдельной личности на приоритете духовно-нравственных ценностей научно-материалистической жизнедеятельности в состоянии обеспечивать сущностную реальную освоенность молодыми гражданами аудиовидеоискусств в наступающую информационную эру постиндустриального развития всех их объективных характеристик на базе принципа историзма. Преемственность в освоении поколениями детей-молодёжи ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры нам приходилось системно осуществлять, продолжать и развивать в настоящее время в 1969 - 2015 гг. Вовлекая учащуюся молодёжь в разносторонне-гармоничный поиск в области интернеттехнологий, дистанционного обучения, самообразования, мы учим воспитанников кафедры искусств и художественного творчества находить, отличать в социальных программах подлинно научно-историческую информацию от дезинформации, несомой большинством коммерциализированно-очковтирательских сайтов. О современных результатах мы докладывали общественности в монографии «Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности». - М.: Перспектива, 2013. Поиск продолжается.

Текст научной статьи

Органичное взаимосочетание формирования классически-традиционных, современных и потенциально-перспективных ценностей материальной, духовно-нравственной культуры в разносторонне-гармоничном воспитании учащейся молодёжи России невозможно сегодня без научно-педагогического обеспечения процесса освоения взрослеющими юными гражданами лучших явлений аудиовидеоискусств прошлого, настоящего и обозримого будущего. Центроориентированность социально-культурного сотворчества государства, социума и каждой отдельной личности на приоритете духовно-нравственных ценностей научно-материалистической жизнедеятельности в состоянии обеспечивать сущностную реальную освоенность молодыми гражданами аудиовидеоискусств в наступающую информационную эру постиндустриального развития всех их объективных характеристик на базе принципа историзма. Преемственность в освоении поколениями детей-молодёжи ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры нам приходилось системно осуществлять, продолжать и развивать в настоящее время в 1969 - 2015 гг. Автору этих полемических заметок на протяжении 46-ти лет его школьно-ВУЗовского педагогического стажа пришлось и удаётся прослеживать гражданственное взросление, становление, самосовершенствование большинства своих учеников прошлого, настоящего и грядущего (в качестве, последовательно: старшего пионервожатого, секретаря первичной комсомольской организации Заполярной войсковой части, учителя музыки и пения, истории, обществоведения, основ Советского государства и права, заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, соискателя научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР; ассистента, старшего преподавателя, доцента Московского педагогического государственного университета, Российского государственного лингвистического университета, профессора Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, главного научного сотрудника института социальной работе Российской академии образования, профессора кафедр искусств и художественного творчества факультета искусств и социокультурной деятельности, социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета). Подробная автобиографическая справка о послужном списке дана в подтверждение того, что все из выделенных здесь континуумов осмыслены, разработаны и, в основном, успешно внедрены в непосредственную университетскую образовательную практику в системе реализации центроориентированного подхода в освоении учащейся молодёжью, прежде всего, общечеловеческих ценностей отечественной, зарубежной аудиовидеокультуры в процессе целостного освоения юными гражданами сокровищницы богатств их собственного исторического прошлого и нынешнего социально-педагогического опыта. Наиболее значимые результаты фиксированы в кандидатской (1985 г.): «Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий)» в НИИ ХВ АПН СССР и докторской (2000): «Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств» в МГГУ им. М.А.Шолохова. Аналогичными проблемами в системе искусств и художественного творчества занимаются сегодня Ануфриев Е.А., Ануфриева Н.И., Комарова Т.С., Щербакова А.И. и многие другие известные учёные. Мы условно распределили дееспособность учащейся на факультете искусств и социокультурной деятельности РГСУ молодёжи в их профессиональной самореализации на шесть основных видов искусств (театр, киноискусство, музыка, художественная литература, хореография и изобразительное искусство. Естественно, что в экспериментальных группах студенты добровольно избирали аудиовидеоискусства для наших факультативных, внеурочных, внеклассных и внеаудиторных занятий: в процессе эксперимента наблюдался качественный рост нравственно-эстетических интересов, прежде всего, именно по отношению к ним в сфере интеллектуальной собственности социально-межнациональных ценностей образования и культуры. Это вовсе не означало, что студенты из экспериментальных групп не смотрели видеофильмов, не слушали современной музыки или не посещали дискотек. Игнорирование, недостаточный интерес студентов контрольных групп к проблемам интеллектуальной собственности в системе таких видов искусств, как театральное, изобразительное, художественная литература, сохранявшиеся с незначительными изменениями на всех трёх этапах, могли объясняться как нерегулярностью просмотров спектаклей, посещений музеев или чтения книг, так и отторжением того, что не понято, не познано (типичный ответ, примерно, такого типа: «не знаю и не хочу знать»). Студенты из экспериментальных групп вовсе не обязательно должны были быть «чистыми» гуманитариями, потенциальными художниками или искусствоведами; нам важно было определить также и то, как факультативные, внеурочные, внеклассные и внеаудиторные занятия по аудиовидеоискусствам способны взаимодействовать с эмоционально-образными ориентирами личности не зависимо от её способностей и осваиваемой профессии в области экономических либо гуманитарных дисциплин в контексте социально-межнациональных норм интеллектуальной собственности в сфере образования и культуры. Поэтому, и экспериментальные, и контрольные группы формировались нами на основе гибких взаимосвязей, что позволяло отдельным желающим, скажем, контрольных групп посещать интересующие их занятия в экспериментальных группах. Студентов же из экспериментальных групп давалось право de facto не посещать тех тем занятий, которые им не достаточно интересны и т.д. Доминирующий в исследовании феномен интеллектуальной собственности в сфере эмоционально-образной природы аудиовидеоикусств как базальный психолого-педагогический модуль организации системно-целостного процесса развития правовых основ нравственно-эстетического отношения студенчества к реальности его социально-межнациональных отношений включался нами в структуру суггестивной функции. Дальнейшее исследование показало, что способность аудиовидеоискусств, как компонентов интеллектуальной собственности в области социально-межнациональных отношений, - через суггестию - вызывать положительное эмоционально-образные ориентации, «заражать» студента неопозитивным нравственно-эстетическим отношением к реальности интенсифицировала не только данную функцию, но и органически взаимосвязывала её со всеми остальными социокультурными, правовыми феноменами, являясь их реальным модулем. Человеческий потенциал интеграции науки и практики центроориентированного подхода в искусствоведении и художественном творчестве позволяет преодолевать рецидивы формирования «кассетного» молодого человека, который не в состоянии назвать дат, имён-персоналий выдающихся исторических деятелей, героев, охарактеризовать прошлые, современные, прогнозировать вероятностные явления, события, процессы, - созданием фундаментальных мировоззренческих основ саморазвития каждого молодого гражданина России в системе интерактивного освоения им ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры на базе принципа первоисточниковедческой достоверности. Комплексный центроориентированный подход включает индуктивно-дедуктивные и репродуктивные контексты диалогического взаимодействия профессора и его студента (учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта) в естественно-деятельностном совместном стремлении к изучению, анализу, применению феноменов исторической правды во всех компонентах системы современного гуманитарного образования. 6% современных землян ориентировано на меритократию (с лат.: «власть по достоинству, заслугам»): от 7,5 млрд. населения планеты это не так уж и мало. Вовлекая учащуюся молодёжь в разносторонне-гармоничный поиск в области интернеттехнологий, дистанционного обучения, самообразования, мы учим воспитанников кафедры искусств и художественного творчества находить, отличать в социокультурной деятельности подлинно научно-историческую информацию от дезинформации, несомой большинством коммерциализированно-очковтирательских сайтов. О современных результатах мы докладывали общественности в монографии «Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности». - М.: Перспектива, 2013. Поиск продолжается.

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.