ВЕРА СРЕДИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Двойнин А.М.,Двойнин М.Л.

Омский государственный педагогический университет


Номер: 10-
Год: 2014
Страницы: 415-417
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

вера, психические явления, отношение, сравнительный анализ, faith, psychic phenomena, relation, comparative analysis

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье проводится анализ психологической природы веры в сопоставлении с такими психическими явлениями, как эмоции, смыслы, убеждения и др. Вера определяется как обусловленное верификационным механизмом сознания и ценностно-смысловой ориентировкой внутреннее отношение к действительности, конструирующее субъективно реальное жизненное пространство (персональный миф) личности.

Текст научной статьи

Круг психических явлений весьма разнообразен. Существуют различные классификации психических явлений, одна из которых предполагает выделение когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер психики. Под верой мы понимаем обусловленное верификационным механизмом сознания и ценностно-смысловой ориентировкой внутреннее отношение к действительности, конструирующее субъективно реальное жизненное пространство (персональный миф) личности. В отношении, которым является вера, не последнюю роль играют потребности и интересы человека. Мы не считаем нужным говорить о якобы присущей человеку «потребности верить», однако очевидно, то, что вера удовлетворяет ряд потребностей человека. Это потребность в определенности. Неопределенность чего-либо не позволяет человеку действовать обоснованно. Вера же, определяя будущее или настоящее, дает человеку основание для действования. Например, исход некой деятельности не определен, однако уже в настоящем человеку требуется принимать решения и действовать, на основе определенного для него образа будущего. Вера удовлетворяет потребность человека в общих смыслах. Л.Н. Толстой, описывая свой мучительный поиск жизненного смысла, поясняет: «Вера есть знание смысла человеческой жизни» [6, 79]. Человек не может доказать существование справедливости, высшего блага и прочих «предметов веры», поэтому вера выступает для него единственным способом порождения общих смыслов. В отношении веры к эмоциям необходимо обозначить два момента. Во-первых, веру нельзя отождествлять с эмоциями, сопровождающими «притяжение» образа будущего. Эмоции всегда присутствуют, когда человек получает ожидаемое: ребенок радуется получению игрушки, которую хотел, работник - получению желаемой должности и т.д. Цель деятельности, сознательно поставленная человеком, является значимой для него, а потому и ожидаемой, желанной. Естественно, что достигнутость этой цели (хотя пока и иллюзорная, лишь субъективно реальная, благодаря действию веры) не может не вызывать эмоций. Во-вторых, эмоциональный компонент, часто приписываемый вере, на самом деле относится к смыслу. Смысловые образования - это сплав сознательных и эмоциональных процессов [1]. Проанализируем связь веры со смысловой сферой. Вообще, заметим, что понимание особенностей смысловой сферы человека - ключ к пониманию веры, ибо вера всегда связана со смыслом. Смысл является сверхчувственным образованием. «Смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [4, 78]. Смысловые образования отличают от сферы значений, знаний и умений человека: они существуют не только в осознаваемой, но и неосознаваемой форме, образуя «утаенный» план сознания; они не имеют своего «надындивидуального», «непсихологического» существования - не бытуют сами по себе, как мир значений, культуры, который может быть отторгнут от нас. Также смысловые образования не поддаются прямому произвольному контролю и чисто словесным, вербальным воздействиям и не могут быть поняты и исследованы вне их деятельностного, жизненного контекста (то есть необходимо исследовать не только отдельные факты, но целостные акты поведения, ситуации во всех их взаимосвязях, в которых возникают и находят свой проявление те или иные смысловые отношения к действительности). «Смысловые отношения, будучи порожденными в деятельности, не остаются к ней непосредственно приписанными, возникающими лишь тогда, когда вновь и вновь производится данная деятельность, но… образуют особую сферу, особый относительно самостоятельный план отражения, нежели план конкретных взаимосвязей целей, действий и операций» [1, 99]. Смысловой слой - особая психологическая субстанция личности, определяющая собственно личностный слой отражения. В сознании смысловой слой отличен от бытийного, который образует действия, программы, образы, представления. Смысл существует не иначе как верой. Необходимость присутствия в жизни (действиях, поступках) человека смысла является необходимым условием появления веры. Взаимодействие веры и смысла таково: вера в нечто порождает смысл в этом нечто. Смысл же заставляет человека поверить в иные вещи, которые дадут частные смыслы, связанные с общим. Так как смысловой слой сознания относится к личностному слою отражения, то и вера принадлежит ему же. Вера имеет некоторые черты, присущие смысловой сфере: она сверхчувственное образование; она не имеет «надындивидуального», «непсихологического» существования. Ее нельзя заполучить извне, ее нельзя отторгнуть от себя. Отчужденными могут быть только верования. Вера может быть осознаваемой и неосознанной. Неосознанная вера может присутствовать у человека в форме установки, например, когда человек действует, исходя из положения чего-либо существующим, даже не задумываясь, есть ли для этого объективные основания. При возникновении обстоятельств, противоречащих неосознанной вере, вере подвергается осознанию. Осознание веры всегда связано с переживанием, ибо верить человек может только в то, что значимо для него, а что не значимо - то он лишь предполагает. Предположение же верой не является. Вера не поддается волевому контролю, однако, способствует появлению смысла, который мобилизует волю человека. Вера не может быть исследована вне жизненного контекста человека. Она протекает на всех уровнях жизнедеятельности, которые взаимно обуславливаются. Вера нетождественна убеждениям человека. Убеждения - относительно статичные образования, вера носит процессуальный, динамичный характер. Метафорически выражаясь, убеждение есть «вещь», вера же - отношение. Понятие убеждения в психологии личности неоднозначное [2, 3, 5]. Мы понимаем под убеждением человека сплав смыслов (в том числе ценностей как осознанных смыслов), значений и представлений, делающих устойчивыми цели и мотивы действий. Вера есть «удержание» этих смыслов и представлений. Утрата веры, потеря смысла влекут за собой и крах убеждений. Убеждения - результат личностного развития человека, они характеризуют его бытие как личности. Вера же присутствует у человека вне зависимости от степени сформированности убеждений. Она - один из инструментов, орудий формирования убеждений. В заключение отметим, что, несмотря на то, что вера как психическое явление определена нами как отношение, было бы неправомерным исключить другие возможности ее определения. Например, опираясь на принятую в психологии классификацию психических явлений, возможно рассмотрение веры как определенного психического состояния - фона, на основе которого разворачивается система различных психических деятельностей. Вера будет выступать как внутреннее условие, опосредствующее влияние внешних воздействий. Другой подход - это изучения веры как психического свойства, обеспечивающего качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.