К ПЕРСПЕКТИВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ Хахалова А.А.

Восточно-Европейский институт психоанализа


Номер: 12-1
Год: 2014
Страницы: 271-273
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

рефлексия, феноменологический опыт, самость, само-данность, reflection, phenomenological experience, self, self-givenness

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье предпринимается попытка обоснования перспективы современных междисциплинарных исследований. Эта разработка может быть полезна для современных прикладных психоаналитических и феноменологических практик, близко подходящих к осмыслению своих теоретических положений.

Текст научной статьи

Предметную область многих современных философских исследований представляет горизонт вопроса «на что это похоже» (what it is like) обладать сознанием, пребывать в само-сознании, и в этом смысле быть собой, быть самостью; в этот горизонт подпадают такие виды маргинального сознания, как сознание фона наряду с сознанием интеционального предмета, телесное сознание, или телесная самость, аффективная природа опыта. Речь идет о возможности определения предельных или первичных форм (само)сознания в онтогенетическом и гносеологическом смыслах, о понимании и объяснении форм субъективности, могущих составить основания для современных феноменологических и психоаналитических концепций, вывести следствия для философии сознания, субъективности в целом. Данная проблематика подразумевает работу с тем, что непосредственно участвует в конституции моего, сознательного, рефлексивного опыта, создает индивидуальное, историческое бытие субъекта, обусловливает и направляет в качестве мотивационного сознания действия и поступки субъекта. В свою очередь, обращение к философам, работающих на стыке философии и других наук о сознании (нейрофизиологии, психологии развития, когнитивной психологии), вбирание достижений и результатов этих наук в свое теоретическое пространство значительно расширяет и обогащает феноменологическую и психоаналитическую концепции сознания, психики. Новые перспективы исследования сознания, которые характеризуют философию сознания1, пусть никогда не могущие исполнится целиком, могут по-иному дать увидеть некоторые проблемы сознания и субъективности в целом. Во всех этих направлениях прослеживается единая тема, канва вопрошания, вопрошания о самом себе, о том, что составляет повседневный опыт каждого человека, о том, что само собой всегда уже известно, полагается в качестве самого знакомого, оставаясь в то же время самым чуждым и неожиданным в нас самих. Множество тем и вопросов, связанных с проблемой сознания, указывает на необходимость исследования этой проблемы - до какого предела я являюсь собой? Каким образом я дан себе в предельных\начальных (самых крайних, дальше которых я перестаю быть собой) состояниях опыта? Каковы следствия для теории поступка и теории другого? В качестве ведущего метода в поисках основных истоков понимания современного понимания предметности может служить герменевтическое истолкование и интерпретация некоторых современных концепций субъективности внутри внутри феноменологического и психоаналитического направлений. По внутренней необходимости самого предмета эта герменевтическая работа предполагает выходы за пределы какого-либо одного направления в сторону комплексного междисциплинарного пространства исследования субъективности. В связи с этим, не остаются без изменений и сами основополагающие принципы и методы философских систем, а подвергаются аккуратной и схоластической выработке, герменевтическому ре(кон)струированию с целью выдержать обще-методологическое требование данного исследования: как можно более адекватно описать формы первичного сознания с множественной перспективы, включающей в себя феноменологическую работу от первого лица, психоаналитическое толкование психических событий и использование материала эмпирических наук. Именно, собирание воедино всех этих аспектов метода я называю герменевтическим единством, предоставляющим возможность обоснования субъективности на разных уровнях, учитывая результаты и достижениях когнитивных наук, не пренебрегая субъективным измерением опыта, а также предоставляя слово психоаналитическому истолкованию происходящих событий и ситуаций исследования. В отличие от натурального метода О. Фланагана, заключающегося в «поиске рефлективного равновесия между феноменологическим, психогическим и нейрологическим уровнями...» [20 - пер. мой - А.Х.], в данном исследовании задано изначальное преимущество феноменолого-герменевтического и психоаналитического способов разыскания истины перед естественно-научными (последние зайдествованы лишь в качестве материи толкования), что не мешает данному исследованию привнести значительные результаты в общую теорию субъективности. Несмотря на требование Гуссерля разделения между науками о фактах и науками о сущностях2, в современных феноменологических проектах происходит изменение в понимании как феноменологии в целом, так и феноменологического метода. Современные междисциплинарные проекты представляют одно из возможных осуществлений феноменологии на сегодняшний день, сочетающее в себе взаимное равное сосуществование и влияние наук друг на друга. Для авторов этих проектов очевидно, что сознание нельзя совершенно изолировать от его материального субстрата (нейронных процессов в мозге), не исказив представление о нем, герменевтическую ситуацию, в которой оно функционирует в повседневном опыте. Поскольку сознание / явление является частью природы, оно открыто не только сущностному анализу, но и эмпирическому исследованию, исследованию существования явления. «Должно быть ясно, что феноменология имеет дело с темами, которые она разделяет с другими дисциплинами, и было бы неправильным настаивать на том, чтобы она просто игнорировала эмпирические достижения, относящиеся к этим же темам» [8 - пер. мой - А.Х.]. В свою очередь, современные психоаналитические проекты (нейропсихоанализ Солмса и Торнбулла, интерсубъективный психоанализ Столороу, психодинамический и системно-диадический подходы) также предпринимают попытки «разгерметизировать» учение Фрейда в пользу возможных взаимодействий с другими научными традициями3. Так, британский мыслитель, психотерапевт Эрнесто Спинелли в книге «The Interpreted world» («Интерпретируемый мир») указывает на благоприятную роль феноменологического метода для всякого психологического исследования: «практика феноменологического метода, по меньшей мере, минимизирует нашу склонность полагаться на протяжении всего нашего исследования исключительно на одну теорию. Кроме того, в своем стремлении вести нас не столько к правильным и окончательным заключениям, сколько к все более адекватным приближениям и вероятностям, она делает возможной теоретическую гибкость и «открытость», что согласуется с идеологией - если не с практикой - науки» [253 - пер. мой - А.Х.]. Таким образом, мой метод опирается на герменевтико-аналитическую работу с теоретическими построениями Фрейда, современными психоаналитическими теориями, феноменологией сознания Гуссерля и современными феноменологическими, междисциплинарными концепциями самости и заключается в установлении определенных взаимосвязей между ними: опираясь на опытные данные, подтвержденные феноменологически, а также, деконструируя главные психоаналитические понятия в контексте наук осознании, историко-философском контексте, я создаю необходимое методическое и эпистемологическое пространство для исследования первичных, предельных форм сознания. Последние составляют предмет вышеперечисленных областей и отвечают требованиям феноменологического рассмотрения сознания и психоаналитическому пониманию психического аппарата. Их исследование требует теоретическое конструирования (там, где отсутствует доступ к феноменологически опытному подтверждению), феноменологического и психоаналитического реконструирования события, первичного опыта, травмы (там, где существует возможность реактуализации в сознании). _ 1Среди аналитических философах существует тенденция к расширению предметной области исследования. Т. Нагель, аналитический философ, пишет о необходимости расширения нашего знания о нас самих, о том, на что это похоже быть собой, исходить из перспективы первого лица (first-person perspective), пребывать в само-сознании, само-познании (self-awareness, self-consciousness, self-knowledge). Двигаясь в сторону такого квази-объективного познания субъективности, Нагель настаивает на включении в исследование, например, опыт всех млекопитающих. По мысли автора книги «The view from nowhere», необходимо допустить наряду с нашим привычным сознанием себя в качестве человеческого сущего иные возможности бытия субъектом, сознавания и полагания смысла. В свою очередь, другой аналитический философ, McGinn всерьез размышляет о возможности исследования сознания инопланетного разума. Кроме того, существует традиция зомби-вопроса, body/mind problems etc. 2Если первые характеризуются определенной слепотой в отношении своих эпистемологических и методологических установок, предрассудков, которые лежат в основе их учений, наивное пренебрежение в прояснении терминов и понятий, то вторые призваны обеспечить всем этим корпус эмпирических наук, а также, науки о сущностях, совершенно в традиции «первой философии», обладают своим собственным предметом исследования - будь то первые начала и причины всего сущего, либо же, сферой перво-феноменов, чистых феноменов трансцендентального Эго, эйдетически усмотреннной чистым, редуцированным сознанием. Однако, сам Гуссерль, как и последующие поколения феноменологов, постоянно пересматривал главные принципы и замысел феноменологии. Так, в период написания «Кризиса евровейских наук и трансцендентальной феноменологии» Гуссерль склоняется к экзистенциально-герменевтическому разызканию, в основе которого лежит онтология «жизненного мира» и согласно которому феноменологическая редукция призвана дать впервые увидеть «жизненный мир» субъекта, включающий в себя фактическое, герменевтическое положение-дел, до-научное предпонимание сущего. 3См. Хахалова А.А. [].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.