САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Афанасьева О.В.

Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 45-47
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

саморазвитие личности, обучение, речевая деятельность, образовательный процесс, иностранный язык, содержательная целостность, self-development, teaching, speaking activity, educational process, foreign language, content unity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме саморазвития личности в обучении иностранному языку. Саморазвитие человека как личности является показателем оценки благополучного развития общества. Выдвигается теория деятельности, в которой выделяются основные принципы саморазвития личности

Текст научной статьи

В наше время весьма важной представляется проблема саморазвития личности как необходимое условие обеспечения духовно-нравственного оздоровления общества. Вопросы саморазвития личности обучающихся приобретает большое значение. Слово личность в культурах Востока и Запада раскрывается через понятие бытия, отражающего сущность культуры и представленного картиной мира. Мир личность богат и в каждой заключена своя культура. Известным является тот факт, базовым типом личности культуры Востока является коллективная (или групповая) личность, базовым типом личности Запада является индивидуальность. Индивидуальность есть личность, которая способна сама определять цели своей деятельности, осуществлять выбор средств для достижения своих целей. В педагогике понятие личность есть человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. В психологии интерпретация категории личности можно найти в работа Л.С.Выготского, где личность - постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой [2, 90]. А.Н.Леонтьев дал следующее определение: «личность есть процесс постоянного самоопределения человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания. Она первична по отношению к деятельности и сознанию [6, 164]. Проблема саморазвития личности рассматривается нами в контексте теории деятельности Л.С.Выготского [2, 90], А.Н. Леонтьева [6, 164], С.Л.. Рубинштейна [9,89], где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Для педагогического процесса неоспоримое значение имеют труды Л.Н.Куликовой, которая в своей работе «Проблемы саморазвития личности» определила 21 принцип, которые способствуют саморазвитию личности. Из 21 принципа мы базируем сове исследование на 7 [5, 95]. В ряду принципов гуманистической педагогики фундаментирующим выступает принцип природосообразности педагогического влияния. Согласно данному принципу важно видеть и понимать собственную природу ребенка как его врожденные черты. Принцип культуросообразности воспитания содержит в себе идею воспитания как инкультурации, когда механизм социального наследования действует как освоение ребенком с помощью взрослых достижений человечества как его дальнейшего жизнедвижения. Принцип безоценочности, безусловности принятия ребенка в воспитании характеризуется как значимая для воспитания связь между отношением педагога к ребенку независимо от проявления тем своих достоинств и встречной активностью саморазвития. Принцип социосообразности воспитания отражает необходимость создания приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка. Принцип свободосообразности базируется на необходимости создания условий свободы, в которой ребенок чувствовал бы себя свободным, то есть мог осуществлять свободны выбор деятельности и форм поведения, а также имел возможность независимого принятия решений. А.Адлер подчеркивает: «Главнейший помощник воспитания - любовь…Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости [1,76]. Любящий ребенок, и только он, способен к непредсказуемому всплеску саморазвития. Принцип глубинного общения в воспитании, отражающий закономерную взаимосвязь между характером общения ребенка и уровнем его «воспитуемости». Вышеизложенные принципы позволяют преподавателю обусловить индивидуальный подход к учащимся, а также открыть и отразить силу любви - значимую связь между педагогом и ребенком, что, несомненно, способствует эффективному усвоению материала. Роль учителя рассматривается как роль координатора влияний среды, согласно позиции Л.С.Выготского: «Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролем ее взаимодействия с воспитанником». Организуя обучение иноязычному общению на занятии, преподаватель должен видеть студента как индивида с определенным набором способностей к овладению иностранным языком, как субъекта деятельности учения и, наконец, что самое главное, как личность со всеми присущими ей социальными характеристиками: контекстом деятельности, личным опытом, интересами, мотивами, эмоциями, мировоззрением, статусом в коллективе. Студенты в процессе обучения иноязычному общению должны развивать собственную продуктивность, «самоэффективность» и осознавать ценность собственной продуктивности в общении [5, 78]. Общение как особый вид деятельности обслуживает все другие виды человеческой такие как труд, учение и др. С социально-психологической и социально-философской позиции, понятие общение рассматривается в контексте деятельности и взаимодействия людей. Раскрытие феномена общения в обучении иностранному языку исходит из коммуникативного подхода, разработанного Е.И.Пассовым [8, 91]. Данный подход предусматривает построение учебного процесса как модели общения, а урок иностранного языка, по Е.И. Сидяченко [10, 34], становится практикой межкультурной коммуникации. В действительности без языка культура такая, какой мы ее знаем, просто не существовала бы. Культура тесно связана и с лексикой, и с прагматикой языка. Язык также может играть важную роль как предсказатель поведения и характера личности людей, говорящих на многих языках. В этой связи вырисовывается новая тенденция - обучение межкультурному общению. В качестве наиболее значимого, результативного компонента содержания иноязычной коммуникативной компетентности следует определить межкультурную компетенцию, под которой понимается комплекс умений, позволяющих ориентироваться и адекватно вести себя в культурно-пересекающихся ситуациях [4, 18]. Таким образом, процесс саморазвития личности направлен не только на освоение необходимых для общения (взаимодействия) на иностранном языке навыков и умений, но и на самореализацию в речевой деятельности, развитие личностных характеристик, таких как конкурентоспособность, ответственность, инициативность.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.