ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ПОВОЛЖЬЯ ФИНСКИМ ХУДОЖНИКОМ АГАТОНОМ РЕЙНХОЛЬМОМ Кудрявцев В.Г.

Марийский государственный университет


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 166-168
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

традиционная художественная культура, вышивка, графика, тема язычества, российско-финляндские художественные связи, traditional arts of Finno-Ugric peoples, embroidery, paganism, graphic arts, Russian-Finnish artistic relationship

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена творчеству финского художника - исследователя традиционной культуры народов Поволжья Агатону Рейнхольму (1857-1887). Его деятельность протекала при творческом сотрудничестве с финскими учеными и местными краеведами, собиравшими для Финно-угорского общества и Национального музея Финляндии художественный и этнографический материал.

Текст научной статьи

Проблемами изучения традиционной культуры народов Поволжья и Приуралья в XIX веке занимались Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Финно-угорское общество в Гельсинфорсе. Изучение языков, народного творчества, искусства, религиозно-мифологических представлений, традиционных обрядов и обычаев финно-угорских народов проходило в сравнении с компонентами культуры тюркоязычных и славянских народов обширного региона Северо-Восточной Европы [2, 83]. Проводимые в регионе Обществом археологии, истории и этнографии научно-промышленные и кустарные выставки, демонстрации изделий местных промыслов и народного искусства послужили основной для создания ведомственных и местных музеев [4, 121]. Свое творчество финский художник Агатон Рейнхольм (1857-1887) посвятил отражению жизни и быта народов региона в графическом искусстве. К сожалению, он мало известен не только у нас, но и у себя на родине в Финляндии. Тем не менее, значительным является его вклад в историю изучения материальной и духовной культуры, прежде всего финно-угорских народов [3, 96-104; 7, 47-61]. В фондах Финского национального музея в Хельсинки имеется богатый изобразительный материал. В основном эта коллекция содержит рисунки и акварели, выполненные художником с натуры. Интерпретации обрядовой жизни удмуртов, марийцев и мордвы посвящены многофигурные графические композиции [1]. Значительная часть произведений использовалась «...для иллюстрации послеэкспедиционных монографий и статей профессора А. Хейкеля» [5, 77]. Результатом кропотливого труда художника А. Рейнхольма и ученого-этнографа А.О. Хейкеля является выход в свет солидного исследования по народному орнаменту и одежде марийцев «Die Stickmuster der Tscheremissen» и книги о мордовском национальном костюме «Mordvalaisten pukuja ja kuoseja. Trachten und Muster der Mordvinen» [6]. В нем представлен обширный графический материал, состоящий из черно-белых рисунков, полихромных акварелей и цветных таблиц. А. Рейнхольм родился в 1857 году в шведоязычной семье в Финляндии, профессиональную художественную подготовку получил в Школе рисования Союза художников у С.Е. Сёстранда. Формирование его дарований происходило в период подъема национального самосознания финских художников в 1880-е годы. Он выезжал в экспедицию в Карелию для сбора натурного материала, связанного с иллюстрацией «Калевалы». Умер художник в 1887 году. За свою короткую творческую жизнь, к сожалению, он не успел создать произведений большого размера. Хотя многочисленные графические поиски подтверждают его незаурядные способности. Доказательством тому являются многочисленные эскизы для тематических композиций о жизни марийцев-язычников. Собранный им натурный материал в научных экспедициях вполне мог использоваться в качестве оригинальных идей к самостоятельным художественным произведениям. И поэтому все творчество мастера в целом дает основание определить его существенный вклад в становление финноугроведения и российско-финляндских художественных связей, у истоков которых он стоял. Многие наблюдения художника преломлялись через призму традиций. Стационарные полевые исследования среди мордвы, марийцев, удмуртов Поволжья и Приуралья Аксель Олай Хейкель и Агатон Рейнхольм начали еще в 1883 году и продолжили вплоть до 1886 года. Иллюстративный натурный материал и этнографические сюжеты были запечатлены ими в Козьмодемьянском, Казанском, Яранском, Уржумском, Малмыжском и Бирском уездах Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Населенными пунктами работы финских исследователей были села Пертнуры Козьмодемьянского, Кучка Яранского, Старый Торъял Уржумского, Чураево Бирского и деревня Китяк Малмыжского уездов. Находясь в Казани, А. Хейкель и А. Рейнхольм выезжали к марийцам Казанского и Царевококшайского уездов, побывали в деревнях Пуланур, Яшково Арбанской волости и в селе Морки. Последовательное изучение ими народного искусства и этнографии финно-угорских народов, деревянного зодчества (поселений, жилищ, построек), народной одежды, вышивки, утвари определялось научной, этнографической и эстетической ценностью этого уникального материала. Рейнхольм также запечатлел булгарские памятники, национальные типажи проживающих в Поволжье татар. Экспедиция по Марийскому краю работала в 1884-1885 годах и началась с посещения горномарийских сел Пертнуры и Малый Сундырь. Это запечатлено во многих произведениях художника. Некоторые из них выполнены пером и черной тушью, имеют даже автобиографический характер. Например, в одном из них график изображает себя и ученого-этнографа. Они расположились на крестьянской усадьбе возле традиционного жердевого овина-шиша марийцев (марла ан) как объекта наблюдения. Под рисунком помещена надпись на финском языке: «А. Хейкель, А. Рейнхольм в Марийском крае в 1884 году», а на самом рисунке - инициалы художника «A. R.», которыми подписано большинство его произведений. В этом графическом листе художник создал панорамный пейзаж с изображением людей. Известно, что большую помощь в сборе этнографического материала в Пертнурах оказывали местные жители А. Афанасьев и учитель И. Моляров. Живописные холмы на берегу Волги, вид марийских деревень и костюм горных мари и другие впечатления легли в основу многих произведений. В маленьком акварельном пейзаже «Пертнуры» (1884), скомпонованном в вытянутый по горизонтали формат, изображен восход солнца в тот момент, когда в легком утреннем тумане начинают просматриваться прозрачные очертания деревьев и домов. Такой же картинный вид имеет другая панорамная работа «Священная роща марийцев, православная церковь и мечеть» (1884), выполненная акварелью. Она выдает мастерскую руку художника в разрешении пленэрных задач. Другие листы «Село Пертнуры» (1884) и «Деревня Малый Сундырь» (1884) отмечают созерцание местного ландшафта, утопающих в зелени садов марийских деревень, также пытливое изучение традиционного деревянного зодчества марийцев. Под первым рисунком Рейнхольм оставил надпись: «Марийцы любят дерево и лес. Вокруг их домов стоят высокие ели и березы. Марийские деревни выглядят как большие сады». Параллельно с пейзажами были созданы работы, имеющие жанровый характер. Один из листов, выполненный пером и тушью, это - «Женщина, играющая на гуслях» (1884), где изображена Анна Архипова. Многочисленные аналитические зарисовки костюмных комплексов горных марийцев свидетельствуют о плодотворной работе художника. Дальнейший маршрут пролегал на северо-восток: через Мадары -Царевококшайск - Кучка - Старый Торъял; затем - в юго-восточном направлении: Параньга - Китяк - Чураево. Акварели А.Рейнхольма, выполненные в 1884 году в левобережной части марийского края, посвящены царевококшайским и северовосточным женским костюмам луговых мариек. В них тщательно прорисован орнамент, скрупулезно точно выделены этнографические детали. Однако некоторая статичность поз в движениях фигур явилась результатом достоверного воспроизведения этнографических подробностей, нежели цельного художественного обобщения и выразительности сюжетных композиций. В мерцании серебристой тональности выдержан рисунок пером и тушью «Тошто Торъял» («Старый Торъял», 1884), где изображена сидящая во дворе сельской усадьбы женщина, занимающаяся рукоделием. Монохромная акварель «Боронование на лошадях» (1884) посвящена весенне-летним полевым работам марийских крестьян. В том же 1884 году Рейнхольм побывал у мордвы Нижегородской и Самарской губерний, марийцев Казанской, Вятской, Уфимской губерний и удмуртов Вятской и Уфимской губерний, также изучал музейные собрания Казанского университета и Румянцевского музея. Вполне самостоятельную художественную ценность имеет коллекция рисунков и акварелей, созданная в следующей экспедиции в 1885 году, маршрут которой пролегал в основном по мордовской и марийской земле [2, 54]. В работах 1885 года Рейнхольм свое внимание уделяет увиденным в деревне Китяк обрядовым действиям, которые произвели на него неизгладимые впечатления. На этих листах изображены сцены из жизни марийцев-язычников. Графически выразительны такие сюжеты, как «Обработка туши жертвенного животного», «Время обряда», «Приготовление подсвечника» (все - 1885). Мы должны заметить, что марийские языческие обряды тогда впервые отразились в изобразительном искусстве, и первопроходцем в передаче изображения этого феномена национальной культуры стал финский мастер А. Рейнхольм. Его стремление к пониманию эстетических взглядов местного населения передано в строгой реалистической манере. Этому предшествовала терпеливая натурная работа по зарисовке и изучению этнографического материала. Внимание к традиционным обрядам и обычаям и стремление познать и понять их способствовали художественному самовыражению талантливого финского мастера. Поэтому высоко следует оценить творчество А. Рейнхольма, который фактически проложил дорогу отражению в изобразительном искусстве этнической культуры родственных финно-угорских народов. Многофигурные композиции по традиционным народным обрядам получили художественную выразительность в ансамблевой организации и в графической завершенности рисунков. Не исключено, что они являлись эскизами к задуманным большим тематическим полотнам. Хоровое многофигурное начало, успешно представленное А. Рейнхольмом в его произведениях на языческие темы, нашло продолжение спустя полвека в творчестве марийского живописца К.Ф. Егорова (1897-1937), в его картинах «Тризна» (1925), «Ага пайрем» (1927), «Древний марийский поселок» (1927-1929). Через сто лет эти тенденции ярко проявились в творчестве молодых финно-угорских художников России, Эстонии, Венгрии, представивших наполненные мифологическим содержанием талантливые работы на международной художественной выставке «Ugriculture - 2000» в Музее А. Галлен-Каллела [8]. Графические произведения финского художника А. Рейнхольма как исторический документ являются ценным материалом в изучении материальной и духовной культуры финно-угорских народов. Художник своим творчеством внес большой вклад в становление российско-финляндских научных и художественных связей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.