СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ И БРАКУ Серебрякова Т.А.,Фазлы Е.П.

Нижегородский государсвенный педагогический университет им. К.Минина


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 210-215
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальные факторы развития личности, социальная ситуация развития, аксиология, ценностная культура личности, social factors in the development of personality, social situation of development, axiology, value the culture of personality

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье отражены результаты исследования проблемы ценностного отношения к семье и браку на основе использования метода теоретического анализа. Выводы, оформленные по итогам изучения имеющихся в данной области публикаций, подтверждены результатами пилотажного исследования.

Текст научной статьи

Проблема факторов, обусловливающих развитие личности, практически с момента возникновения психологии как науки определяется как проблема основополагающая. Не отрицая роль наследственности, то есть,- фактора биологического, областью наших научных интересов мы определили влияние на личностное становление (в частности, на ценностное отношение к семье и браку) факторов социальных. Наш интерес именно к данному аспекту не случаен. Трансформации, произошедшие в нашей стране в различных сферах жизни и деятельности людей, объективно повлияли (причем, не всегда позитивно) на каждого человека, его поведение, характер, систему ценностей, мировоззрение в целом. Стремясь соответствовать требованиям современной суперматериализованной эпохи, в погоне за соответствием ее идеалам, деформированными оказались отношение к себе самим, окружающим людям, профессиональной деятельности и т.д. Доминирование в системе отношений человека материального над духовным, нравственным привело к разрушению веками складывающихся смысложизненных ориентиров, идеалов, ценностных, этических и эстетических нормативов. Одним из таких утраченных жизненных смыслов и ценностей является семья (результаты исследований И.В. Гребенникова, В.Н. Дружинина, Л.Б. Шнейдер и других ученых). Беря во внимание выше изложенное, целью нашего исследования мы определяем изучение влияния социальной ситуации развития общества на ценностное отношение к семье и браку. Первым этапом нашей деятельности явилось изучение теоретико-методологических аспектов обозначенной проблематики. При этом определенная нами логика исследования позволяет выделить следующие его направления: 1 - изучение исследований, отражающих сущность феномена «социальная ситуация развития» и его влияние на процесс становления личности. 2 - анализ работ, посвященных проблеме ценностей и ценностного культуры личности (включая ценность семьи, брака и семейных отношений). Являясь существом социальным, человек не в состоянии ни полноценно жить, ни гармонично развиваться вне социума. Только лишь ощущение «погруженности» в процесс взаимодействия с другими людьми обеспечивает нам состояние комфорта и психологического благополучия. Не случайно проблема социальной ситуации развития находит отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Е. Дружинина и других исследователей. Ретроспективный анализ работ ученых позволяет говорить о том, что впервые термин социальная ситуация развития был введен Л.С. Выготским [15] в качестве показателя динамики развития ребенка. При этом под социальной ситуацией развития выдающийся отечественный психолог предлагает понимать совокупность законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом из возрастных этапов. Именно социальная ситуация развития, по мнению Л.С. Выготского [15], определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной реальности, как из основного источника развития, тот путь, по которому общественное становится индивидуальным. Идеи о социальной ситуации развития как факторе, обусловливающем становление личности, высказывают также: • Б.Г. Ананьев [12], с точки зрения которого введение понятия «социальная ситуация развития» ориентировано на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности; • Н.Е. Дружинин [14], определяя социальную ситуацию развития как специфическую для каждого возрастного периода систему отношений субъекта в социальной действительности, отраженную в его переживаниях и реализуемую им в совместной деятельности с другими людьми. По мнению исследователя, именно социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования; • Д.Б. Эльконин [11], отождествляющий социальную ситуацию развития и ту конкретную форму отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период жизни. Более того, по мнению данного ученого именно социальная ситуация развития может быть выделена как главный показатель, определяющий возраст ребенка. Весьма интересный, с нашей точки зрения, взгляд на определение сущностных характеристик социальной ситуации развития и ее роли в становлении личности высказывает Л.И. Божович [3]. Исследуя структуру социальной ситуации развития, данный ученый выделяет объективные и субъективные ее аспекты: - объективный аспект представляет собой «определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и санкциями» [3, с.189]; - субъективный же аспект - это не что иное, как внутренняя позиция ребенка, представляющая совокупность внутренних факторов и отражающая его отношение к своей объективной позиции, преломленное через призму системы потребностей и мотивов. По мнению Л.И. Божович [3], именно наличие у ребенка внутренней позиции к воздействию социальной среды свидетельствует об активно-действенном его отношении к этому воздействию. Обобщив подходы ученых к рассмотрению феномена «социальная ситуация развития», можно сделать вывод о том, что она является специфической для каждого возрастного периода системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая в совместной деятельности с другими людьми. Особое значение социальные факторы (в частности,- социальная ситуация развития) имеет для формирования у субъекта системы ценностей и ценностных ориентаций, которые и определяют отношение человека к тому или иному аспекту его жизнедеятельности. Не случайно анализ исследований, ориентированных на изучение ценностной культуры личности мы выделили в самостоятельное направление своего исследования. Осуществленный нами анализ имеющихся публикаций позволяет говорить о том, что проблема ценностей привлекала (и привлекает до настоящего времени) внимание представителей разных отраслей научного знания о человеке. Методологическую основу построения системы работы по формированию ценностей личности составляет опыт, накопленный философским знанием. В философских исследованиях проблема ценностных ориентаций рассматривается как одна из вечных проблем, порождаемых самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древнегреческие философы (Аристотель, Демокрит, Платон, Эпикур) поднимали вопросы о смысле жизни, добре, красоте, истине. Идеи самоутверждения жизни и ответственности личности высказывали и выдающиеся мыслители эпох Возрождения и Просвещения (В. Виндельбанд, Г. Гегель, И. Кант, Г. Риккерт и т.д.). Если коснуться проблемы ценностей с позиций современных философов (работы В.А. Василенко, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Т.В. Сохраняевой, В.П.Тугаринова и пр.), следует отметить, что в своих исследованиях ученые, в первую очередь, предпринимают попытку определить сущность и содержание понятия «ценности», исследуют структуру ценностей, их место и значение для формирования полноценной личности. Также представителями современной аксиологии предпринимается попытка установить связи и зависимости между системой ценностей личности и социальными и культурными факторами, ее обусловливающими. Так, С.Ф.Анисимов [1] говорит о ценностях как всеобщей категории, представляющей собой единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом [1]; - О.Г. Дробницкий, рассматривая проблему ценностей, отмечает, что ценность - это «форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом» [13, с. 26]; - А.Г. Здравомыслов [13] определяет ценности как компонент культуры человека. По его мнению, мир ценностей - «это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей» [13, с. 26]. Несмотря на некоторую разницу в подходах к определению понятия «ценности», большинство современных философов отмечают, что ценность - есть не что иное, как позитивная значимость чего-либо для субъекта. По мнению исследователей, именно ценности упорядочивают окружающую человека действительность, соотносятся с представлениями человека об идеале, придают смысл его жизни, обеспечивают возможность ее осмысления и оценки. Несомненно, обращаются к проблеме ценностей и представители психологии (исследования Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсон и др.). Как и представители философского научного знания, психологи стремятся определить сущность данного понятия, тесно связывая при этом ценности личности с ее потребностями и интересами. Не меньший интерес для представителей психологического знания представляют и механизмы формирования ценностей человека. Исследуя данную проблему, ученые устанавливают взаимосвязь между ценностями человека и его отношением к миру. Не случайно во многих психологических исследованиях активно употребляется термин «ценностное отношение» (работы Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева). Обобщенный анализ работ психологов позволяет нам выделить следующие подходы к трактовке понятия «ценность»: • ценность как значимость (работы Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, С. Шварца, Н.С. Розова, С. Л. Рубинштейна и др.). Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, ценности «производны от соотношения мира и человека» [13, с. 45] и выражают то, что в мире для человека значимо. Подобная мысль прослеживается и в работах А.М. Архангельского [13]. «Люди ценят в предметах природы и культуры то, чем они служат человеку. Это значит, что в основе ценностного отношения лежит значимость объекта для субъекта» [13, с. 46]; • ценность как выбор (работы таких западных ученых, как К. Клахон, C.В. Лурье, К. Роджерс, Дж. Роттер и т.д.). «Ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия»,- отмечает К. Клахон [8, c. 60]. С позиции же С.В. Лурье, ценности есть не что иное, как «те установки, которые определяют личностную структуру, <…> установки особого рода - те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом «выбор» рассматривается как ядро личностной организации» [9, с. 50]; • ценность как феномен (исследования У. Билски, Д.А. Леонтьева, Ш. Шварца). Подходя к трактовке понятия «ценности» с позиций феноменологического подхода, ученые склонны выделять комплекс признаков, систему ценностей личности характеризующий. В частности, Д.А. Леонтьев утверждает: «Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения» [8]. Опираясь на имеющиеся подходы к трактовке ценностей, мы придерживаемся точки зрения, что ценности личности, в первую очередь, определяют спектр значимых для субъекта предметов, объектов, событий, явлений и т.д. Именно эта «значимость», с нашей точки зрения» и является фактором, объективно обусловливающим поведение человека в социуме. Несмотря на то, что каждый человек, сообразно своему личному опыту, имеет свою собственную систему ценностей, есть и ценности вечные. К категории таких «вечных ценностей» длительное время относилась и семья. Об этом свидетельствуют работы таких представителей передовой отечественной научной мысли конца XIX - начала XX столетий, как С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.Л. Флоренский, которые рассматривали семью как первоначальную ячейку духовности и нравственности человека. Высказываются учеными этого времени и идеи о роли семьи и семейных отношений в динамике явлений в социуме (работы В.М. Бехтерева, И.А. Сикорского). Особый акцент на тесной взаимосвязи семьи, брака, ценностного отношения к ним и социальной ситуации развития общества сделан в работах современных как зарубежных (М. Вебер, У. Джемс, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас и т.д.), так и отечественных (труды А.И. Антонова, С.И. Голод, С.А. Губиной, Ю.Н. Давыдова, Л.И. Савинова, В.А. Сысенко, Е.М. Черняк и др.) исследователей. Так, в качестве социальной реальности, включенной в универсальный порядок, рассматривает институт семьи Э. Дюркгейм [5]. По мнению данного исследователя, семья - устойчивое явление, подчиненное объективным законам бытия. Это форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Идея о рационализации социальной жизни, предполагающей возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений, в том числе, - и культуры семейных отношений, высказывается М. Вебером [4]. Следует отметить, что в настоящее время идеи данного ученого составляют фундамент практически всех существующих позитивистских теорий семьи. Активная разработка проблемы семьи и брака, неугасающий уже длительное время интерес к данной проблематике, возможность обобщения полученных данных позволили ученым сформулировать ряд концепций, теорий и фундаментальных научных подходов к рассмотрению проблемы семьи и брака. Особый для нас интерес представляют позиции эмпиризма (брака (основоположник данного подхода Ф. Ле Пле [7]) и сциентизма. Согласно эмпирическому подходу, семья - это малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Для семьи, по мнению Ф. Ле Пле [7], даже при смене поколений, благодаря склонности к солидарности и сплоченности характерна спонтанная устойчивость. Факторами риска устойчивости семьи, с точки зрения данного исследователя, выступают индустриализация и урбанизация, проявляющиеся в разрозненном существовании родителей и детей, а также в ослаблении отцовского авторитета. Сторонники же сциентистского подхода к изучению ценности семьи и брака (У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд и некоторые другие ученые) подчеркивают тесную взаимосвязь семейных отношений, личности и общества. Не случайно ключевыми моментами теорий сциентизма являются понятия о межличностных отношениях, отношениях в системе «Я - Другой», значимости характера близких отношений, семье как «единстве взаимодействующих личностей». Анализируя работы современных отечественных ученых, мы пришли к заключению о том, что наиболее распространенной является концепция А.И. Антонова и его школы [2], основывающаяся на гендерно-теоретико-методологическом подходе. С позиции данных ученых современная молодая семья неудовлетворительным образом выполняет свои социальные функции воспроизводства общества, что, по мнению исследователей, тесно связано с борьбой за гендерное равенство, которая и привела к разрушению стабильного брака и семейного образа жизни. Исследуя проблемы, связные с современной ситуацией «нестабильности» отношений во многих семьях, утратой ценностного отношения к ней, ученые обращаются к вопросам о факторах, данное явление обусловливающих. Одним из таких факторов выделяется социальный опыт личности и ее деятельность, которые, как отмечает И.С. Кон [6], имеют решающее значение для формирования моральных понятий, нравственных чувств и системы ценностей личности. Таким образом, осуществленный нами анализ исследований по проблеме влияния социальной ситуации на ценностное отношение к семье и браку позволяет сделать вывод о том, что она ценности и ценностные ориентации подвергаются большому влиянию из вне. Являясь ячейкой общества, семья и отношение к ней априори не может не подвергаться трансформациям со стороны общества. В первую очередь, эти трансформации тесно связаны с изменениями, происходящими в ценностной структуре личности. В целях подтверждения (или опровержения) сделанных нами на основе использования метода теоретического анализа вывода о связи социальной ситуации развития и ценностного отношения к семье и браку нами было проведено пилотажное исследование, респондентами в котором выступили студенты 1 и 5 курсов дневной формы обучения, а также студенты заочной формы обучения в возрасте от 18 до 55 лет. В качестве диагностического материала нами были использованы: • эссе на тему «Мое отношение к семье и браку», • методика «Ценностные ориентации» М.Рокича [2], в рамках использования которой из перечня терминальных и инструментальных ценностей нами были выделены, по нашему мнению, наиболее значимые для семьи ценности - «счастливая семейная жизнь» и «ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)» как важное качество для закладки фундамента семейных отношений. Несмотря на то, что анализ эссе на тему «Мое отношение к семье и браку» показал положительную оценку семьи и брака всеми респондентами, в плане проявления их реального отношения четко прослеживается три тенденции: 1) в целом положительное отношение к семье и браку, которые, однако, рассматриваются как отдаленная перспектива (в основном студенты 1 курса); 2) положительное отношение к семье и браку, но, при этом, одобряется и гражданский брак (студенты 5 курса); 3) положительное отношение к семье и браку, актуальное в данный период жизни (в большинстве - студенты заочной формы обучения). Проведение методики «Ценностные ориентации» и полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что студенты 1 курса присваивают указанным ценностям более низкий ранг, чем студенты 5 курса. Студенты же заочной формы обучения (преимущественно респонденты зрелого возраста) ценностям, соотносимым с семьей и браком, присваивают очень высокий ранг и оцениваются их как самые значимые и актуальные. Соотнесение данных эссе и методики М. Рокича, позволило нам сделать вывод о том, что, действительно, семейные ценности имеют разное значение для людей разного возраста. Период юношества (к которому и относятся студенты очной формы обучения), выражая положительное отношение к семье и браку, не видят в ближайшем будущем себя в качестве супругов и родителей и, в большинстве своем, принимают и одобряют брак в форме так называемого «гражданского». Вместе с тем, на этапе зрелости люди уделяют семье большое внимание, выражая ценностное отношение к ней и считая одной из главных задач сохранение домашнего уюта, обеспечение чувства комфорта и благополучия в семье всем ее членам. Также мы отмечем, что у старшего поколения нивелирование семейных ценностей намного менее заметно, чем у молодежи. Мы можем предположить, что причина этому - богатый жизненный опыт, способствующий принятию адекватных и правильных решений. Поскольку каждому возрасту соответствует своя специфическая социальная ситуация развития, можно предположить, что именно она в условиях современного мира имеет достаточно большое влияние на людей, в частности, на сформировавшуюся у них систему ценностей. Если в юношеском возрасте, в силу сложности современной социальной ситуации, ее нестабильности и, как следствие, - наблюдающемся чувстве незащищенности у молодежи, мысли о браке и семье особой актуальности не представляют (актуальны другие ценности, например, - получение престижной с материальных позиций профессии), то в более зрелом возрасте именно ценностное отношение к семье и браку трансформируется в нечто значимое, актуальное для реализации на данном этапе жизни. Таким образом, выводы, сделанные нами по итогам осуществленного теоретического анализа исследований по проблеме влияния социальной ситуации развития общества на ценностное отношение к семье и браку, находят полное подтверждение и результатами проведенного нами первичного эмпирического исследования. Именно нестабильность социальной жизни, - с одной стороны, и стремление к благополучию (в первую очередь, - материальному), - с другой, нивелирует ценность семьи и брака у современной молодежи. Однако именно в семье, в большей мере, формируется личности! Следовательно, - у современного молодого поколения просто необходимо сформировать устойчивое ценностное отношение к семье и браку. На устранение этого противоречия и ориентирована наша дальнейшая исследовательская деятельность, целью которой мы определяем разработку системы психологических мероприятий, позитивно влияющих на формирование у студентов вуза ценностного отношения к семье и браку.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.