МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Смирнова Н.П.

Центр творчества «Гуманитарий», Москва


Номер: 12-2
Год: 2014
Страницы: 215-218
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

экономическое благополучие, психология нравственности, ценности, установки, economic well being, psychology of morality, values, attitudes

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Рассматриваются теоретические основания изучения морально-нравственной детерминации экономического благополучия человека в современном российском обществе. В рамках теоретико-эмпирического подхода обосновывается необходимость развития существующих в социальной и экономической психологии концепций о нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения личности и группы, а также психологии субъективного экономического благополучия: представлений о его «моральном модусе».

Текст научной статьи

Проблема морально-нравственной детерминации экономико-психологических явлений в современном обществе как фундаментальная научная проблема затрагивает различные аспекты ценностной и морально-нравственной регуляции социальной и экономической активности человека, проблему аномии и морального цинизма в современном российском обществе, соотношения материальных и постматериальных ценностей в обществе, моральной и психологической «цены» достижения экономического благополучия. Кардинальные изменения в социальной и экономической сферах нашей страны, произошедшие за последние десятилетия, не могли не отразиться на обществе в целом. Увеличение имущественных различий в обществе, социальное расслоение, актуализация проблем экономического благополучия, качества жизни у различных слоев населения - это только некоторые проблемы общественного и экономического развития. Одним из аспектов происходящих изменений, который является не менее актуальным в обществе, хотя и не выступает главенствующим - изменения в сфере нравственности. Исследователи отмечают, что Россия переживает системный нравственный кризис [2; 6 и др.]. Данные, полученные российскими социологами в рамках опросов общественного мнения Левада-центром, свидетельствуют о том, что большая часть россиян не удовлетворена тем, что происходит в обществе в области морали и нравственности; считают, что за последние годы уровень культуры и морали изменился в худшую сторону; среди проблем, которые являются наиболее острыми и, в первую очередь, тревожат людей, «кризис морали и нравственности» отмечается следующим после проблем материальной сферы («бедность обнищание населения», «рост цен», «рост безработицы» и др.). В настоящее время в психологической науке активно разрабатываются проблемы «психологии нравственности» [6], классические работы М. Вебера, И.А. Ильина, А. Смита, Э. Фромма и др. развиваются в трудах современных исследователей через анализ нравственной и духовной обусловленности различных видов поведения (социального, трудового, экономического, профессионального, организационного поведения), разработку различных аспектов гражданского, нравственного, экономического сознания. В работах А.Б. Купрейченко нравственность определяется, как «целостная система воззрений на должную социальную жизнь, выражающая то или иное понимание сущности человека и его бытия, это ценностный базис общества, имеющий всеобщее значение, и регулирующий жизнедеятельность человека во всех сферах жизни с целью достижения единства или согласованности общественных, групповых и личных интересов» [2, 4]. При этом особенно подчеркивается важность и необходимость системного социально-психологического анализа детерминации, механизмов и динамики нравственно-психологических факторов экономического поведения, социально-экономических и экономико-психологических явлений. В современном мире проблемы экономического благополучия волнуют как отдельных людей, так и общество в целом, а кризисные явления в мировой экономике придают им особую политическую, экономическую и социальную остроту, для их решения требуются новые научные подходы. Проведенные конкретные и междисциплинарные исследования затрагивают как отдельные стороны проблемы экономического благополучия, так и системно изучают данное явление через анализ соотношения различных видов благополучия, проблемы экономического благосостояния, бедности и богатства, различные аспекты экономического поведения, влияние или вклад в представления человека о его экономическом и материальном благополучии как внешних, так и внутренних факторов (экономических, социальных, психологических, психолого-экономических) и др.. Системное обобщение указанных проблем представлено в работах В.А. Хащенко, через новое научное направление - психологию субъективного экономического благополучия. Данный подход позволяет исследовать различные явления материальной жизни человека не только как явления социально-экономические, но и как экономико-психологические [4; 5]. Предлагаемые автором модусы проявлений субъективного экономического благополучия включают (наряду с другими) модус морально-нравственной оценки и ценностно-смысловой модус. В первом случае экономическое благополучие может определяться этическими оценками с точки зрения справедливости, равенства (или неравенства), социальной ответственности, нравственной добродетели человека, т.е. экономическое благополучие кроме имущественной оценки предполагает и этическую характеристику. Выделение данного модуса подчеркивает важное место и роль нравственных факторов в формировании благополучия человека. Так, А.Б. Купрейченко отмечает, что «многие экономико-психологические феномены (мотивы, притязания, принципы, стратегии, отношения и т.д.) имеют нравственную природу, поскольку определяются базовыми отношениями субъекта к окружающему миру, людям, самому себе. Как нравственно допустимые и недопустимые воспринимаются различные цели, виды и способы производства, распределения, обмена и потребления, а также уровни дохода и благосостояния. В категориях добра и зла оцениваются экономические объекты и явления (деньги и собственность, бедность и богатство, деловой мир, кризисы, безработица, реклама и т.д.)» [2, 4]. Ценностно-смысловой модус включает понимание человеком экономического благополучия как отдельной, самостоятельной ценности сообразно наиболее значимым для него жизненным смыслам, целям, мировоззренческим (в том числе религиозным) убеждениям и идеалам. Предполагается, что ценность достижения материального благополучия имеет разные смысловую значимость и наполнение в зависимости от его места в системе ценностей человека. Ценностно-смысловое значение экономического благополучия для человека наиболее ярко проявляется в его отношении к деньгам, вещам, собственности, потреблению и той роли, которую они играют в жизни, - в целом в значимости материальных ценностей [4; 5]. Субъективная ценность материального успеха в жизни, вера в то, что материальные ценности являются главной причиной счастья или несчастья в жизни человека тесно связана с понятием материализма. Термин материализм в экономической психологии используется для обозначения различий в поведении и ценностных ориентациях человека. В психологическом контексте материализм определяется либо как система персональных ценностей (Fournier, Richins, 1991; Richins, Dawson, 1992; Richins, 1994), либо как личностная черта (Belk, 1985). Материализм - это многомерный конструкт, который связан с высокой потребительской ценностью для человека материальных объектов - денег, дохода, собственности, вещей и т.п. Исследования показали, что ориентированные на материализм люди, по сравнению с нематериалистами, меньше удовлетворены своей жизнью в целом. В этой связи встает вопрос о противоположном понятию материалистических ценностей понятии постматериалистических ценностей. В гуманитарных науках этот феномен в первую очередь связывают с духовностью. Е.А. Головаха и Н.В. Панина, одни из создателей методики измерения социального цинизма общества, указывают на то, что личностные и общественные ценности во многом определяют духовность. Ссылаясь на концепцию Р. Инглхарта о существовании материалистических (выживание, материальная безопасность и др.) и постматериалистических (самореализация, взаимопомощь и др.) ценностей, они делают заключение о том, что если постматериалистические ценности не становятся основой духовной жизни людей, соответственно, общество меняется несущественно [1]. Таким образом, фундаментальная научная проблема ценностной регуляции активности личности, и в частности, ее экономического благополучия может быть изучена через анализ соотношения в ценностной структуре человека материальных и постматериальных ценностей. Реформы, проведенные в нашей стране, повлекшие за собой экономическое расслоение населения, актуализируют вопросы установления реальной жизненной установки россиян на материальные ценности, выявления их представлений о том, на какие «жертвы» готовы пойти большинство людей ради достижения богатства, материального достатка и т.п., какова «моральная цена» экономического благополучия, т.е. проблему моральной регуляции экономического поведения. Социально-экономические трансформации российского общества и, прежде всего реализация программ приватизации и рыночных реформ, не могли обойтись без серьезных изменений норм морали, в том числе и нравственности общества в целом. Это следует из социологической теории аномии, созданной Э.Дюркгеймом и Р.Мертоном: любое изменение социальной ситуации, связанное с социальной реорганизацией, неизбежно вызывает аномические реакции в обществе. Готовы ли поступиться большинство людей чем-то важным (интересной работой, карьерой, своим здоровьем, здоровьем родных и окружающих, дружбой, пойти на обман или преступление) ради того, чтобы стать богатыми или же деньги не стоят никаких жертв, насколько распространен в современном российском обществе показатель морального цинизма, данные конкретные вопросы могут быть изучены в исследовании, направленном на выявление морально-нравственных детерминант экономического благополучия человека в современном обществе. Полученные ранее в научных исследованиях данные об аномии общества, его деморализации, о материальном цинизме общества, преобладании материальных ценностей в структуре жизненных приоритетов современного человека требуют дальнейшего изучения и проверки, выявления существующих изменений. Разработка теоретико-эмпирического подхода к изучению морально-нравственной детерминации экономического благополучия человека в современном российском обществе будет способствовать развитию существующих в социальной и экономической психологии концепций о нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения личности и группы, а также психологии субъективного экономического благополучия, теоретических представлений о его «моральном модусе». Определение структуры социальных представлений человека о том, на какие «жертвы» готовы пойти большинство людей ради достижения богатства, материального достатка, какова «моральная цена» экономического благополучия; анализ соотношения в ценностной структуре человека материальных и моральных ценностей, развития жизненных установок представителей различных социальных групп россиян на достижение в сфере материальных ценностей, уровень выраженности морального цинизма и его роль в экономическом поведении, позволят внести вклад в решение фундаментальной научной проблемы ценностной и морально-нравственной регуляции экономического сознания и поведения. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Морально-нравственная детерминация экономического благополучия человека в современном российском обществе», № 14-06-00478.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.