ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРЕЦКОЙ АВТОРСКОЙ ДРАМЫ (РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕРИОД ДО 1980 г.) Прушковская И.В.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко


Номер: 2-2
Год: 2014
Страницы: 26-30
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

турецкая авторская драма, республиканский период, «золотой век», Turkish author drama, Republican period, the "golden age."

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается процесс развития турецкой авторской драмы в республиканский период, анализируются жанровая специфика и тематика турецкой драматургии начала и середины ХХ ст.

Текст научной статьи

Исследование развития турецкой драматургии республиканского периода является новым для украинского востоковедения. На сегодняшний день не существует комплексных исследований в этой сфере, что и определяет актуальность и новизну данной статьи. Объектом исследования является процесс развития турецкой авторской драмы в русле исторических событий, связанных со становлением Турецкой республики. К турецкой народной драме и драматургии обращались в своих исследованиях такие российские и турецкие ученые, как Анд М., Бабаев А., Боролина И.В., Герчек С.Н., Кямилев К., Оганова Е.А., Озен М.Н., Севенгиль Р.А., Танпынар А.Х. До периода реформ в Османской империи (1839) традиционный турецкий театр являлся устным творчеством, представленным в традиционных театрах «Карагез», «Орта Оюну», монотеатре меддахов и театре марионеток «Кукла Оюну». Под влиянием западных тенденций и стремления правителей Османской империи приблизить к европейским стандартам экономику, политику, культуру и в частности литературу, в этих сферах начались активные перемены и преобразования. Первая турецкая авторская драма «Женитьба поэта» была написана в 1859 г. Ибрагимом Шинаси, от которой ведут отсчет в закладке фундамента турецкой авторской драматургии большинство литературоведов разных стран. До провозглашения Турецкой республики в 1923 г. в развитии турецкой авторской драматургии можно отметить много противоречивых моментов, а также прогрессивные изменения на уровне с регрессивными. Первые же пятнадцать лет существования Турецкой республики силы государственных деятелей были направлены на модернизацию и национализацию общества, культуры, экономики, промышленности. Мотивы национализации выразительно отражались в литературных произведениях турецких писателей и драматургов [8, 22]. После создания в 1924 году Анкарской государственной консерватории активизировалась деятельность государственных и частных театров, увеличилось количество профессиональных драм. Одновременно с созданием республики вопросы цензуры перешли в компетенцию главного управления печати. В первые годы кемалистского правления продолжаются дискуссии о роли театра в жизни общества, его задачах, в русле которых возникает потребность в рассмотрении проблем жанровой классификации драматургических произведений, основой которой служила французская терминология: сатирическая мораль, водевиль, оперетта [4, 94]. 20-е - 30-е годы ХХ в. проходят в условиях интенсивного развития драматургии, основная тематика которой была связана с событиями национально-освободительной борьбы [1, 72]. В первые годы существования республики благодаря таким талантливым драматургам, как Ахмет Нури, Мусахипзаде Джеляль, Хюсейн Суат, Халит Фахри, Решат Нури, Юсуф Зия, а также Ведат Недим, Ведат Орфи, Махмут Эсары, турецкая драматургия стала развиваться достаточно интенсивно [7, 253]. В литературных журналах «Месяц в картинках», «Существование», «Идея», «Новый человек», «Дерево», «Неделя культуры» печатались статьи про развитие турецкого театра, отрывки пьес, встречалась информация про советский, английский, немецкий театры. Наряду с развитием драматургии и новых театров продолжают работать традиционные народные театры. Опора на национальные корни неразрывно связывается турецкими драматургами с поиском новых форм в рамках реалистической драмы [1, 77]. Турецкая исследовательница Шюкран Курдакуль характеризует развитие драматургии в республиканский период следующим образом: «Начало ХХ ст. в турецкой драматургии было периодом предродовых схваток, и лишь в первые годы республиканского периода турецкая драматургия стала осознавать себя и воспринимать мир, который ее окружает» [7, 252]. В период президентства Исмета Иноню (1938 - 1950) Турецкая республика продолжает всесторонне развиваться, открываются консерватории, театры, оперы, при Министерстве образования создано бюро переводов, где переводились на турецкий язык западные классические и современные литературные произведения, в школах и университетах начали изучать греческий и латынь, были созданы сельские институты, «народные дома» с целью поднять уровень образованности сельских жителей, максимально снизить социальное неравенство [8, 25]. Сельские институты набирали обороты, уровень образования стремительно рос, появилась так называемая «сельская литература». Большое оживление ощущалось и в прессе. Согласно закону про печать 1938 г. руководство процессом переходит в руки правительства. Исмет Иноню поддерживал печатное дело, благодаря чему множество журналов и газет, особенно литературного направления, увидели свет. Вместе с этим ограничения и жесткая цензура применялись к тем литературным деятелям, в произведениях которых чувствовался дух нацизма и социализма. В ход шли репрессии, тюрьмы, ссылки. В 1944 г. против литераторов, учителей, военных было открыто дело «Расизм-туранизм», рассмотрение которого продолжалось около трех лет. Представители турецкой интеллигенции, среди которых можно назвать Зеки Велиди Тогана, Нихала Атсыза, Орхана Шаика Геккая, Хюсейна Намыка Оркуна, Фетхи Теветоглу были задержаны по подозрению в нацизме. Такой шаг со стороны государства частично ослабил культурное развитие. Но уже в 1946 г. была создана Демократическая партия, вместе с этим открылись двери к многопартийной республике и демократическое движение охватило молодое государство [8, 27]. В 1940 - 1950 гг. сцену увидели пьесы таких известных драматургов, как Ахмет Кутси Теджер, Ахмет Мухипа Дыранас, Селяхаттин Баты, Джеват Фехми Башкут, Сабахаттин Кудрет, Севги Санлы. Проанализировав драмы, написанные и инсценизированные с 1923 г. по 1950 г., можно сделать вывод, что молодые драматурги кроме своих произведений часто обращались к наследию предшественников, углубляясь к началу зарождения авторской драмы [2, 31]. 27 мая 1960 г. произошел первый военный переворот, который повлек за собой существенные изменения в жизни республики. Утром 27 мая, в неурочное время, по турецкому радио передали: «В связи с кризисом, в котором оказалась наша демократия, и последними печальными событиями, а также с целью предупредить братоубийство турецкие вооруженные силы взяли власть в свои руки...». Несколько позже было объявлено о роспуске меджлиса, аресте правительства, запрещении деятельности политических партий [10]. Политическая ситуация в республике достаточно положительно отразилась на развитии литературы и драматургии. В частности, 60-е годы ХХ в. исследователи называют «золотым веком» турецкой драматургии [2, 31]. В этот период началась настоящая мода на Бертольда Брехта. Ярким примером этого является творчество турецкого драматурга Халдуна Танера (1915 - 1986). Халдун Танер, обращаясь к традиционной народной драме, добавляя дидактизм Танзимата, создает оригинальные пьесы [6, 80]. Наиболее яркой с точки зрения освоения Халдуном Танером брехтовских традиций является пьеса «Поэма про Али из Кешана» (1962). В этот период появляются пьесы эпического театра «Опасный голубь» Неджати Джумалы, «Поцелуй руку Хадживата» Юнвера Орала, «Кровавая Нигяр» Садыка Шендиля, «Сарыпынар 1914» Тургута Озакмана и др. Невзирая на явную «стилизированность» под «Карагез» и «Ортаоюну», во многих пьесах проявляется авторский почерк, идейно-эстетическая обработка основных художественных элементов народной драмы [1, 94]. Примечательно, что турецкой литературе этого периода была присуща стойкая тенденция драматургических переделок авторами своих прозаичных произведений (Орхан Кемаль, Решат Нури Гюнтекин) [1, 99]. Пародийность, гротескность звучат у новых драматургов по-новому. Именно в этот период закладываются основы понимания человека как индивида, начинается активное развитие тематики социальных проблем. Российская исследовательница Елена Оганова и турецкая исследовательница Зехра Ипшироглу утверждают, что в комедиях, мелодрамах, политизированных драмах рассматриваемого периода наряду с влиянием брехтовских идей ярко выделяется обращение к традициям народного турецкого театра, преимущественно теневого театра «Карагез» [1, 85; 6, 82]. Пародийность народного театра трансформирована у драматургов-шестидесятников в рамках брехтовской концепции про максимальное обобщение, что позволяет сквозь пародийность и сатирическую типизацию создать широкомасштабную картину действительности [1, 89]. Сосуществование традиций народного театра и современной мировой драматургии в целом определяет специфику становления в турецкой драматургии жанра политизированой драмы [1, 1]. В 60-е гг. ХХ в. под руководством Халдуна Танера был создан театр-кабаре «Страус», в котором разыгрывались пьесы нового жанра: по форме - народная буфонада, по тематике - острая злоба дня. Таким образом, теория «эпического театра» Бертольда Брехта и поиски форм нового театра в 60-е гг. ХХ в. существенно усилили заинтересованность турецких драматургов традициями народной драмы [1, 92-94]. Турецкие драматурги отмечают существенное сходство между традиционным турецким народным театром и эпической драмой, синтезируя основы восточного и западного, они создают произведения, знакомые и близкие сердцу турецкого народа, которые способны приоткрыть занавес действительности. Сам Халдун Танер достаточно критично подходит к вопросу турецкой драматургии и подготовки молодого поколения драматургов: «Воспитывать, взращивать новых молодых драматургов - это работа государственных театров. Режиссура, актеры, хорошо подобранные декорации призваны стесывать острые, грубые углы несовершенных пьес молодых драматургов. И для государственных театров - это долг чести. Если же нет - то они на ошибочном пути. Необходимо положительно относиться к молодым драматургам, не давать им повода думать, что театр и все, кто там работает - выше, чем их произведения, они должны поверить, что им отведено важное место в турецкой драматургии, они должны поверить в себя. И если театр отклоняет предложение автора инсценировать его произведение, то обязательно должны быть объяснения, анализ и предложения со стороны руководства театра относительно усовершенствования предлагаемого произведения [3, 399-400]. Бурный расцвет турецкой драматургии сподвиг турецких драматургов показать свои достижения и успехи Европе и всему миру. Первой ласточкой был перевод Гербертом Мельзингом пьесы Азиза Несина «Можешь подойти?» на немецкий язык и инсценированной в Германии в 1962 г. Позже появились переводы этой пьесы на румынский русский, азербайджанский, французский, английский и др. языки [3, 407]. 1960 - 1970 гг. - пик популярности художественных и литературных журналов, таких как «Воодушевление» (1960), «Папирус» (1966), «Литература» (1968) и др. В 1970 - 1980 гг. литературные журналы имели скорее идеологическое, чем культурное направление. На первый план тематики драматических произведений, созданных в 1960 - 1980 гг., выходят реальные события жизни. В этот период можно условно выделить четыре проблематики, на которых акцентировали внимание в своих произведениях драматурги того времени: 1) Общественные проблемы: отношения в семье. Здесь можно назвать как пьесы авторов минувшего периода, так и произведения молодых авторов: Ахмет Кутси Теджер «Дом на продажу», Четин Алтан «Бей баба», Джевдет Кудрет Аксал «В кафе праздник», Орхан Кемаль «Спинозы», Башар Сабунджу «Правдивая история из жизни Али Риза Бея», Азиз Несин «Страшилище Тороса». Основной проблематикой названных выше пьес является роль женщины в семье, экономические проблемы общества. Пьесы «Оджак» Тургута Озакмана и «Беспорядок» Гюнера Сюмера рассказывают о молодых и пожилых семьях, которые не видят будущего и достаточно скептически относятся к настоящему. Женщина, гендерные проблемы - основные темы пьес «Велосипед Чингисхана» Рефика Эрдурана, «Игра в дочки-матери» Адалет Агаоглу, «Холст» Тургута Озакмана, «Виноваты» Четина Алтана, «Старые фотографии» Динчера Сюмера, «Сумерки» Незихе Мерич. 2) Урбанистические процессы. Авторы пьес обращаются к проблемам, с которыми сталкиваются жители пригорода, села из-за желания городской жизни и невозможности удержаться перед реалиями больших городов. О стихийном росте незаконно построенных домов, про душевные и материальные проблемы общества («Дестан Али из Кешана» Халдуна Танера, «Фабрика ног и рук» Сермета Чагана, «Чиль хорозу» Октая Рифата). Активно развивается сельская тематика, как и в романистике. В пьесах «В засаде» (1961) Джахита Атая и «Меметы темноты» (1963), «Будет так, как повелит Аллах» Турана Офлазоглу, «Девчушка Фадик» Орхана Асены, «Истоптанная трава» Неджати Джумалы, «Белобрысая Наджие» Реджепа Бильгинера основной тематикой является упадок села, угнетение женщины, предрассудки. В некоторых пьесах авторы обращаются к таким насущным проблемам, как злой и несправедливый староста села, бюрократ, постоянно берущий взятки, убийцы, которые жаждут наживы и денег (Сермет Чаган «Фабрика ног и рук» (1964), Джевдат Фехми Башкут «Мы все за одного» (1965), Зеки Озтуналы «Батакгель» (1969)). Актуальна также тема тюрьмы: Орхан Кемаль «Палата №72», «За стенами» Тургут Озакман. 3) Мифологизация художественного пространства. Больше всего исторических пьес вышло из-под пера Турана Офлазоглу, главные герои его пьес - правители Османской империи («Сумасшедший Ибрагим», «Мурат ІV», «Кесем Султан», «Византия рухнула», «Молодой Осман», «16 марта 1920 г.», «Защита Сократа»). Гюнгер Дилмен, Ильхан Тарус, Фазыл Хаяти Чорбаджиоглу, Аднан Гиз также являются авторами исторических пьес этого периода. 4) Влияние творчества Бертольда Брехта. Эпический театр. Необходимо подчеркнуть, что пьесы, созданные в период с 1960 по 1980 гг. отличались своей оригинальностью, не повторяли сюжетных линий западных драматических произведений, органично объединяли в себе элементы турецкого народного театра и новые элементы современной драматургии [9, 362]. Турецкий литературовед и критик Инджи Энгинюн классифицирует сюжеты драматических произведений, напечатанных за период 1923 - 1980 гг., следующим образом: 1. Пьесы для детей. 2. Переиздание уже известных пьес. 3. Адаптация пьес (языковая и стилистическая адаптация пьес, написанных до языковых реформ). 4. Новые пьесы молодых драматургов [5, 143]. В 1970-1980 гг. ощущается падение заинтересованности драматургией [2, 31]. Не обошла эти годы и критика со стороны литературоведов и исследователей. Турецкий писатель, актер, переводчик Зихни Кючюмен (1929 - 1996) довольно остро критикует состояние драматургии того времени: «Сегодняшние драматурги находят время для написания драмы лишь в выходные дни, кроме того, за написание драмы берутся журналисты, поэты, романисты, которые не имеют ни времени, ни желания следить за развитием мировой драматургии. Так пишут, как перо повернулось. А относительно молодого поколения драматургов, так они лишь копируют оболочку западных моделей драм... Чего нам ожидать от пьес, авторы которых не имеют устоявшихся литературных и философских убеждений?... А что говорить о тех, кто гонится за дешевой наживой, рассматривая театр и написание драм простым зарабатыванием денег? В течение года в городские театры поступает до ста предложений инсценировать драмы. Пять-семь из них - драмы известных драматургов, все остальные - написанные неизвестно кем в воскресенье [3, 387-388]. Известный турецкий писатель Джеват Фехми Башкут в противовес Зихни Кючюмену отстаивает мысль о том, что драматургия того времени все ж не является такой уж негодной: «Драматургия - самый сложный для написания жанр. Вы можете быть известным поэтом, романистом, но когда вы однажды решите написать драму, то поймете, насколько это сложно и скорее всего не сможете этого сделать с первой попытки. К тому же драматургия для нас, турок - это новый литературный жанр. Между Софоклом и Намыком Кемалем - 2300 лет. У западных драматургов существует традиция в двадцать столетий, а у нас - лишь столетие... Западный драматург идет по пути, протоптанному до него сотней тысяч известных драматургов. А турецкий драматург продвигается тропкой, которая начала появляться 100 лет назад на сырой турецкой земле. Поэтому, взяв во внимание лишь столетний опыт, то, что мы имеем сейчас - не так уж и мало [3, 389]. Известный турецкий литературовед Метин Анд в работе «Турецкая драматургия в республиканский период» (1983) говорит о похожей с предыдущими годами двухвекторной тенденции развития турецкой драматургии: европеизованную и современную турецкую, которая тяготеет к традициям народного театра [3, 576]. Не обходит вниманием Метин Анд и тематики пьес 1970-х - 80-х годов: общественные неполадки, индивид, семейные драмы, исторические драмы, проблемы между поколениями, гендерные споры и т.п. [3, 584]. Третий военный переворот в республике 12 сентября 1980 г. существенно изменил вектор развития культурного роста турецкого общества, турецкой литературы и драматургии в частности. Считаем, что рассмотрение этого периода требует отдельного основательного изучения и анализа для создания общей картины истории развития турецкой драматургии. Подводя итоги, хотелось бы отметить тот нелегкий, отчасти критический путь к совершенствованию, который преодолела турецкая литература, начиная с 1923 и по 1980 гг. В изложенном материале четко прослеживается тонкая связь между политической ситуацией в республике с тенденциями и тематикой литературных произведений. Несомненно, самым ярким эпизодом развития турецкой драматургии этого периода является появление брехтовских идей и зарождение эпической драмы. Отчетливо видно стремление турецкой драматургии наверстать все то, что было присуще западной драматургии многие сотни лет, а также желание вырваться вперед.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.