ТРУДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭРГОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕРФЕЙСОВ Курмангалеева Г.Ф.

Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики


Номер: 2-2
Год: 2014
Страницы: 256-258
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

проектирование, интерфейсы, эргономика, человеко-комьпютерное взаимодействие, design, interfaces, ergonomics, human-computer interaction

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрена проблема проектирования интерфейсов, эволюция интерфейсов для ЭВМ как пример изменения технологий и метафор продуктов, а так же труды Зараковского Г.М. и Мунипова В.М как необходимый базис для проектирования эргономичных продуктов.

Текст научной статьи

Эргономика - научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы [1]. Научный прогресс вводит новые средства и инструменты деятельности в человеческую жизнь, например, такие как компьютерные программы и мобильные приложения. Встает вопрос об их методах проектирования. В настоящее время существует множество подходов к проектированию интерфейсов, частично они перекликаются между собой в наличии итерационности, важности учета пользовательских задач. При этом малоизвестным остается наличие «истоков» отечественного проектирования, такие как труды Зараковского и научная деятельность Мунипова. Рассмотрим их более подробно, остановившись вначале на эволюции интерфейсов и устройств, для понимания особенностей новых платформ. 1. Эволюция интерфейсов Рассматривая историю разработки продуктов для ЭВМ можно выделить следующие виды их интерфейсов: • «Командная строка». • « ВИМП» (англ. WIMP; Windows, Icons, Menus, Pointers, W-окна, I-иконы, M-меню, P-указатели). • «Графический пользовательский интерфейс». Первоначально в «человеко-компьютерном» взаимодействии выделялся интерфейс типа «командная строка», требующий от пользователя знания определенных команд [2]. Пользователь был вынужден постоянно прибегать к документации, вследствие чего была низкая скорость взаимодействия человека с машиной. Подобный тип применим для программистов, но не для обычных пользователей [3]. В дальнейшем широкое распространение получил интерфейс типа «Меню», представляющий наглядно функционал на экране. Основоположником данного вида управления стала фирма Ксерокс в своем проекте «Звезда» (1981 г.). Путем выбора определенных элементов, пользователь осуществлял последовательное взаимодействие с интерфейсом. Данный тип интерфейса являлся более удобным, чем тип «Командная строка», поэтому получил более широкое распространение. В настоящее время он также популярен как способ группировки и отображения функциональных возможностей продукта. Интерфейс «ВИМП» предлагает последовательное взаимодействие пользователя с программой, поэтому часто применяется для создания приложений, ориентированных на пользователей имеющих малый опыт взаимодействия. Результатом дальнейшего развития человеко-компьютерного взаимодействия стал «Графический пользовательский интерфейс», во многом упрощающий взаимодействие человека с приложением. В данном виде интерфейса заложен подход по взаимодействию с приложением по типу «Объект-операция». Пользователь, выбрав объект, в дальнейшем осуществляет одну из возможных с ним операций. Таким образом, преимущество «Графического пользовательского интерфейса» заключается в наличие возможности у пользователя наглядно взаимодействовать с продуктом без знания определенных языков программирования, за счет отображения пользовательских алгоритмов представления. Актуальной проблемой эргономики остается вопрос повышения удобства графического интерфейса. Мировой и отечественный опыт говорит о том, что у интерфейса значительно повышается степень удобства, если при разработке приложения производится анализ пользователя: изучение психологических характеристик, а также ожиданий и целей [4]. Улучшение проектирования интерфейсов было связно с развитием технологий. Так технология ДиЭчтмл (англ. DHTML) - позволила создавать страницы с интерактивными элементами без увеличения нагрузки на сервер. Пользователи в ходе взаимодействия изменяли внешний вид страницы без перезагрузки страницы и обращения к серверу. ДиЭчтмл основан на ДОМ (англ. Document Object Model, DOM) , расширении Эштмл -документа. Основным отличием ДОМ является возможность управлять каждым элементом страницы без ввода дополнительных атрибутов. Таким образом в эволюции человеко-компьютерного взаимодействия прослеживается идея упрощения интерфейсов, отделение часто применяемых действий от единичных, переход к графическому представлению информацию, проектирование для более широкой аудитории пользователей. Данные выводы позволяют предполагать, что эволюция мобильных приложений должна пройти за короткий промежуток времени аналогичные шаги и развиваться в дальнейшем параллельно с интерфейсами ЭВМ. 2. Труды отечественных ученых Эволюция интерфейсов шла параллельно с накоплением знаний о человеко-компьютерном взаимодействии, об особенностях данной среды и пользовательских задачах. Данные базис помогал увеличить качество проектируемых интерфейсов за счет увеличения опыта у специалистов по проектированию интерфейсов. Но отсутствие в российских вузах специализированного образования привело к нехватке у специалистов базовых знаний по эргономике, а именно не знание когнитивных и деятельностных подходов, а также трудов отечественных эргономистов Зараковского и Мунипова. Зараковский Георгий Михайлович- доктор психологических наук, профессор, разработал теорию психофизиологической структуры деятельности человека-оператора и метод проектирования этой деятельности. Мунипов Владимир Михайлович - доктор психологических наук, профессор, защитил первую в СССР докторскую диссертацию по специальности «эргономика» на тему «Формирование эргономики как научной и проектировочной дисциплины». На экспериментальных исследованиях визуального мышления, выполненных В.М. Муниповым, строится концепция эргодизайна [5]. Эргономическое проектирование интерфейса как процесс создания изделия включает в себя следующие принципы из общей методологии проектирования Зараковского [6]: • распределение функций между человеком и приложением; • разработку функциональной структуры деятельности человека; • выявление структуры интерфейса; • разработку морфологической структуры деятельности человека; • определение базовых психологических свойств, необходимых для освоения и последующего успешного выполнения деятельности. Рассматривая интерфейс приложения как информационную модель, стоит обратиться к концепции В.М. Мунипова. В.М.Мунипов предлагает следующие шаги в анализе информационной модели [7]: 1. Выявление задач информационной системы и их приоритезация. 2. Выявление источника информации, способа и точности выполнения задач. 3. Создание каталога объектов управления с учетом всех необходимых параметров системы, ранжирование их исходя их важности 4. Создание каталога признаков объекта, ранжирование их исходя из важности. 5. Деление функций между человеком и машиной, с учетом когнитивных возможностей человека. Данные шаги носят итерационный характер, что ведет к созданию наиболее эффективного и эргономичного информационного объекта. В данной методике учитывалась уровневое строение деятельности, внешние условия взаимодействия, стремление к определенной цели. Данные вещи актуальны и сейчас при проектировании приложения. Подходы Зараковского и Мунипова дополняют друг друга и имеют ряд общих шагов. В работе Зараковского заложено направление на определение морфологической и функциональной структуры деятельности человека, в то время как направление, рассматриваемое Муниповом, главным образом анализируют вопросы приоритезации и представления информации с учетом когнитивных возможностей человека. Изучение и использование данных подходов в ежедневной трудовой деятельности специалиста по проектированию интерфейсов позволит повысить качество разрабатываемых продуктов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.