ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ, ПОЗИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНІЗАЦИИ ХАРАКТЕРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Павлык Н.В.

Национальная Академия педагогических наук Украины


Номер: 2-2
Год: 2014
Страницы: 262-268
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

структура личности, характер, дисгармонии характера, методологический подход, принципы гармонизации характера, the structure of the personality, character, disharmonies of character, the methodological approach, the principles of harmonization of character

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена описанию методологического подхода к проблеме гармонизации характера современной молодежи. Автором рассмотрены духовно-нравственные основы гармоничного личностного развития, описаны модель структуры характера u принципы гармонизации характера в юношеском возрасте.

Текст научной статьи

Гармонизация характера молодежи является актуальной психолого-педагогической проблемой. Современная молодежь отличается от предыдущих поколений высоким развитием интеллекта, информационной осведомленности при отсутствии знаний духовно-нравственного содержания [4]. Сегодня в условиях падения нравственности в обществе, размытости идеалов, разрушении института брака, господства духа корысти молодые люди вынуждены искать формы взаимодействия с окружающим миром. Утрата духовных основ, приспособление к нравственно-патогенным условиям массовой культуры вызывает развитие дисгармоний характера у молодежи. Это приводит ко вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, духовно-незрелых молодых людей. Эмоциональная неуравновешенность, потеря самообладания, депрессия, слабоволие, противоречивость поведения (агрессия к любимому человеку) выступают показателями дисгармоничного характера и причинами психологических проблем человека [1]. Например, талантливый, но прагматичный молодой человек страдает от глубокого одиночества, которое ощущает в следствие неспособности к построению доверительных взаимоотношений, поскольку с прагматической позиции другие люди воспринимаются как конкуренты или средства достижения корыстных целей. Поэтому актуальной задачей современной психологии является своевременная профилактика развития характерологических дисгармоний у молодежи. Целью данной статьи является презентация духовно-психологического методологического подхода к проблеме гармонизации характера в юношеском возрасте. Проблема гармонизации характера находится на стыке философии, психологии, духовных учений. Нами выделен духовно-нравственный, позитивно-личностный методологический подход, который базируется на положениях христианской антропологии, рассматривающей человека с точки зрения божественного замысла о нем - каким должен быть человек в гармоничном состоянии. Красной нитью христианской антропологии выступают учения о нравственности, о страстях и нравственных добродетелях. Коротко остановимся на основных положениях. Мораль - это система внешних общественных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения и отражающих среднестатистическую систему ценностей определенного общества, которые человек может принимать или не принимать. Нравственность - это внутриличностное качество, которое опирается на духовные ценности и детерминирует поведение согласно совести и свободной воле, считаясь со свободой и чувствами других людей. Следует заметить, что мораль современного общества не всегда совпадает с духовно-нравственными ценностями. Нравственность - это всегда самостоятельный выбор человека. Первоосновой нравственности является нравственное чувство - способность к различию добра и зла, определяющее нравственную потребность - притяжение к добру и отвращение от зла. Многократно повторяющееся нравственное чувство (привычка стремиться к добру и отвращаться от зла) составляет нравственный закон, который направляет волю человека в русло добра. Нравственность, в отличие от морали, переносит центр внимания с внешнего поведения на внутреннее состояние человека. Нравственный закон всеобщ как и физические законы, но к его исполнению человек приглашается на добровольных основаниях. Неисполнение нравственного закона не упраздняет его, он постоянно даёт о себе знать через проявления совести, которая выступает естественным нравственным законом личности [3]. Функциями совести являются: различение добра и зла; честная рефлексия своих поступков. Совесть в зависимости от своего состояния нормирует поведение человека, выполняя функции самоосознания и самоконтроля. Существует три уровня нравственного сознания: 1) нравственность эгоизма (внешне нравственные поступки на основе эгоистичных корыстных мотивов: страха наказания, жажды удовольствия); 2) нравственность симпатии (нравственные действия по мотивам жалости, сопереживания, привлекательности, любви к конкретному человеку); 3) высшая нравственность проявляется в свободной нравственной деятельности, когда человек творит добро всем, поскольку не может поступать иначе, так как цель его жизни - всеобщее благо [5]. Термин «нравственность» восходит к понятию «нрав» (характер), отражая его нравственное содержание, духовные качества, регулирующие поведение человека и составляющие основу духовно-нравственной саморегуляции. В христианской традиции представлено учение о страстях - устойчивых деструктивных психологических навыках, перерастающих в дисгармоничные черты характера. Страсть возникает при потере логики и меры удовлетворения естественной потребности. Неподвластные волевой саморегуляции аффективные мотивы (страсти) являются причиной неспособности к построению нравственных отношений. Они ослепляют человека, не давая судить здраво. Зависимость от страстей лишает человека способности к нравственному выбору. Отсюда вывод: система укоренившихся страстей, представляет собой дисгармоничный характер. Каждая страсть имеет противоположную добродетель - склонность воли в достижении добра. Нравственное развитие личности (и соответственно, гармонизация характера) заключается в сознательной борьбе со страстями путем самовоспитания нравственных добродетелей. Определим основные категории духовно-нравственного, позитивно-личностного подхода. Характер - динамическое психическое образование, структура устойчивых личностных тенденций, обусловленных системой отношений человека к себе, к другим людям, к Богу, к труду, к ситуациям, к жизни в целом, которые определяют устойчивые формы его поведения (черты характера). Каждая черта выражает определенное отношение человека и формируется в результате многоразовой реализации этого отношения в поступках. Характер имеет содержание (позитивные или негативные черты) и структуру - систему кластеров черт. В зависимости от силы волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Под "сильным характером" понимается устойчивость эмоционально-волевой саморегуляции. Однако, волевые качества могут способствовать достижению как нравственных, так и безнравственных целей. Характер как динамическая система устойчивых черт выступает результатом предыдущего и отправным пунктом последующего развития личности. Характер может развиваться как в гармоничном, так и в ддисгармоничном направлении. Дисгармоничный характер - это комплекс дисгармоничных черт, вызывающих состояние психологического дискомфорта и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими. Основой развития дисгармоний характера является несформированность духовно-нравственной саморегуляции, что связанно с дефицитом нравственности и самоконтроля. Дефицит нравственности проявляется эгоцентризмом, гордостью, безответственностью. Эмоциональные расстройства выражаются в агрессивности, неспособности к проявлению духовных чувств (сострадання, заботы, любви). Волевые дисгармонии проявляются в слабоволии, отсутствии самоконтроля, неумении противостоять соблазнам. Психологические проблемы личности являются следствием дисгармоничности ее характера. Гармоничный характер обеспечивает адекватность поведения и способствует гармонизации взаимоотношений. Определяющим фактором гармоничности характера выступает сформированность духовно-нравственной саморегуляции (способности личности управлять своими эмоциями, действиями и поведением, руководствуясь духовно-нравственными принципами: сохранения мира, любви, взаимоуважения), которая осуществляется за счет согласованного функционирования духовно-нравственного, эмоционального и волевого компонентов характера. Основой гармоничного характера выступают нравственные отношения человека к людям, к себе, к Богу, к природе, к жизни в целом. Нравственные отношения - это всегда позитив, внимание, доброжелательность в отношении тех, на кого они направлены. Если в отношениях присутствуют негатив, недоверие или человек игнорирует в своей жизни какого-то человека или Бога, это значит, что нравственные отношения к этому объекту у него не сформированы. Поэтому у него будут появляться проблемы, связанные именно с отсутствием этих нравственных отношений. Например, если мы чувствуем к человеку внутреннюю враждебность, то к нему мы будем проявлять невнимание, нетерпимость, грубость, создающие атмосферу напряженности, негатива. Нравственное отношение к людям - это внимательность, уважение, любовь, доброта, отношение к другому человеку как к самоценности, определяющее способность к любви и самоотдаче. Безнравственное отношение к людям - недоверие, агрессивность, индивидуализм. Нравственное отношение к себе проявляется в чувстве достоинства и самоуважения, скромности, самокритичности. Чтобы правильно относиться к себе, нужно ориентироваться на духовный образец, сравнивая себя не с большинством людей, а с достойными высоконравственными личностями, честно признаваться себе в своих ошибках, негативных мыслях, чувствах и поступках. Основой безнравственного отношения к себе является гордыня, способствующая развитию эгоцентризма, тщеславия, или напротив - хронического чувства вины, страха перед людьми. Нравственное отношение к Богу определяет духовную направленность и качества: смиренность (от корня "мир", "миролюбие"), любовь, благодарность Богу. Следствием недоверия Богу являются бездуховность, гордыня, неспособность к духовной любви. Для развития веры нужно тренировать ощущение присутствия Бога в своей жизни (например, любимый человек на духовном плане всегда присутствует в нашей жизни). Так надо тренировать свой ум памятью о Боге («чувство предстояния пред Богом»), осмысляя события жизни с точки зрения Божиего промысла. Нравственное отношение к вещам, к природе - это аккуратность, бережливость, ответственность за экологию, а халатное отношение проявляется в небрежности, неряшливости. Нравственное отношение к труду проявляется в трудолюбии, креативности, ответственности, умении довести дело до конца, а безнравственное - в лености, недобросовестности, безответственности. Гармоничный характер - целостная структура согласованных черт, выражающих нравственные отношения человека. Гармоничный характер обеспечивает духовно-нравственную саморегуляцию и определяет уравновешенность, нравственную силу, мирное состояние души и конструктивность взаимоотношений человека. Для построения структуры характера была взята за основу христианско-антропологическая модель структуры личности, состоящая из трех подструктур: духа, души и тела, которая является своеобразным «личностным каркасом» для формирования черт характера. Дух представляет собой: 1) высшее Божественное качество, преображающее душу и передающее ей высшие состояния (веру, надежду, любовь); это Божественная Сила для развития жизни, для сотворчества с Богом; 2) это всеобщая энергия, составляющая основу явлений; 3) это источник психической энергии, обеспечивающий самосознание, рефлексию, эмоционально-волевую активность. Духовность - это активность духа. Подструктура души включает мыслительную часть - разум, раздражительную часть - чувства и желательную часть - волю. К подструктуре тела принадлежат ощущения и восприятия, составляющие область психосоматики. Между духом, душой и телом существует строгая иерархия. Тело должно подчиняться душе, душа - духу, дух должен быть погружен в Бога. Такая иерархия является основой гармоничного характера. Так был задуман человек. Мы считаем целесообразным опираться на данную модель в сочетании со структурой личности по Р. Кетеллу, включающая интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы, которая, хотя и не учитывает духовную и телесную сферы, однако психологизирует христианско-антропологическую модель, дополняя подструктуру души коммуникативным компонентом. Синтез этих двух моделей дает возможность построить структурно-иерархическую модель личности, (Рис. 1). На основе данной модели определим структуру характера, выделив основные его компоненты. Рис. 1. Структурно-иерархическая модель личности Структурой характера является система кластеров устойчивых черт в соответствии с подструктурам личности, которая содержит 6 компонентов: духовно-нравственный, креативно-интеллектуальный, эмоциональный, волевой, коммуникативный и психосоматический. (Рис. 2). Рис. 2. Структура характера личности Характер имеетструктуру и содержание: черты являются содержательным наполнением структуры характера. Они дихотомичны - могут быть позитивными (гармоничными) или негативными (дисгармоничными). Гармонизация характера состоит в духовном развитии всех его компонентов: ума (нравственных убеждений), чувств (любви, сострадания), воли (силы воли), нравственного общения. Когда к нравственным убеждениям присоединяется сила воли и доброе сердце, то характер становится целостным. Общими критериями гармоничности характера выступают качественные характеристики, отражающие степень согласованности черт. Они определяются как производные от тех или иных черт и представляют собой систему дихотомических шкал, отражающих целостную картину характера, и располагаются по осям: нравственная воспитанность - невоспитанность, уравновешенность - неуравновешенность, сила - слабость характера; жесткость - мягкость; целостность - противоречивость характера. 1. Степень развития духовно-нравственных качеств (совестливости, ответственности, честности, альтруизма) определяет нравственную воспитанность человека. 2. Целостность характера отражает непротиворечивость поведения, единство слова и дела, ответственность, принципиальность, развитый самоконтроль. О противоречивости характера свидетельствует расхождение между желаниями человека и результатами его поступков, а также сочетание противоположных тенденций (доброжелательности и агрессивности). 3. Уравновешенность характера означает ровность поведения, оптимальное соотношение сдержанности и активности. Это признак развитой волевой сферы (самоконтроля, терпеливости, организованности). Неуравновешенность проявляется в импульсивности, слабоволи, эмоциональной нестабильности. 4. Сила характера - это энергия, с которой человек достигает цели, способность к мобилизации сил при преодолении трудностей, принятии решений. Сила характера определяется уравновешенностью, честностью, ответственностью, принципиальностью. Бесхарактерность - следствие слабой воли, неопределенности жизненных целей. 5. Мягкость характера в отличие от бесхарактерности проявляется в гибкости поведения в связи с доброжелательным отношением к другим людям. Мягкий характер определяется сочетанием доброжелательности, толерантности, совестливости, альтруизма. Жесткость характера свидетельствует о ригидности личности, что обусловлено гордыней, упрямством. Гармонизация характера является процессом согласования его подструктур, наполнение их духовно-нравственным содержанием, развитие позитивных качеств, контроль над негативными. Основной задачей гармонизации характера является развитие духовно-нравственной саморегуляции - способности управлять своими эмоциями и действиями, руководствуясь нравственными принципами: сохранения мира, любви, взаимоуважения; формирование нравственных отношений к себе, к другим людям, к Богу, к окружающему миру, следование принципам умеренности во всех жизненных проявлениях. В этой связи совсем иное содержание получают жизненные формулы: «хороший» и «плохой» характер. «Плохой» - это характер неуравновешенный, нецелостный в силу отсутствия определенных конструктивных черт. И напротив, «хороший» характер, это всегда целостная структура, в которой присутствуют все гармоничные черты. Гармоничный характер сопровождается состоянием внутреннего равновесия, лёгкости, спокойствия. Вершиной гармоничного характера является способность к настоящей любви. Часто люди, будучи сами дисгармоничными, принимают за любовь страстное желание быть рядом с человеком, не умея при этом жертвовать своими интересами, привычками. Отсюда непонимание, ссоры и даже ненависть. Это не любовь, а эгоцентрическая страстность, разрушающая не только отношения, но и саму личность. Когда говорят, что от любви до ненависти 1 шаг, то имеют ввиду именно эгоцентрическую привязанность. Духовная любовь основана на чувстве ценности другого человека независимо от того, удовлетворяет он наши желания или нет. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности, а представляет собой духовную связь между людьми. Сущность духовной любви апостол Павел выражает словами: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» [1 Кор. 13: 4-8]. Настоящая любовь вечна, но достичь способности к такой любви можно только путем постоянной борьбы со своим эгоизмом и гармонизации своего характера. Поэтому гармоничный характер - это результат активного самовоспитания человека. В рамках духовно-нравственного, позитивно-личностного методологического подхода был разработан учебно-психологический спецкурс «Гармонизация характера личности», в основу которого положенны следующие принципы: 1. Принцип иерархичности - упорядоченности между различными подструктурами характера. Показателем гармоничного характера является надлежащая иерархия черт, ведущее место в которой, принадлежит духовно-нравственным качествам. 2. Принцип духовно-нравственной детерминации согласно которому духовно-нравственные черты являются основными факторами гармонизации характера (развивая честность, совесть, ответственность, мы укрепляем духовно-нравственную саморегуляцию, которая способствует уравновешенности и целостности характера). 3. Принцип позитивности состоит в направленности личности на позитив относительно других людей, проблемных ситуаций, жизни в целом. Человек должен выполнять роль своебразного буфера, который не отзеркаливает внешний негатив, а нейтрализует его своей позитивностью (необходимо уметь останавливать эмоциональный негатив на начальной стадии с помощью доброй шутки, ласкового слова, признанием своей неправоты). Следуя принципу позитивности, человек развивает свое позитивное мышление - умение объяснять и интерпретировать каждую ситуацию с точки зрения оптимизма, творчески находя альтернативные способы решения проблем, избегая негтивных чувств (раздражения, обид, зависти). 4. Принцип ценности личности - это ориентация на лучшие качества в человеке, признание презумпции невиновности каждой личности, понимание и оправдание её. Чтобы уважать других людей, необходимо иметь чувство ценности каждого человека независимо от его поступков (человек может ошибаться и поступать безнравственно, но от этого он не становится менее ценным). 5. Принцип антиномичности заключается в разумном следовании принципам позитивности и духовно-нравственной детерминации (человека нужно воспринимать с позиции безусловной ценности его личности, и одновременно с точки зрения духовно-нравственной оценки его поступков). 6. Принцип интернальности состоит в формировании ответственного отношения ко всему, что происходит в жизни. 7. Принцип единства психики и деятельности проявляется в единстве системы отношений личности и поведения (согласованность отношений человека с реальной жизнью определяет гармоничность его характера). 8. Принцип динамической мотивации, согласно которому, основой характера выступает личностная направленность, которая может динамично меняться. 9. Принцип дихотомичности - наличие парности взаимоисключающих черт (признаков доминирования показателей гармоничного вектора личностного развития, которые исключены в случае дисгармоничного развития). 10. Принцип умеренности (золотой середины) - гармонизация характера означает приведение в соразмерность его подструктур (мера, как норма гармоничности, способствует уравновешенности характера). 11. Принцип психоэлевации - духовно-нравственного окультуривания (развитие позитивных черт и самоконтроль над негтивными, благодаря чему происходит сознательное взращивание позитивных и окультуривание негативных черт). 12. Принцип духовно-личностной интеграции (гармонизация происходит на основе развития базовых процессов: нравственного, интеллектуального, эмоционального, волевого развития личности). ВЫВОДЫ. Гармония личности проявляется в согласованности ее ума, воли и чувств, что определяет целостность характера, его духовно-нравственную силу, логичность и последовательность поступков, конструктивность взаимоотношений человека. Основой гармоничного характера выступают нравственные отношения к людям, к себе, к Богу, к природе, к труду, к жизни в целом. Нравственные отношения - это позитив, внимание, доброжелательность к тем, на кого они направлены. Гармоничный характер - целостная структура черт, где каждая черта выражает определенное нравственное отношение человека. Критериями гармоничности характера являются: нравственная воспитанность целостность, сила, уравновешенность, мягкость, обусловленные сформированностью духовно-нравственной саморегуляции - способности к управлению своими эмоциями, действиями и поведением, руководствуясь духовно-нравственными принципами: сохранение мира, любви, взаимоуважения. Дисгармоничный характер - это комплекс дисгармоничных черт, вызывающих состояние психологического дискомфорта и нарушающихт взаимоотношения с окружающими. Основой развития дисгармоний характера является несформированность духовно-нравственной саморегуляции, что связанно с дефицитом нравственности и самоконтроля. Гармонизация характера - это процесс согласования его подструктур, наполнение их духовно-нравственным содержанием, развитие позитивных качеств с целью контроля над негативными, развитие духовно-нравственной саморегуляции, формирование нравственных отношений к себе, к другим людям, к Богу, к миру в целом, следование принципам умеренности и позитивности во всех жизненных проявлениях с целью развития целостного, сильного, уравновешенного, нравственного характера. Занимаясь духовно-нравственным саморазвитием, человек гармонизирует не только свой характер, собственную личность, но и окружающий мир.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.