КАМЕРНО - ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ А.ДАДАШЕВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОК - ЗАПАД Бабаева М.И.

Азербайджанская национальная консерватория


Номер: 2-2
Год: 2014
Страницы: 311-314
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкальная форма, вариантность, инструментальный стиль, У.Гаджибейли, развития, musical form, variance, instrumental style, U.Hajibeyli, development

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется камерно - инструментальные сочинения народного артиста Азербайджана А.Дадашева. Подчеркивается важная роль инструментальных жанров в творчестве композитора. Симфоническое мышление композитора определяет тщательность проработки деталей, сложный современный язык, глубина и многоплановость.

Текст научной статьи

Азербайджанская музыка - одна из древних и важных ветвей национальной культуры. Испокон веков имена многих музыкантов были известны далеко за его пределами. Музыкальное искусство в Азербайджане развивалось под влиянием социально - исторических процессов и выполняло многочисленные функции сохранения культурных ценностей и их постоянного переосмысления. В начале ХХ века, в азербайджанской музыке, в отличие от предшествующих столетий, ориентированных на традиционную музыку устной традиции, рождается новый для всего Ближнего Востока тип профессионального музыкального искусства - композиторское творчество, формируется культура новоевропейского типа. Это случилось благодаря деятельности выдающегося представителя мирового музыкального искусства ХХ века У.Гаджибейли. Осуществив синтез сложившихся на протяжении многих веков классических традиций азербайджанской музыки с основополагающими завоеваниями европейского композиторского творчества, У.Гаджибейли стал первооткрывателем нового направления в национальной и мировой музыкальной культуре. Поставленная в январе 1908 году первая на мусульманском Востоке опера «Лейли и Меджнун» У.Гаджибейли была не результатом долгого развития различных форм композиторского творчества, а началом пути новейшей азербайджанской музыки. Благодаря этому музыкально -сценическому произведению была преодолена статика национальной музыкального искусства и начался процесс ассимиляции инокультурых явлений. Творчество У.Гаджибейли отражает в себе многие этапы развития новой азербайджанской музыки - от возникновения первых композиторских форм до расцвета на уровне лучших достижений европейского музыкального искусства. Синтез Востока и Запада, так органично осуществившийся в сочинениях У.Гаджибейли, нашел свое продолжение в музыке последующих поколений композиторов, в частности, Азера Дадашева. Народный артист Азербайджана А. Дадашев, представитель славной школы К. Караева, принадлежит к поколению художников, заявивших о себе в полную силу в 70- е годы ХХ века. Не потерявшись в череде многих ярких талантов того времени - Д.Гаджиева, С.Гаджибекова, Дж.Джангирова, А.Меликова, Х.Мирзазаде, А.Ализаде, А. Дадашев с первых самостоятельных шагов в искусстве обрел самобытный голос и индивидуальный стиль. Ныне, А.Дадашев - хорошо известный в Азербайджане и за рубежом композитор, произведения которого постоянно исполняются в России, США, Англии, Франции, Финляндии, Швейцарии и других странах мира. Многогранное творчество А.Дадашева органично вписывается в музыкальную культуру современности и при этом словно живет, по своим законом, вне временных рамок. Используя новации композиторского письма, свойственные ХХ веку, А.Дадашев никогда не превращает их в самоцель, а повествует о вечных и непреходящих ценностях человеческой жизни. Слушая сочинения композитора, осознаешь, что он является продолжателем лучших традиций мировой и национальной классической музыки. Жанровый диапазон творчества А.Дадашев отличается большим разнообразием. Он включает в себя 11 симфоний, множество камерно -инструментальных и вокальных сочинений, балетную миниатюру, музыку к кинофильмам и мн.др. Симфоническое мышление композитора определяет тщательность проработки деталей, сложный современный язык, глубина и многоплановость. А.Дадашев досконально знает оркестр и всегда позволяет ему выступать на пределе художественных возможностей - от блестящего, яркого, фееричного звучания до изысканно мягкого, светлого, волнующего душу. А.Дадашев является автором многочисленных кантатно - ораториальных произведений и вокальных сочинений малой формы. Три хоровые миниатюры были заказаны композитору и исполнены во время визита Папы Римского Иоанна Павла II в Баку. За эти проникновенные лирические произведения - «Прими наше приношение», «Слава Тебе» и «Ave Maria» А.Дадашев был удостоен награды, которую прислали позже из Ватикана - медали и шкатулки от Папы Римского. Позже эти хоровые миниатюры исполнялись в версии для голоса и фортепиано в концерте под названием «Все религии молятся за мир», организованном в Блумингтоне (США). А.Дадашев прекрасно чувствует специфику любого избранного жанра и при этом, претворяет его закономерности свободно, в соответствии с раскрываемой идеей и образным миром. Важную часть его многогранного творчества составляют произведения для камерно - инструментального оркестра. Большой популярностью пользуются квартеты композитора, «Тутти», «Адажио, Дивертисмент и Скерцо», миниатюры для ударных инструментов, симфониетта «Ашыгсаягы» и «Адажиетто и Скерцино», написанные для струнного оркестра. В этих сочинениях А.Дадашева представлен оригинальный образец органичного взаимодействия народной музыки и инвариантных особенностей камерно - инструментальных жанров. Творчество композитора в целом сформировалось на фундаменте, как межкультурных, так и внутрикультурных контактов. В камерно -инструментальных сочинениях А.Дадашев стремился освоить широкий круг тем и образов, эволюция которых была направлена от жанровости и лирики к драматически-заостренной проблематике, психологизации образов. При этом композитор осваивал различные типы музыкальной драматургии, разные композиционные структуры. Многообразие драматургических и композиционных решений свидетельствуют о творческом, индивидуализированном воплощении А.Дадашевым идейно-художественного содержания. Максимально используя выразительные возможности небольших инструментальных составов, особенности современного музыкального формообразования, он мастерски моделирует национально - характерный тематизм и при этом, существенно его трансформирует. Специфические особенности азербайджанской народной музыки определяют особенности оригинального авторского прочтения в разных сочинениях А.Дадашева, в частности, в «Адажио и Скерцино», написанном в 1975 году. Уже в принципах формообразования, фактуре этого раннего опуса проявляются многие стилистические особенности мышления композитора и типологические черты, в целом свойственные камерной музыке. Е. Ручьевская пишет об особенностях камерных жанров: «Не менее существенно отличается тематизм жанров крупной формы от тематизма малой формы. Здесь действует типичная и для пространственных искусств закономерность - чем меньше объем целого, тем больше информации, больше деталей содержится в каждой его части. Неверно было бы полагать, что малая форма всего лишь часть или уменьшенный вариант крупной. Она отличается от нее как рассказ от романа, поскольку на сравнительно небольшом пространстве содержание должно быть раскрыто с исчерпывающей полнотой, чтобы у слушателя (читателя) не оставалось сомнений в законченности художественного целого. И поскольку в самостоятельном произведении малой формы на сравнительно небольшой территории, на протяжении небольшого временного отрезка происходит изложение, развитие и завершение, то есть развертывается полный цикл функций, тематизм малой формы более детализирован, развивается более интенсивно, в своем строении тяготеет к мономотивности» (1, с.137). Е.Ручьевская. Высказанные ученым мысли в полной мере относятся к «Адажиетто и Скерцино» А.Дадашева. Произведение состоит из двух частей, построенных по принципу темпового контраста. Первый раздел -Адажиетто медленный, а Скерцино -более динамичного характера. Образ, лежащий в основе произведения - един. Его две части представляют две стороны явления, составляя концепцию типа «размышление - действие». Сочинение начинается с Адажиетто, задумчиво - лиричной музыки, сравнительно небольшого по размерам и отличающегося «скупым» тематизмом. Звучащие у скрипок первые звуки складываются в мотив «cis - d- fis - qis - a», который становится интонационной основой этой части произведения. На протяжении двадцати четырех тактов первые и вторые скрипки почти без изменений повторяют начальные звуки. Большей подвижностью отличается партия альтов и виолончелей, вступающая с пятого такта. Именно эти инструменты экспонируют основную мелодию, построенную на отдельных интонациях лада баяты -шираз. Мерное движение звуков «d-cis» нарушает скачок на квинту вниз, к «qis». Согласно инерции восприятия должен возникнуть звук «a» и он действительно появляется, но с «перебросом» наверх, через октаву. Этот скачок сразу же динамизирует звучание и создает некоторое напряжение. По сути, все развитие темы у виолончелей и контрабасов на протяжении двадцати тактов сконцентрировано вокруг двух звуков «a» и «d» и их опеваний. Деталью привлекающей внимание в этой теме являются задержания звуков, нарушающие мерность движения в пределах размера 2\4 и постоянно приводящие к смещению сильной доли такта. Лаконичность исходной интонационной ячейки и ее концентрированность передаются партии скрипок. Тема, начавшись с вариантно - преобразованного начального материала с динамическим указанием «mp», путем секвентного восхождения, стремительно достигает основного тона «d». Новая волна развития уже звучит с указанием форте и переходом к трем форте и воспроизводит слегка видоизмененную тему, звучащую у виолончелей и контрабасов в начале произведения. Все голоса струнного оркестра поочередно проводят ее и полифоническая многослойность на короткий период времени особо выделяет этот кульминационный этап Адажиетто. В его последних тактах скрипки полностью повторяют начальную тему. Таким образом, А.Дадашеву удается в рамках Адажиетто достигнуть множественности в интонационно - тематическом «малом» материале. Его музыка обращена вглубь, к тем истокам, проинтонациям, которые лежат в основе азербайджанской традиционной музыки. Характер тематизма и метод его развития не оставляет сомнений в жанровом прототипе, на который ориентируется (интуитивно или сознательно) композитор - жанр мугама -дастгях. Следующий раздел произведения - блестящее Скерцино полностью оправдывает свое название, типичный для него круг образов и жанровых элементов. Энергичное скерцино начинает свой «путь» у всего струнного оркестра. Только в партии контрабасов композитор длительное время использует прием, обозначенный им, как «ладонью по струнам» и «медиатором за подставкой (по всем струнам)». Строится Скерцино на круговращении небольшой интонации «e-cis- c- h» и ее незначительных модификаций, звучащей в партии скрипок. Внимание привлекает хроматический спуск, напоминающий начало Адажиетто - интонация малой секунды «d - cis», благодаря которому достигается интонационное единство произведения. Скерцино проносится на едином дыхании, подстегиваемое острым ритмическим импульсом. Остинатное кружение создает сплошной экспрессивный поток звучания, не позволяющий слушателю расслабиться. Музыка «Адажиетто и Скерцино» пронизана национальными ритмо - интонациями, и вместе с тем несет на себе отпечаток нашего времени. Сочинение тяготеет к слитности, единству, о чем свидетельствует принцип монотематичности, лаконизм исходного интонационного материала и его «скупое» вариантное развертывание. Композитор отказывается от классических структурных форм, хотя в Адажиетто прогладывают черты простой трехчастности, и отдал предпочтение свободным вариантным, а точнее остинатным построениям. Произведение в лучшем смысле слова, концертное, прекрасно использован избранный состав струнного оркестра. В этом раннем сочинении А.Дадашева отразилась тенденция, характерная для азербайджанской композиторской музыки того периода - стремление к расширению понятия национального. Оно сочеталось у композитора с углублением в пласты народной музыки и более индивидуальным их отражением. Одновременно, «Адажиетто и Скерцино» содержит качество, присущее последующим произведениям композитора - умение работать с небольшими попевками. Активность их развития бывает столь велика, что стихия разработочности утверждаясь с первых тактов, господствует в сочинениях вплоть до их окончания. В самом начале многих камерно -инструментальных сочинений композитора возникают краткие, яркие, сразу же запоминающиеся мотивы- афоризмы. При этом, интонации всех тем зарождаются из одного и того же начального мелодического импульса и затем щедро, виртуозно разрабатываются. Секундовые, кварто -квинтовые темы в камерно -инструментальных сочинениях обычно играют роль архаических элементов, истоки которой коренятся в традиционной музыкальной культуре. Композитор тяготеет к сочетанию разработочности с тембро -ритмическим и интонационным варьированием. Эта тенденция особенно связана с широким развертыванием лирических образов, с их постепенной объективацией.В камерно -инструментальных сочинениях А.Дадашев мало пользуется «движением по инерции» (выражение Б.Асафьева), предпочитая активную разработочность минимального интонационного материала, создающего неустойчивость и динамичность формы. В прозрачности и легкости контрапунктов народные элементы сочетаются со средствами выразительности современной музыки. Композитор мастерски преодолевает «несовместимость» разных музыкальных стилей, растворяя полярные элементы в собственной манере изложения музыкальной мысли. Камерно -инструментальные сочинения А.Дадашева подтверждают мысль - в каких бы жанрах ни работал композитор, главным для него остается выразительная интонация, опирающаяся на ошлифованную веками народную музыку.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.