САМОПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ Дерябина В.А.,Дерябин Ю.И.

Тюменский архитектурно-строительный университет


Номер: 4-1
Год: 2014
Страницы: 304-307
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

самопознание индивидуальности, символическая форма бытия, символ индивидуальности, смысл жизни, ценности-идеалы как форма духовности, self-knowledge of individuality, symbolic form of life, a symbol of individuality, the meaning of life, values and ideals as a form of spirituality

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме самопознания индивидуальности в контексте символических форм отношений человека с миром других людей, с самим собой и миром ценностей-идеалов. Это позволило авторам показать роль самопознания в поиске смысла жизни, а также тех духовных ценностей, благодаря которым формируются идеалы культуры.

Текст научной статьи

В условиях современного социума проблема самопознания все более обнаруживает свою связь с бытийно-смысловой целостностью развития индивидуальности. При этом возникает вопрос о том, насколько неповторимость и уникальность индивидуальности позволяет ей как субъекту самопознания раскрывать единство противоречивых смыслов своего бытия. Проблема заключается в том, что человек выступает главным носителем этих смыслов. Освоение культуры общества может осуществляться в контексте многих, в том числе и несуществующих смыслов. С этой точки зрения самопознание должно рассматриваться как творческое освоение универсальных духовных ценностей, привнесение в них нового смысла. Н.А.Бердяев писал: «Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности». [1, 135]. Вопрос, по сути, не в том, можно ли самопознание рассматривать как форму творчества образа своей индивидуальности. Суть вопроса в другом: насколько точен предложенный подход для рассмотрения самопознания как феномена культуры. Дело в том, что человек не только является носителем образов о самом себе, но и тем субъектом, который привносит в эти образы такое качество, как целостность на основе открытия новых смыслов. Отсюда ясно, что основной функцией самопознания индивидуальности является не просто поиск соответствия своего поведения нормам и ценностям культуры и общества, а нахождение связи своего бытия с неизмеримо большим, духовным смыслом, нежели это представлено в обыденной действительности. С учетом этого самопознание может быть определено как условие не только воспроизводства, но и изменения существующих единичных свойств индивидуальности. Данная условность открывает «вход» в символическое пространство культуры. Этим объясняется наш выбор решения поставленной проблемы: исследовать самопознание индивидуальности как одну из форм символического бытия. Выдвигая эту идею, будем исходить из того, что данный вид бытия обладает, во-первых, самоценностью, т.е. уникальностью и нетождественностью иным ценностям и феноменам и, во-вторых, онтологической основой сохранения целостности самой индивидуальности. Отсюда вытекает цель нашей работы - рассмотреть самопознание индивидуальности как символическое и включить его в этом качестве в систему таких ценностей современной культуры, в которых обнаруживает себя единство онтологического существования человека и онтического устройства его жизни. Целостность символического бытия онтологически не устранима. «Быть человеком, - писал П.Тиллих, - значит задавать вопрос о собственном бытии» [4, с. 65]. Решая поставленную задачу, будем исходить из методологической посылки о том, что любым формам символического бытия в качестве основания должна быть предпослана та или иная концепция индивидуальности. В основу такой концепции нами положена идея об аксиологическом синтезе индивидуальности и ее символа. Это дает возможность обосновать ценностно-смысловую природу самопознания индивидуальности. Символ индивидуальности имеет первостепенную значимость для человека. Индивид не может пребывать только в рамках своего действительного существования, он является одновременно носителем того, что не реализовано, но является желаемым и ценным для него. Поэтому символическое бытие играет главенствующую роль в жизни человека, и оно не тождественно сущему. Символ всегда является порождением ненаблюдаемой реальности. Более того, символ индивидуальности обнаруживает себя в культуре не только на уровне ее уникальных и универсальных ценностей, но и - знаков, образов, симулякров. Поэтому, как это верно подметил А.Ф.Лосев, «понятие символа совершенно относительно, т.е. данная выразительная форма есть символ всегда только в отношении чего-нибудь другого. Это особенно интересно потому, что одна и та же выразительная форма, … может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно» [3, с.16]. Обосновывая свою гипотезу, будем исходим из того, что символ как смысловое образование не имеет объективного аналога в действительности и потому не может быть познан только путем отражения особенностей реального объекта. Понятие «символ индивидуальности» состоит из двух элементов: символа и индивидуальности, каждый из которых придает всему понятию свой специфический смысл. Слово «символ» происходит от греческого (symboion), что означает знак (образ), условно принимаемый за изображение иного явления, чувства, мысли. В этом смысле «символ индивидуальности» есть знак, образ индивидуальности, условно принимаемый за изображение ее единичных особенностей, идей, эмоций, чувств. Феномен символа возникает тогда, когда реальный образ индивидуальности, его уникальность и неповторимость теряют свое обычное значение. Само понятие «символ» требует специальных подходов к его познанию, особенно когда это имеет отношение к такому сложному феномену, как индивидуальность. Образы как знаки и символы становятся составной частью не только картины мира человека, но и представлений о самом себе. В результате этого формируется особая символическая реальность, связанная с действительностью, но не тождественная ей. Эта реальность не только богаче актуальной реальности, но она во многом ее заменяет, превращаясь в симулякры, которые оказывают влияние на человека. Симулякры, по мнению Бодрияра, не только имитируют действительность, но и выражают стремление индивида к самовыражению как не имеющей реального смысла презентации. Для уточнения воздействия симулякров на индивидуальность Бодрияром вводится понятие «соблазн», позволяющего понять силу воздействия имитационного пространства на ее сознание [2]. Вместе с тем «символ индивидуальности» есть и индивидуальность. Это вторая сторона проблемы. Индивидуальность часто отождествляется с неповторимостью и уникальностью. Если принять такой подход к трактовке индивидуальности, то возникнет трудность в ответе на вопрос о том, в чем же различие понятий «индивид» и «индивидуальность». По-видимому, в анализе индивидуальности нужен несколько иной подход, чем тот, который принят в изучении индивида. Здесь, на наш взгляд, должен быть учтен некоторый дополнительный (по сравнению с анализом природы индивида) момент - способ ее социального бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности и общения. Поэтому более точным, как нам представляется, является подход, рассматривающий неповторимость и единичность в качестве необходимого, но недостаточного признака индивидуальности. Дело в том, что не все виды единичных особенностей индивида можно отнести к индивидуальности, хотя любая индивидуальность не может иметь место без этих свойств. В анализе уникальных качеств индивидуальности раскрываются не просто индивидные свойства человека, а процесс их ограничения общими правилами взаимодействия, принятыми в том или ином обществе и диктуемыми конкретной социальной ситуацией. Так возникает новое видение индивидуальности. Одно дело отражать индивидуальность как объект, который дан нам в опыте, и совсем иное - понять смысл наличия в ней единичных особенностей не только с точки зрения содержания многослойных социальных процессов настоящего, но и тенденций их движения к целостности в будущем. Именно понятие символа, на наш взгляд, помогает увидеть перспективу изучения единичных особенностей индивидуальности в контексте свободного (а не навязанного извне) освоения ценностей. Итак, символ индивидуальности не является простой копией ее неповторимых особенностей. Именно такая постановка вопроса представляет собой попытку существенно расширить пространство символических связей и отношений, входящих в структуру индивидуальности. Единичное и символ в едином духовном пространстве, взаимодействуя, оказывают влияние друг на друга. Но что такое символ в данном случае и что является ключевым в его содержании? Таким ядром, на наш взгляд, духовность человека, взятая не просто как объективно существующее, а в связи со становлением личности. Формирование духовного начала личности есть декодирование ценностей и идеалов культуры, не представленных в повседневной реальности отдельного индивида. Каждая культура как история духовных традиций предлагает свой вариант системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. При последовательном рассмотрении единичных свойств индивидуальности понимание ее символа как целого изменяется. Общее понимание символа индивидуальности как целого конструируется из осмысления отдельных ее компонентов. Одновременно происходит и обратный процесс: символ индивидуальности, выражая целостность культуры и ее дух, формирует стремление человека к бесконечному процессу своего самосовершенствования. Символическое познание как способ раскрытия кодов фундаментальных ценностей культуры на уровне индивидуальности выступает как смыслообразование. Многообразие единственных особенностей индивидуальности создает проблемное поле в нахождении их общего основания. Выявление внутренней взаимосвязи составляющих уникальных свойств индивидуальности в самопознании выступает в качестве важной функции смыслообразования. В чистом виде символ индивидуальности не входит в самосознание личности, он всегда соединяется с единичными особенностями ее жизненного опыта. Основу символического познания составляют те ценностно-смысловые структуры самосознания человека, которые являются приоритетными для него. Поэтому уникальная система ценностей индивидуальности привносит новый смысл в привычное течение ее жизни, наполняя содержание последней символическими образами. Символ индивидуальности выводит нас за пределы эмпирической реальности в область скрытых социальных смыслов. С одной стороны, этот вид символа кодирует основополагающие для конкретного человека идеи, идеалы и ценности, способствуя тем самым сохранению целостности и уникальности его социального и духовного опыта. С другой, символ, обладая автономной природой, функционирует независимо от единичных особенностей индивидуальности. Именно в этом измерении символ проявляет свою избыточность в едва заметных мелких компонентах и деталях, оказывая при этом значимое влияние на формирование индивидуальности. Конечно, неверно было бы представлять выделенные нами измерения символа индивидуальности в качестве независимых и параллельно протекающих процессов. Напротив, эти аспекты символа неразрывно связаны между собой. Более того, между ними существуют многообразные формы переходов и превращений одного в другое. В некоторых видах деятельности личности символ может обнаруживать себя в роли предпосылочного компонента ценностей. В других же случаях, сами символы используются в качестве ценностей и освоение последних строится по законам функционирования символов. Поэтому возникает вопрос: каким образом происходит самопознание индивидуальности как символа? И поскольку символ выступает многомерной смысловой конструкцией самосознания, то каким требованиям должен он отвечать, чтобы обеспечить процесс прогрессивного самосовершенствования индивидуальности? Получение ответов на поставленные вопросы предполагает нахождение границ символа индивидуальности как формы самопознания в современной культуре. Поэтому оценка смыслового статуса символа индивидуальности является важной для понимания многомерных смысловых оттенков ее единичных качеств. Важно отметить, что индивидуальность не только способна производить символы, но и сама формируется с помощью символов. Синтез единичных особенностей индивидуальности на основе символа порождает новый смысл, т.е. то, чего нет в действительности. И происходит это потому, что символ кодирует обобщенные переживания, основополагающие идеалы и ценности личности через конкретные образы. Смысл последних невозможно понять, если не знать индивидуальной конкретной жизненной истории человека, его основополагающей системы ценностей. Анализ символической модели самопознания предполагает оценку объективистской и субъективистской (конструктивистской) моделей познания. С позиции объективистской гносеологической модели можно с помощью объяснения воспроизвести (отразить) сущность индивидуальности. Однако при этом останутся не раскрытыми смысловые горизонты ее единичных особенностей. Каковы возможности конструкционистской гносеологической модели познания в решении данной проблемы? Отвечая на поставленный вопрос, выделим функциональное назначение данной формы познания, которое напрямую связано с процессом творчества индивидуальностью своих особенностей. Получается, что истина при этом носит субъективный характер, но она несет новый смысл человеку о своих особенностях. Здесь происходит самопознание индивидуальности через ее творчество, а значит, и свободу. Такое познание собственной индивидуальности ближе всего, на наш взгляд, к символической гносеологической модели, хотя ей и не тождественно. Символическое представление об индивидуальности можно получить, создав о ней целостное представление. При этом надо учитывать, что целое и часть имеют различную ценность для человека. Наиболее значимым для индивида выступает единство ценностей. Поэтому символическое самопознание требует целостного подхода и оно данном случае будет выступать как истолкование и понимание специфики символического образа индивидуальности. Анализ самопознания индивидуальности как формы ее символического бытия приводит к следующим выводам. Самопознание как символ индивидуальности содержит обобщенную форму отношений личности к самой себе как целостному феномену, что выступает итогом ее творческого развития на собственной внутренней основе. Центральное место в символе индивидуальности принадлежит идеалам культуры, играющих особую роль в возникновении новых форм духовной реальности как проявление незавершенности самопознания личности. Человек, находящийся на данном уровне самопознания, способен к творческой деятельности, направленной на преобразование самого себя. Особенно это значимо для формирующейся личности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.