ОСНОВНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА А.Я. ВАГАНОВОЙ Громова Е.В.

Академия русского балета им. А.Я. Вагановой


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 106-111
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Исследование методики преподавания классического танца А.Я. Вагановой и определение ее сущностных характеристик является ключом к пониманию механизма обучения классическому танцу. Это понимание позволяет выявить проблемы и противоречия применения методики в новых видах хореографического образования, а также наметить пути их разрешения. Ключевые слова: балетное образование, обучение классическому танцу, традиционная педагогическая модель преподавания классического танца, методика преподавания классического танца А.Я. Вагановой Keywords: ballet education, training in classical dance, traditional pedagogical model of teaching classical dance, classical dance teaching methods A.Y. Vaganova На наш взгляд, в основе традиционной педагогической модели преподавания классического танца по методике А.Я.Вагановой лежит сложная система строгих методических последовательностей, условно структурированных по уровню сложности в соответствии с историческими традициями балетного образования. Чтобы наглядно проиллюстрировать эту систему, нами предпринята попытка представить материал младших классов (1-3 годов обучения классическому танцу) в виде схемы взаимосвязей дидактического материала (рис. 1). Рис. 1. Схема взаимосвязей дидактического материала классического танца 1-3 года обучения (класса) Очевидно, что строгая методическая последовательность отражает процесс формирования двигательных навыков в технике классического танца и может быть представлена в виде схемы: основа - строгая методическая последовательность - результат Пример такой последовательности изображен на рисунке 2. Рис. 2. Пример сложной строгой методической последовательности Строгие методические последовательности складываются в систему, которая охватывает весь учебный материал классического танца от первого года обучения до последнего. В течение всего обучения происходит непрерывное развитие сформированных на первом году базовых двигательных навыков. Если пример строгой методической последовательности, представленный на рисунке 2 рассмотреть с точки зрения логики формирования двигательного навыка, то он будет выглядеть следующим образом (рис. 3). Рис. 3. Логика формирования двигательного навыка из примера на рисунке 2 Методические последовательности так тесно взаимосвязаны между собой, что трудно выделить одну, не затрагивая другую. Но, по нашему мнению, они могут быть классифицированы по направлениям развития двигательных навыков. Подобная классификация существует и у А.Я. Вагановой в «Основах классического танца» [2]. Об этом свидетельствуют названия разделов - «battements», «ronds», «tours», «руки», «allegro» и другие. Направления развития двигательных навыков, несмотря на внешнюю несхожесть, тесно связаны между собой общими навыками, которые, на наш взгляд, можно назвать базовыми. Далее, в процессе обучения на основе базовых навыков, формируются все более сложные, ведущие к виртуозности. По нашему мнению, разделить последовательности также можно и по уровню сложности, что и наблюдается в традиционном структурировании по годам обучения. На наш взгляд, выделение уровней сложности возможно не только в рамках традиционного структурирования. В этом ключ к переходу на систему модулей в обучении классическому танцу, которая не вступает в противоречие с традиционной моделью его преподавания. Таким образом, процесс обучения каждому отдельному элементу классического танца представляет строгую методическую последовательность. В свою очередь, процесс изучения элементов классического танца в целом представляет собой группы строгих методических последовательностей, объединенных в систему комплексом взаимосвязей формируемых двигательных навыков. Система методических последовательностей выстроена таким образом, что имеет направление развития от простого к сложному, от частей к целому, на что и указывала А.Я. Ваганова. Если рассматривать движения классического танца как некие физические действия, совершаемые учащимися для достижения определенных целей, то любое из них может быть признано физическим упражнением. Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие (средство ФВ), с другой - как процесс многократного повторения (метод ФВ) [5]. Эти обозначения в теории физической культуры полностью соответствуют характеру и содержанию учебной деятельности на уроке классического танца - формирование двигательных навыков для исполнения элементов классического танца (средства ФВ) и многократное их повторение при исполнении exersice (метод ФВ). В форме физического упражнения различают внешнюю и внутреннюю структуру, значит, и движение классического танца можно рассматривать как совокупность его внешнего образа и внутреннего содержания мышечной работы. Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. На проявление физического качества влияет техника двигательного действия. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств. В случае обучения классическому танцу нецелесообразная техника исполнения делает невозможным освоение танцевального pas. Техника физических упражнений - это те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большой эффективностью. На наш взгляд, в технике классического танца такой способ удобно обозначить как действенно-мышечный механизм движения (ДММ). А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» [2] объединяет движения в группы не по схожести внешнего образа. В ее методических последовательностях зачастую присутствуют внешне совершенно не схожие pas. По нашему мнению, методические последовательности А.Я. Вагановой, представляют собой группы движений, принципиально схожих по своему внутреннему действенно-мышечному механизму. Основой методических последовательностей у А.Я. Вагановой является присутствие в них ДММ в логическом развитии от одного элемента классического танца к другому. Сложность обучения технике классического танца лежит в постижении внешнего образа движения через усвоение его внутреннего содержания - внутреннего действенно-мышечного механизма. Значит, действенно-мышечный механизм движения классического танца - это процесс, представляющий собой совокупность усилий определенных мышц и связок, действующих в строго заданных условиях (правилах исполнения), в результате которого у зрителя создается внешний образ движения. Совокупность этих процессов в логическом развитии и лежит в основе системы методических последовательностей. Как показывают исторические исследования и анализ учебно-методической документации и литературы, а также учебных программ по классическому танцу в балетном образовании, взятых нами за период с 1898 по 2010 гг., разделение учебного материала по годам обучения традиционно применялось на всех этапах становления и развития отечественной балетной школы. Содержание программ принципиально не менялось, а закрепленный за каждым годом обучения (классом) материал соответствовал определенному этапу в обучении, соответствовавшему уровню сложности. Поэтому, под годом обучения (классом) в балетном образовании понимается прежде всего некий объем учебного материала, соответствующий одному из уровней сложности, а не определенный отрезок времени. Длительным путем накопления эмпирического опыта в балетном образовании установлено время освоения учащимися определенного этапа в обучении. Но, что важно для нашего исследования, установление этих рамок происходило под влиянием различных факторов (не только профессиональных, но и социальных, экономических и пр.), а также в традиционных условиях преподавания классического танца, сформировавшихся в балетном образовании, которые могут быть признаны оптимальными. Поэтому, временные рамки, определенные на освоение учащимися каждого этапа обучения, можно считать на наш взгляд, условными и поэтому изменяемыми, если методика применяется в условиях отличных от существующих в балетном образовании. О сокращении временных рамок в освоении этапов обучения классическому танцу по сравнению с оптимальными, ясно высказалась Г.Т. Комлева в комментариях к тексту книги Н.П.Базаровой и В.П.Мей «Азбука классического танца» (2006): «...сжатые сроки учебы перегружают не сложившийся еще организм. А это ведет к травмам в юном возрасте. Иными словами, ученик в этих условиях - потенциальный инвалид» [1, C.15]. Следовательно, речь может идти только о увеличении сроков. С нашей точки зрения, традиционная педагогическая модель преподавания классического танца, не только структурирована по уровням сложности. Фундаментальные принципы техники классического танца определяют основные направления развития двигательных навыков и процесса обучения в профессиональной подготовке классического танцовщика. К основным направлениям развития двигательных навыков и процесса обучения, в преподавании классического танца, по нашему мнению, можно отнести: 1) формирование и развитие навыков владения корпусом; 2) формирование и развитие навыков выворотного движения от элементарных до художественных форм: • формирование и развитие навыков прямолинейного выворотного движения ног; • формирование и развитие навыков круговых движений ног; • формирование и развитие навыков классического прыжка; • формирование и развитие навыков классического вращения; • формирование и развитие навыков пальцевой техники в женском классе; 3) формирование и развитие навыков работы рук в соответствии с канонами классического танца; 4) развитие музыкальности; 5) формирование и развитие классической координации, ведущей к танцевальной выразительности и художественности; 6) формирование и развитие урока классического танца. Основные направления развития двигательных навыков пролегают через все этапы обучения от первых элементарных pas до виртуозных художественных форм. В этом процессе можно выделить несколько характерных этапов, связанных с определенным уровнем сложности и не противоречащих традиционному структурированию материала классического танца, которые касаются практически всех указанных направлений: • период изучения элементов до законченной формы; • традиционное комбинирование; • общее ускорение темпа; • перевод в позы; • перевод на полупальцы; • исполнение элементов en tournent. При этом особенностью традиционной педагогической модели преподавания классического танца является то, что этапы, связанные с уровнем сложности проходят как каждый отдельный технический элемент, (например, pas assemble), так и группы элементов, разделы урока и пр. С точки зрения нашего исследования, важно подчеркнуть следующее - выявление этапов обучения на основе определенного уровня сложности означает: 1) появление возможности параллельного решения задач обучения и, как следствие, усложнение и развитие содержания частей урока классического танца; 2) появление возможности формирования и структурирования модулей обучения на основе традиционного структурирования дидактического материала и применения их в новых видах хореографического образования. Особенностью формирования теоретико-методического знания у учащихся в балетном образовании является то, что оно складывается только через обучение практическим умениям, т.е. через постижение действенно-мышечного механизма элементов классического танца. Об этом пишет А.В. Фомкин в своем диссертационном исследовании, как об одной из традиционных особенностей балетного образования [7]. Поэтому эффективность исполнительской подготовки в формировании теоретико-методического знания по классическому танцу играет решающую роль. Единство теоретико-методического знания и чувственного физического восприятия классического танца, приобретаемое в процессе обучения в рамках традиционной педагогической модели, является фундаментом для дальнейшего обучения педагогике классического танца и сочинительству. В системе современного хореографического образования полноценно такую школу к сожалению проходят лишь те студенты, которые приобретают квалификацию «Артист балета». Таким образом, к основным сущностным характеристикам методики преподавания классического танца А.Я.Вагановой можно отнести следующие аспекты: Аспект 1. Традиционная педагогическая модель обучения классическому танцу представляет собой систему строгих методических последовательностей тесно взаимосвязанных между собой, в основе которой лежит принцип, сформулированный А.Я.Вагановой «...от простого к сложному». Аспект 2. Обучение внешнему образу элемента классического танца складывается через постижение его действенно-мышечного механизма (внутреннего содержания мышечной работы). Этот механизм существует в рамках фундаментальных технических принципов классического танца - классический aplombe, выворотность, классическая координация, пальцевая техника и т. д. Именно логика развития действенно-мышечного механизма лежит в основе методических последовательностей и связывает их в систему. Аспект 3. Дидактический материал классического танца структурирован по годам обучения (классам) в соответствии с определенным исторической традицией уровнем сложности. Фундаментальные технические принципы классического танца определяют основные направления развития двигательных навыков и процесса обучения в профессиональной подготовке классического танцовщика. Аспект 4. Преподавание классического танца предполагает наличие у педагога единства теоретико-методического знания и чувственного физического восприятия классического танца. Под чувственным физическим восприятием при этом подразумеваются физические умения и чувственный физический опыт обучения в рамках традиционной педагогической модели. Без этой «физической» составляющей компетентности педагога в системе преподаватель-ученик передача знаний и умений в сфере классического танца невозможна.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.