НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОСНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 170-172
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

учебный процесс, обучение, искусство, наглядность, доступность, знания, умения, навыки, the scholastic process, education, art, clarity, accessibility, knowledges, skills, skills

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье представлены основы обучения основам изобразительной грамоты, что для этого необходимо знать. Развивать художественно-творческие способности, мышление, зрительную память, творческое воображение. Все это находит свое решение при реализации системы учебных задач, поставленных перед изобразительным искусством.

Текст научной статьи

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения изобразительной грамоты, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие ученикам адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта. Это еще и культура, и потенциал саморазвития, и развития творческих способностей, и позиция нравственности, и обострение чувство социальной ответственности. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие, оно развивает. Научный подход предусматривает глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения учеников обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учебном процессе создает необходимые условия для формирования духовно-творческой личности школьника, что является одним из важнейших условий приобщение к искусству. Одновременно развиваются важные качества художественные, графические, декоративные, без чего невозможно представить реализацию творческих возможностей в работах. Развивается художественно-творческое мышление и воображение, фантазия. Наглядность - одна из форм изобразительного искусства. Это восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию наблюдательности, логически мыслить, развивается зрительная память. Она служит источником знаний. Наглядные пособия помогают развивать пространственное мышление, воображение. Проблема художественного образования и эстетического воспитания учащихся является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический и дидактический аспекты. Специфика изучения основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства такова, что овладение теоретическими знаниями должно обязательно осуществляться одновременно с практической работой. Последовательность взаимосвязанных заданий своевременно подкрепленных теоретическими сведениями по данной работе. На занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству нужно всегда давать не менее трех разнообразных решений данного задания, чтобы ученикам стало понятно, что в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве одни и те же знания можно применить по разному, в разнообразном сочетании. Проведенный анализ работ по изобразительному искусству свидетельствует о том, что в первую очередь нужно своевременно и верно обучать учащихся теоретическим, практическим и интеллектуальным умениям и навыкам. Формулируя содержание занятий, ставя перед учениками цель данного занятия, подбирая задания, а также дидактические методы и формы обучения, учитель должен учитывать психофизиологические особенности школьников, осуществлять индивидуальный подход к каждому. Обучать нужно на доступном уровне сложности, не только свидетельствует о развитии творческих способностей, но дает возможность учителю вести коррекционную работу, направленную на достижение необходимого уровня интеллектуального развития, интеллектуальной активности учеников. Была написана экспериментальная программа «Изобразительное искусство и Кубановедение», которая формирует умения и навыки при выполнении творческих работ. Данная программа позволяет сделать занятия более эффективными, интересными, увлекательными, что способствует развитию художественно-творческих способностей. Она представляет собой курс лекций, практические занятия, с элементами пробного обучения и соответствует требованиям, предъявляемым такого рода занятий. Программа вытекать из содержания предмета и отвечать логике построения учебного материала. Включает доступные учениками приемы изучения материала. Предусматривает формирование творческой активности, творческого мышления и воображения. Занятия проводятся по принципу нарастающей сложности. В процессе изучения программы обращалось внимание учеников на значение изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства Кубани. Изучались местные традиции, обычаи [1, 48], одежда казаков и казачек [1, 51]. В дальнейшем, на практических занятиях, при выполнении самостоятельных эскизов композиции с учетом полученных знаний, предлагалось провести самоанализ своих работ. Учащимся предлагались задания связанные с природой и культурой родного края: живое наблюдение, экскурсии. Вдумчивая работа над заданиями способствовала развитию в них наблюдательности, помогала глубже проникать в тайны мастеров прошлых поколений. По этой программе были выполнены работы: кукла-казачка, мозаика кубанской станицы (из почтовых открыток). Батик на кубанскую тематику (пейзаж, костюмы: ткать, нитки, акварельные краски, клей ПВА). Гобелен: сетка и шерстяные нитки, альбом с эскизом работы. Коллаж (природный материал: кора деревьев, листья, ветки, мох, клей). Был выполнен витраж на кубанскую тематику при использовании цветной бумаги, черной туши. Декоративная работа: пластилин и стекло, контур рисунка делался тушью. Сравнивая результаты эксперимента, была выявлена значительная разница в содержательной стороне композиций, выразительности создаваемых образов, в выполненных работах. Изобразительные способности учащихся повысились в ходе подобранных заданий и упражнений. Эксперимент показал, что существует связь между формированием художественно-эстетических потребностей и развитием эстетических вкусов, учащиеся. Они узнали секреты, которыми владели умельцы, получили знания, умения и навыки позволяющим им к успешному развитию индивидуальных художественных способностей, что позволит стремиться к самосовершенствованию. Обучая учащихся по данной методике, а методика заключалась объяснение на доступном и простом языке в результате занятия были интересными и необычными. Они позволили повысить творческие способности, понимать и воспринимать красоту изделий, ребята узнали традиции и обычаи родного края. По экспериментальной программе они увеличили свои показатели по овладению художественно-выразительными средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В экспериментальных классах в среднем на 57%, в контрольных классах в среднем на 32%. Это относится и к другим показателям художественно-эстетического развития школьников - к уровню развития художественно-творческих способностей, творческого воображения, умения анализировать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учащиеся экспериментальных классов приобрели более глубокие знания и навыки в решении образных композиционных задач, и в целом получили навыки работать в различных техниках исполнения, что поможет им в дальнейшем при выполнении работ. Этим фундаментом является педагогический процесс обучения и воспитания, учащихся законам изобразительной грамоты. Воспитания и обучения изобразительному искусству представляют собой устойчивые связи в педагогическом процессе, учет которых позволяет достигнуть эффективных результатов. Оно осуществляется при взаимодействии между собой самих учащихся, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Педагогика и психология изучают саморазвития личности в условиях учебно-воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих ребят к различным формам социального бытия, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Обществу нужен грамотный, всесторонне образованный человек, Дав, научные знания и профессиональные навыки высокого уровня тем самым будет развиваться нравственно-эстетическое, духовное и эмоциональное развитие.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.