СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Петришин Л.И.

Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 181-187
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

креативность, творчество, социологические предпосылки, формирование, развитие, будущие социальные педагоги, creativity, creativity, creation, ssociological preconditions, development, future social workers

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Рассматриваются социологические предпосылки формирования креативности личности будущего социального педагога, анализируются основные подходы к пониманию творчества в теории социологии, определены основные социологические детерминанты трактовки проблемы творчества как основы креативности будущих социальных педагогов.

Текст научной статьи

Актуальность исследования. Креативность как неотъемлемый фактор личностного развития проявляется в многочисленных творческих взаимосвязях, обмене интеллектуальной информацией и духовными ценностями, опытом, умениями и навыками, обеспечивает все виды деятельности, охватывает различные взаимосвязи, осуществляется в различных формах, с помощью многочисленных средств, которые постоянно совершенствуются, обогащаются, способствуя творческому развитию личности, ее положительной адаптации и социализации, самореализации и самоутверждению. Формирование креативности личности будущего социального педагога в вузе будет эффективным, если изучение проблемы исследования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике позволит определить содержание процесса формирования креативности будущих социальных педагогов еще во время их обучения в вузе. Именно поэтому важное значение для нашего исследования имеют научные исследования С. Овчинниковой, Т. Андрущенко, В. Бондарева, С. Заболотских, И. Колобутиной, Н. Милютиной, А. Морозова, Т. Стародубцевой, Л. Степановой, Г. Фомченковой и др., в которых рассмотрены особенности развития и формирования креативности в профессиональной подготовке; а также труды отечественных ученых Н. Алексеева, С. Бернштейна, Д. Богоявленской, В. Дружинина, В. Загвязинского, Л. Ермолаевой-Томиной, А. Матюшкина, В. Моляко, Я. Пономарева, Н. Фролова, Е. Юдина, М. Ярошевского и зарубежных исследователей А. Адлера, Дж. Гилфорда, Д. Дункера, С. Медника, Дж. Рензулли, В. Смидта, Д. Тейлора, Е. Торренса, М. Уоллаху, Д. Халперна, К. Юнга и др., в которых доминантным является психолого-педагогический анализ креативности; социологический - наоборот является менее изученным. Формирование целей статьи. На основании этого, в нашем исследовании мы обратимся к рассмотрению социологического подхода в освещении проблемы формирования креативности личности, поскольку считаем, что именно социальная активность, разновидностью которой является творческая и инновационная активность составляют основу формирования креативности, социальной ответственности, профессиональной креативной деятельности. Для будущего социального педагога важным является именно формирование творческой социальной активности и креативной активности в процессе инновационной профессиональной деятельности. Изложение основного материала исследования. Стоит заметить, что в научных исследованиях классиков социологии тема креативности была изучена недостаточно, однако некоторые ее аспекты рассмотрены в работах таких ученых, как Б. Скиннер, Ч. Пирс, У. Джеймс, М. Вебер, А. Шюц, Р. Флорида, Г. Ларин, Х. Йоанс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, Э. Мише, М. Емирбайер и др. Эти исследователи, изучая социальное действие, основой которого является толчок, причина или проблема, замечали, что следует принимать во внимание креативный аспект деятельности личности. Креативное действие они характеризовали как такое​​, в процессе которого возникает что-то новое; как опыт, полученный на основе творческого мышления, творческого действия; как свободный выбор личности в творческой деятельности. Кроме того, в рассмотрении креативности в социологической научной теории определяющими были такие направления: феноменологический; бихевиористский; прагматический; неопрагматический. Представители первых двух направлений Б. Скиннер, А. Шюц, А. Уайтхед, Н. Гартман, Э. Гуссерль [2, с. 60-95; 12, с. 29-44; 16, с. 97-115] утверждали, что креативность как социокультурный феномен играет важную роль в развитии продуктивно-креативной деятельности человека. В частности, Б. Скиннер ввел в научный оборот понятие «операнта», что позволило доказать взаимообусловленность поведения личности со средой и творческим действием. С помощью оперативной творческой активности и продуцируются креативные идеи [13, с. 60-954; 14, с. 29-44]. Социолог А. Шюц рассматривает понятие «креативное действие» как основу общественного прогресса, которая разворачивается во времени по заранее составленному проекту. Вместе с тем, он утверждает, что, несмотря на рефлексивность, присущую креативному действию, личность в основном действует без четко определенной цели, но ретроспективно анализирует свои поступки, определяя их общественное значение. Социолог обращает внимание на возможность изучения новых форм поведения человека, которые составляют спонтанный акт, то есть представляют собой проявление воображения, мотива, интерпретации [16, с. 97-115]. Учитывая это, мы можем утверждать, что мотив, интерпретация и воображение вызывают появление новых креативных идей и мыслей, следовательно - креативного действия. Таким образом, утверждение А. Шюца о взаимосвязи форм поведения с названными категориями являются, прежде всего, признаком креативной личности, которая стремится достичь поставленной цели, реализовав свой ​​творческий проект с помощью креативного действия. Поскольку вопрос креативности в социологии существует в различных теориях, нам следует рассмотреть еще одну, в частности, Е. Гуссерля. Ученый в своих исследованиях описал особенности природы творческой деятельности личности и соединил ее с понятием «жизненного мира». Создание «жизненного мира» он истолковывает как процесс создания новых материальных объектов, на базе которых происходит культурно-творческий обмен идеями, являющимися основным условием возникновения творчески креативной деятельности личности. Этот процесс требует также поиска новых средств для актуализации творческих интенций и креативных идей [2]. А. Гартман и А. Уайтхед, как представители феноменологического подхода, утверждают, что «жизненный мир» является определенным семиотический полем, в рамках которого с помощью творчески реализованной коммуникативной функции в креативной деятельности происходит процесс творческого роста личности. Наряду с этим социологи считают, что коммуникативная функция творческой деятельности личности создает определенные условия для понимания социальной и культурной реальности и трансформации их в креативную деятельность. То есть креативная деятельность будет проявляться в виде творческих новаций, инноваций, креативных форм, методов, креативного продукта в социальном аспекте [14]. Другие концепции относительно проблемы формирования креативности личности освещены в прагматическом и неопрагматическом социологических направлениях, представителями которых были Ч. Пирс, Дж. Мид, Дж. Дьюи, М. Емирбайер, Е. Мише, Х. Иоанна и др. Основоположником прагматизма, как известно, был Ч. Пирс, который определил необходимость изучения взаимодействия мышления с действительностью. Для нашего исследования важно то, что рационально сформулированная цель обеспечивает продуктивную творческую деятельность личности и ее продуктивное поведение в социуме. Кроме того, ученый отмечает, что при встрече с трудностями человек в процессе творческой деятельности работает более продуктивно, анализирует собственный опыт, формирует собственное поведение, избегает шаблонности и приобретает способность креативно мыслить [11]. Дж. Мид в контексте прагматического и неопрагматического направлений указывал на то, что большое значение в осуществлении креативной деятельности личности имеет социальность. Вместе с тем, он отмечал, что социальность личности формируется благодаря ее способности имитировать различные социальные роли. Дж. Мид первым в социологии обратил внимание на то, что социальность не только обусловливает появление креативности личности, но и позволяет ей творчески реконструировать саму себя как социальную единицу и свое социальное окружение. Заметим, что для нашего исследования это утверждение стало определяющим. Кроме того, мы можем выделить определенный алгоритм взаимосвязи креативности и социальной составляющей личности, который обусловливает единство социальной роли, социальности личности, творческой реконструкции личности, что в конечном итоге порождает креативное действие. Рис. 1. Алгоритм взаимосвязи креативности и социальной составляющей личности по Дж. Миду Кроме социальной составляющей, в процесс осуществления креативной деятельности личности Дж. Мид вводит «индивидуальное начало», которое является индивидуально заложенным в природе личности. Это действие ученый рассматривает как эмерджентный процесс, который охватывает реорганизации мышления личности, а также что-то новое, совершенно неизвестное. Целесообразно заметить, что основным моментом в осуществлении креативной деятельности личности является тесная взаимосвязь между индивидуальным началом, социальностью личности и креативностью [7, с. 137-145; 8, с. 87-100; 9, с. 222-224]. В рамках прагматического направления следует рассмотреть концепцию Дж. Дьюи. Креативной, как считает ученый, является деятельность, которая высвобождает творческую активность личности с помощью всех доступных способов порождения идеи, мысли, действия. Кроме того, он указывает, что опыт служит почвой творческой деятельности, на основе которой рационально решают все проблемы и создают творческие изобретения. Значительная часть творческих изобретений в обществе появлялась вследствие постепенного накопления изменения мнений, решений, поступков, действий или как внезапное озарение [3]. М. Емирбайер рассматривает творческую деятельность личности с точки зрения интенции, которая охватывает три составляющие: привычку, воображение, суждение. Наряду с этим, характерными особенностями творческой деятельности является эмерджентность, спонтанность, рефлексивность, активность, темпоральность, перформативность [17, с. 281-317]. Кроме того, ученые конструктивно обозначили то, что творческой деятельности присущи три измерения - иррациональное, проективное и практико-оценочное. На наш взгляд, эти утверждения являются основой для построения модели творческой деятельности личности, которая представляется вариантом синтетической модели, основой которой становятся социальные отношения, поскольку спонтанное или рефлексивное творческое действие, порожденное проектом или практической деятельностью, должно быть соотнесено с точкой зрения окружающего социума. Таким образом, в исследованиях М. Емирбайера важную роль играет «структурное окружение». Ученые указывают, что это среда, в которой взаимодействуют индивиды [17, с. 281-317]. В содержании нашего исследования это мнение определяющее, поскольку со временем мы будем рассматривать креативную среду как один из компонентов системы формирования креативности будущих социальных педагогов. Именно в этом контексте М. Емирбайер отмечал, что «окружающая среда является источником для креативной реакции на происходящее вокруг, и обусловливает новые способы деятельности» [17, с. 281-317]. Взаимосвязь окружающей среды с креативной деятельностью имеет, по мнению ученых, различные компоненты, среди которых культура, социальные и психологические структуры. Культурный компонент сочетает в себе культурные дискурсы, идиомы, нарративы. Социально-структурный компонент охватывает все коммуникативные связи и межличностные, межорганизационные взаимоотношения личности с окружающим миром. Этот компонент включает в себя и этический компонент, поскольку без него невозможно наладить социальные связи, решить социальные проблемы и оказать социальную помощь. Социально-психологический компонент объединяет определенные психологические структуры, которые базируются на эмоциональной привязанности, творческом видении, социальной солидарности. Эти компоненты указывают на то, что креативность следует рассматривать как механизм социальной самоорганизации личности в условиях определенной положительной социально-творческой среды [17, с. 281-317]. Важным для нашего исследования является рассмотрение креативного действия социолога и философа Х. Йоаса. Ученый, в частности, описывает его как «то, в чем мы нуждаемся, наряду с этим, критика и самокритика - путь его высвобождения» [64, с. 26]. Однако это определение лишено конкретизации. В то же время Х. Йоас в своих книге «Креативность действия» использовал понятие «креативность» как составляющую процесса теории действия и вывел новую формулу творческого аспекта деятельности, то есть креативной деятельности. Введя креативность в любой вид деятельности человека, Х. Йоас предоставил возможность изучить процесс творческой креативной деятельности личности. Кроме того, автор утверждал, что формула креативного действия должна быть рассмотрена в двух аспектах: понимание креативного действия отличается от похожих теорий действия и креативность влияет на любой вид деятельности человека. По мнению Х. Йоаса, в побуждении личности к креативному действию главную роль играет ситуация, которая «не вызывает действия, а ее функция заключается не в том, чтобы предоставить пространство для реализации действия. Однако наше восприятие ситуации вызвано способностью действовать, а само действие - рефлексией ситуации» [4, с. 178]. В то же время Х. Йоас не ограничивает появление креативного действия определенными чрезвычайными ситуациями. Кроме того, важную роль в появлении креативной действия он отводит повседневной жизни личности. Социолог утверждает, что креативность является потенциальной возможностью каждой личности, находящейся в социуме и выполняющей повседневные социально важные действия [1, с. 23-26]. Проанализировав научные исследования Х. Йоаса, констатируем, что он стремился выявить новизну социального действия в контексте креативности, которая является механизмом успешного социального взаимодействия, условием становления успешной личности, в основе которой лежит креативное действие. Характеризуя креативность и креативную деятельность в социологическом аспекте, стоит обратить внимание на определенные мировоззренческие концепции по социологии творчества и креативности. Американский социолог М. Флорида выделяет креативный общественный класс, состоящий из лиц, способных продуцировать креативные идеи, формировать креативное мировоззрение и производить креативный продукт. Наряду с этим он отметил, что представителям рабочего класса, в отличие от креативного класса, оплачивают работу по стандартно выполненному действию, а представителям креативного класса оплачивают работу за творческое проектирование и создание чего-то нового [15, с. 22-23]. Проанализировав другие подходы Р. Флориды относительно понятия креативности, мы можем выделить социологические черты креативности, которая должна быть присуща креативному классу (этосу): креативность является способностью синтезировать, развивать и накапливать знания; креативность развивает способность анализировать, формировать, продуцировать новые идеи; креативность стирает стереотипы и шаблоны; креативность требует способности идти на риск и уверенности в себе; креативность пробуждается мотивами, потребностями, стремлением к самореализации; креативность развивается в определенной социальной среде, стимулирующей творчество; креативность не возникает автоматически, она требует внимания и поддерживается творческим импульсом [15, с. 46-48]. Кроме того, Р. Флорида отмечает, что креативность может реализовываться только в определенных условиях и развиваться в сознании людей как потребность и условие становления профессионально успешной личности, способной продуцировать креативные идеи и реализовывать креативные знания, что и должно быть присуще креативному классу. Социолог отмечает: «Общей для всех креативных людей является потребность в таких внешних условиях, при которых бы поддерживали креативность: давали надлежащую оценку, стимулировали к творчеству, имели механизмы мобилизации ресурсов вокруг идей и положительно реагировали на значительные изменения и внедрение радикальных идей» [15, с. 55]. Таким образом, Р. Флорида рассматривает креативный класс как основной в структуре современного общества. Опираясь на научные положения, которые он обосновал относительно креативности, мы можем утверждать, что креативность является важной составляющей формирования креативных профессионалов, способных успешно профессионально реализовываться, продуцировать новые креативные идеи и создавать новый креативный продукт. Социолог считает, что в условиях «доминирования этоса креативности в современном обществе, самосознание личности растет, формируется большой креативный потенциал, происходит успешная креативно профессиональная реализация» [15, с. 93]. Другую мировоззренческую позицию относительно формирования креативности и креативной деятельности, рассмотрения ее социальной сущности описывает Г. Ларин в научной работе «Социология творческой деятельности». В частности, ученый считает, что креативность относится к социокультурному феномена, который дифференцируется в определенных сферах по таким критериям «гомокреативуса»: формирование творческого интеллекта, нестандартности и креативности мышления; формирование эвристического чувства, социально-культурных и духовных потребностей, мотивов и интересов личности; формирование личной креативности как творческой репродуктивности, инновативности, генеративности; креативная реализация личности в условиях современной социокультурной ситуации [6]. Принимая за основу учение о креативности и, определив критерии «гомокреативуса», автор разработал, апробировал и ввел в практику ряд оптимальных моделей формирования и социализации креативной личности. Среди них можем выделить следующие: модель творческого лицея; модель школы социализации личности «Стимул»; модель «Гайденс-службы»; модель оптимизации общеобразовательной школы по матрично-графическому критерию; модель социализации средствами творческой активизации личности [6]. Таким образом, теоретико-методологические достижения Г. Ларина, проведенные на основе историко-гносеологического подхода к анализу проблемы креативной деятельности как социального феномена, указывают на то, что креативность является социокультурной единицей; креативная деятельность личности является наиболее плодотворной и способствует социокультурной активности личности; формирование креативной личности происходит при условии определения плодотворных форм, методов и моделей взаимосвязи личности с социумом. Бесспорно, креативность рассматривают как один из главных признаков успешного развития молодого поколения и общества в целом. Иные мировоззренческие концепции креативности как составляющей социологической науки сформулировал Дж. Хоукинс, который ввел новое понятие «креативная экономика», которая формируется вследствие развития креативной индустрии [18, с. 7]. Социолог отмечает, что креативность имеет ярко выраженную практическую реализацию - креативный продукт (авторское право, патенты, торговые знаки, дизайнерские решения) [18, с. 61]. К. Николенко, рассматривая креативность и ее социальную роль в современной культуре, указывает на то, что креативность можно рассматривать как феномен и результат, который должен найти поддержку в обществе или полностью быть отклоненным. Кроме этого, он отмечает, что только креативность, которая проявляется в определенной креативной деятельности, сутью которой является продуцирование креативных универсально-культурных ценностей помогает личности гармонизировать себя как индивида, а также наладить социокультурные связи в обществе [10, с. 180]. В социологии и социальной философии активно рассматривают понятие «креативный потенциал» как почву для формирования креативности личности в процессе ее жизнедеятельности. Наряду с этим отмечают, что креативный процесс иногда носит негативный характер как при реализации креативной идеи, так и для самого креатора. Как отмечает Н. Карамышева, только с помощью креативной активности личность может внедрять в действительность креативную идею и в процессе креативной деятельности реализовать ее на практике [5, с. 27-34]. Ученый отмечает, что сформировать креативность можно лишь при наличии у человека креативного потенциала, который представляет собой совокупность деятельных способностей человека, которые охватывают новые идеи, новые интересы, новые навыки, новые оценки [5, с. 29]. Обобщив теоретические положения Н. Гартмана, Б. Скинера, А. Шюца, Э. Гуссерля, Ч. Пирса, Дж. Мида, Дж. Дьюи, М. Емирбайера, Х. Йоаса, М. Горностаева, Р. Флорида, Г. Ларина, Н. Карамышева, Дж. Хоукинса, можно выделить социальные факторы, которые влияют на формирование креативности личности: общественно-культурные (общественные нормы, стандарты, правила, культура народа, региональные традиции); традиционно ментальные (обычаи, традиции, ментальное мировосприятие, этнические особенности); образовательно-родственные (учебно-воспитательная среда, семейная среда). Таким образом, предпосылкой формирования креативности личности является социологическая суть креативности как таковой, поскольку феномен креативности определяет основу и является условием развития общества, развивает его научные, психологические, педагогические, философские, социальные, культурологические интересы. Выводы. Итак, в нашей статье мы осуществили социологический анализ предпосылок формирования креативности личности в социуме. В процессе анализа социологического аспекта в этом исследовании мы определили основные направления, по которым было проведено системное исследование формирования креативности: феноменологический, бихевиористский, прагматический и неопрагматический. Указанные направления определяют формирование креативности личности при условии наличия у нее индивидуального начала, возможности изменения социальных ролей, которые определяют социальность личности и ведут ее к творческой реконструкции, порождая креативное действие. Сравнив и рассмотрев разновекторные мировоззренческие концепции формирования креативности в социологическом аспекте, мы определили подходы к процессу формирования креативности личности в социуме, в частности: креативность как социокультурный феномен; креативность как основа общественного прогресса; креативность как механизм социальной самореализации личности; креативность как механизм успешного социального взаимодействия; креативность как условие становления профессионально успешной личности. Эффективность решения проблемы формирования креативности личности будущего социального педагога обусловлена ​​связью с психологией и социологией, которые являются основой для понимания творчества личности и формирования ее креативности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.