КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ Рыбинская Ю.А.


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 197-199
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

коммуникативные упражнения, формирование эстетического вкуса, студенты-филологи, творческие работы, творческие методы, communicative tasks, aesthetic taste formation, students-philologists, creative works, creative methods

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье осуществлено теоретико-методологическое обоснование формирования эстетического вкуса студентов-филологов средствами коммуникативных упражнений. Проанализировано современное состояние проблемы эстетического вкуса, обоснованы педагогические условия и предложены творческие методы формирования иностранной коммуникативной компетентности студентов-филологов. Доказано, что к воспитательным возможностям учебных курсов по иностранным языкам относятся следующие: наличие социокультурного компонента в содержании дисциплин, разнообразие форм и творческих методов, которые стимулируют студентов к коммуникативной деятельности. По средствам предложенных упражнений возможно формирование вкуса, индивидуальной точки зрения, аналитического мышления, эстетизация занятий путем использования аутентических учебных материалов.

Текст научной статьи

Социальный заказ общества направляет образование на изучение целостной картины мира - мира культуры и человека, на формирование гуманитарного мышления, развития творческих способностей личности. Поэтому приобретает приоритетное значение дальнейшее совершенствование эстетической культуры личности как неотъемлемой характеристики специалистов с высшим образованием, возможно лишь при условии формирования у студенческой молодежи необходимого компонента творческой деятельности, стержневого вида эстетических способностей - эстетического вкуса, который сочетает чувственные и интеллектуальные силы человека. Проблемы формирования естетического вкуса иследовали И. Зязюн, М. Каган, М. Киященко, И. Коников, М. Лайзеров, В. Панченко, Р.Шульга, Є.Яковлев и другие ученые. Формирование естетического вкуса у студентов высшых учебных заведений позитивно влияют на интелектуальную активность и способствую развитию эстетической культуре личности. Гуманистическое содержание, эстетический окрас разговорных тем, текстов для чтения и аудирования - все направлено на эстетическое развитие личности. Использование активных форм и методов обучения стимулирует познавательную деятельность и интеллектуальное развитие студентов. Особый интерес для исследования представляют коммуникативные репродуктивные и продуктивные упражнения, поскольку в процессе их исполнения создаются условия для формирования эстетического вкуса. Готовность к восприятию базируется в первую очередь на жизненном опыте личности, ее ценностных ориентациях и эстетическом вкусе, но много в чем зависит от видов деятельности, что передают общение с произведением. Занятие по иностранным языкам в высших учебных заведениях не всегда реализует свой потенциал в сфере формирования эстетического вкуса студентов-филологов. Анализ результатов среза знаний даст основание утверждать, что содержание традиционных учебных заданий в развитии навыков языковой деятельности не создает благоприятных условий для формирования эстетического вкуса, что негативно влияет на интеллектуальную активность студентов. Итак, воспитательные возможности учебных курсов по иностранным языкам таковы: наличие в содержании дисциплин социокультурного компонента, способствующего эстетическому воздействию на личность студентов; достаточное количество учебных часов, которые делают систематичность в работе над эстетическим развитием студентов, проведение практических занятий в небольших группах, многообразие форм и методов, благодаря которым происходит индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Специфика дисциплин, разнообразная тематика речевых упражнений предусматривает широкое применение вспомогательных учебных материалов, которые способствуют использованию в учебном процессе эстетических объектов, которые служат не только мотивацией и активацией речевой деятельности, но и формируют эстетический вкус. Именно такая учеба помогает осуществлять и хотеть "excellence". Нашей целью не является сделать из студентов наилучших писателей, но прибавить эклектичности в их эстетику, культивировать у них заинтересованность ко многим видам письма. Даже, если у студентов нет предыдущего опыта в написании творческих работ, совершении интеракции, такие занятия дают представление о собственной идентичности, о том, что такое поэзия. Каждое из ниже предложенных заданий разработано для того, чтобы интенсифицировать этот вид эклектизма, и доказано, что чем больше преподаватель направляет студентов, тем больше они способны представить дальнейшие опции и стратегии самостоятельно. Поэтому предлагаем следующие задания In-ClassWriting Questions, которые будут побуждать студентов к творческой работе, коммуникативной практике и написанию собственных стихов: - Write a poem or prose piece using only questions, or mostly questions. - Consider different organizing strategies: a) your questions might all be asked to one particular object, animal, person, idea, place, etc. b) your questions might be asked to a general audience but all be about one particular object, animal, person, idea, place, etc. c) your questions might suggest a story, leading readers through a series of events, following one or more characters through a particular setting, d) your questions might each be followed by an answer, which in turn leads to another question, e) your questions might relate to each other randomly, or only through sound or metaphor; that is, the distance you travel between each question could be what holds them together. Step 1: Choose an organizing strategy above, or make up your own; jot notes (2-3 min). Step 2: Write the poem or prose piece (13 min). 1) Self-portrait. Imagine writing yourself as a visual artist would draw, paint, sculpt, or photograph herself. You could focus on physical details, as if seen in a mirror, but also consider including mental formations (memories, observations, thoughts, misunderstandings, gossip). 2) Condensed Autobiography. A quick overview of your life featuring a handful of vivid, specific images or moments from early childhood up to the present. Let the structure of the poem occur organically, without the need for linear progression through time. 3) Exaggerated You. Write with the voice of a magnified emotion or mood you’ve experienced by focusing on the specific, physical details in which that emotion/mood occurred. Think of this voice as a cartoon version of yourself but not so cartoonish that readers can’t believe it. 4) Persona. Write in the first person (“I”/”we”) but from the point of view of someone or something that you are not. Take on the persona of an object, an idea, a place, an animal, a famous/infamous person, an unusual person, etc. 5) Memory games. Write about a specific memory from your past, but present it in some unexpected way, or write about several unrelated memories as if they were related. 6) Letter to Yourself. Write a letter to yourself, either from yourself or from an imagined other person. What can you reveal or conceal about yourself as the primary audience of this letter? 7) Speculative Scenes. Describe a scene from your past life which you were not fully conscious of, such as your own birth, or a scene from your future, such as your own wedding etc. К тому же, за словами Н. Андроник [1], при обучении английского языка важно вовлекать разные виды мотивации, не только коммуникативную и познавательную, но и эстетическую, что, по нашему мнению, обеспечивается использованием аутентических поэтических произведений. Одной из ключевых характеристик формирования коммуникативных стратегий на занятиях по иностранным языкам есть использование в учебном процессе аутентических учебно-методических материалов. Использование аутентических поэтических текстов как стимула для дискуссии на практических занятиях по иностранным языкам обеспечивается, как утверждает Н. Андроник, такими факторами: 1. аутентическим поэтическим произведениям свойственны характеристики, которые делают его незаменимым способом для развития устной речи: эмоциональность (аутентические поэтические произведения возбуждают эмоции, таким образом и мотивацию студентов); сконцентрированость формы (высокая информационная насыщенность, способность передавать большой объем информации в незначительном за объемом произведении); метафоричность (образность аутентических поэтических произведений обеспечивает множество его интерпретаций, разницу в понимании и интерпретации, что несомненно вызывает разное восприятие и обмен мыслями). Кроме того, поэтическая форма аутентических поэтических произведений заставляет студентов выражать свои собственные мысли по поводу прочитанного, а не пересказывать содержание произведения. 2. работа с аутентическими поэтическими произведениями направлена на развитие творческого мышления, поскольку чтение и интерпретация аутентических поэтических произведений стимулирует развитие творческих умений личности, а именно: оригинальность и индивидуальность, гибкость, глубину мысли, нестандартное мышление, что важно для формирования собственной позиции в ходе обсуждения; не менее важным есть также обогащение языка будущих филологов. К тому же студенческий возраст - это романтический период развития личности, когда много молодых людей пробуют себя в написании стихов [1, с.15]. Таким образом, проанализировавши отечественные и иностранные работы, мы смогли определить такие особенности формирования эстетического вкуса будущих филологов: работа с коммуникативными упражнениями, аутентическими поэтическими произведениями, написание и обсуждение творческих работ, что в значительной мере способствует активной коммуникации будущих филологов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.