СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» В РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА Г.КАЗАНИ) Седанкини Т.Е.

Российский исламский институт


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 206-208
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

религиозная социализация, проблемы смены религии, религия и социальное неравенство, religious socialization problems to change religion, religion and social inequality

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье содержатся методические рекомендации по организации и проведению светских дисциплин в религиозных учебных заведениях на примере дисциплины «Социология», апробированные в Российском исламском институте г. Казани.

Текст научной статьи

Преподавание светских дисциплин в религиозных учебных заведениях полностью соответствует Государственным образовательным стандартам. Однако, рассмотрение на занятиях всех дидактических единиц программы той или иной дисциплины практически не оставляет времени на исламский компонент, что является серьёзной проблемой религиозного образования. Причем, анализируя учебные программы общегуманитарных дисциплин средне-специальных учебных заведений и вузов можно заметить полное отсутствие в них упоминаний о вкладе в общественные науки арабо-мусульманских мыслителей. В связи с этим формируется ложное представление о том, что современная экономика, политология, юриспруденция, социология, психология - это науки, построенные только на трудах европейских ученых, на изучении и анализе только европейского общества. Подобная картина мира за годы полной «западнизации» науки, культуры, системы образования взращена в сознании большинства мусульман, которые, к сожалению, практически ничего не знают о своих великих предшественниках. Для решения высвеченных проблем нами разработаны методические рекомендации по проведению дисциплины «Социология» в религиозных учебных заведениях. При изучении Темы 1. «Введение. Социология как наука», где раскрывается предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки, считаем целесообразным рассмотрение роли арабо-мусульманских мыслителей в развитии социологической мысли, а именно: учение Аль-Фараби об общественно-политической жизни и государственном управлении; учение «Чистых братьев» об идеальном обществе, в котором отсутствует враждебность; учение Ибн Рушда об идеальном государстве, освобождённом от нравственных пороков [1,151-156.]; учение Ибн Халдуна - автора разнообразных социологических воззрений [2,157-162]. Здесь же, при изучении структуры социологического знания рекомендуется обратить внимание на возникновение и развитие наук, изучающих взаимосвязь религии и общества, а так же рассмотреть понятия «Социология религии» и «Религиозная социология», их точки соприкосновения, раздора и взаимодополняемость [3,157-164.]. В ходе изучения Темы 2. «Общество как социальная система» после рассмотрения процесса социализации необходимо остановиться на проблемах религиозной социализации, останавливаясь на следующих пунктах: границы термина «религиозная социализация»; данные социологических исследований православной и мусульманской молодежи, касающихся религиозной социализации; этапы конфессиональной социализации; типы религиозного обращения и факторы, влияющие на религиозность детей; роль первичных агентов религиозной социализации. методы влияния родителей на детей в религиозных вопросах; вторичные агенты религиозной социализации мусульман. Детский сад, школа, религиозные учебные заведения. Летние мусульманские лагеря, выставки исламского искусства, спортивные секции, средства массовой информации. При рассмотрении вопроса «Социальный контроль и девиация» необходимо отметить специфику понятия нормы и девиации в религиозной сфере [4,282-286], а так же отношение ислама к таким формам девиации как алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. При рассмотрении вопроса касающегося социальных организаций целесообразно рассмотреть типологию религиозных организаций и их форму, а в ходе изучения вопроса «Общество и социальные институты», более подробно остановиться на вопросах «Особенности института мусульманской семьи. Ислам и полигамия» и «Религия как социальный институт, ее атрибутивные признаки и функции. Тенденции современной религии. Религия в России. Особенности Исламского социума. Внутриисламские отличия. Основы ислама как религии. В ходе изучения Темы 3. «Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность» важным моментом является рассмотрение вопроса «Религия и социальное неравенство», в ходе которого раскрываются следующие понятия: вертикальная и горизонтальная мобильность в религии; взгляды христианства и ислама на проблему социального неравенства; ислам и социальная мобильность. Кастовая стратификация в исламских странах Южной Азии; проблема вертикальной мобильности согласно христианству и исламу. Богобоязненность, как критерий вертикальной мобильности мусульманина; горизонтальная религиозная мобильность. Проблема смены религии и их причины. При изучении Темы 4. «Социальные изменения, социальные движения» в ходе рассмотрения процесса модернизации - как типа социальных изменений целесообразно рассмотреть проблемы модернизации ислама. При изучении миграционных процессов важным является изучение миграционного движения мусульман, опасность этого процесса и модели решения проблем. При изучении асоциального движения, как формы массовых социальных движений целесообразно остановиться на понятиях: экстремизм и его виды, религиозный экстремизм, современный исламский экстремизм; радикализм, радикальное исламское движение (РИД); терроризм, виды, формы, причины; религиозный фанатизм, причины и следствия; деструктивные религиозные организации - секты. В ходе изучения Темы 5 «Социальные конфликты и логика их разрешения» важным является рассмотрение природы и сущности религиозных конфликтов, их основных причин и особенностей динамики развития религиозных конфликтов современности, а так же пути урегулирования религиозных конфликтов. При изучении Темы 6. «Социологическое исследование как вид научного исследования» необходимо уделить внимание особенностям проведения социологических исследований по религиозной тематике, остановившись на рассмотрении методов социологии религии. Контроль успеваемости и качества подготовки по дисциплине «Социология» включает следующие уровни контроля. Текущий контроль, предназначенный для определения качества усвоения лекционного и практического материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий существляется в виде устных и письменных ответов студентов на вопросы преподавателя; защиты реферата по каждому модулю; написания эссе-размышления по результатам которых в заключении изучения дисциплины проводится круглый стол на тему: «Социология глазами мусульманина» [5,147-156]. Промежуточный контроль проводится в форме тестов, включающих в себя вопросы как по общей социологии, так и по религиозной составляющей, описанной в представленных рекомендациях. Данный вид контроля осуществляется по окончанию изучения каждого модуля с целью определить степень достижения учебных целей, определенных учебной программой. Каждый учебный модуль завершается контролем с выставлением баллов. По результатам промежуточного контроля преподаватель подсчитывает баллы, набранные каждым студентом в результате работы по модулю. Если баллов оказывается недостаточно, студенты могут предпринять соответствующие корректирующие меры. Итоговый контроль (зачёт), осуществляющийся по окончанию изучения дисциплины. Зачет проводится в устной форме по билетам, включающим в себя три вопроса: по одному из каждого модуля, один из которых обязательно имеет религиозный компонент. Представленные методические рекомендации по организации и проведению дисциплины «Социология», прошли апробацию в Российском исламском институте г. Казани, в результате которой выявлено, что после изучения курса, студенты не только обладают достаточными знаниями по общей социологии, но так же имеют представления о религиозных аспектах каждой изученной темы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.