ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Корлякова С.Г.,Макеева А.В.

Северо-Кавказский федеральный университет


Номер: 4-2
Год: 2014
Страницы: 254-257
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкальное мышление, образ музыкального произведения, musical thinking, the way of music

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье проведен теоретический анализ структуры музыкального мышления. Результаты проведенного анализа позволяют учитывать выявленные особенности структуры в процессе обучения музыкантов.

Текст научной статьи

Проблемы музыкального мышления являются предметом исследования музыкальной психологии и педагогики, а также музыкознания. В ряде работ по музыкальной психологии, педагогике и методике (В.Н. Петрушин, А.В. Ражников, Г.С. Тарасов, Г.М. Цыпин, Т.А. Барышева, В.К. Белобородова, Л.В. Горюнова), а также в музыковедческих работах (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский) авторы достаточно подробно анализируют отдельные стороны музыкального мышления. Однако и сейчас открыты широкие возможности для его исследования. Опираясь на понятие мышления как процесс обобщенного и опосредованного познания объективной реальности, как высшую форму отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития, можно определить музыкальное мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения музыки, составляющей высшую ступень ее познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей или образов. Отражение мира посредством музыкальных звуков, происходящее в сознании человека при сочинении, восприятии или исполнении музыкального произведения, оперирует музыкальными образами. Система музыкального мышления, его закономерности и особенности складываются в социальной среде и связаны с самобытностью национальной культуры, со спецификой ее выразительных средств. В силу этого мы сравнительно легко отличаем музыку разных народов. Типичная же совокупность композиторских приемов и средств создает стиль эпохи. Так, специфика музыкального мышления определяет стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и т.д. Но и внутри одного стиля может быть несколько направлений. Своеобразие способов музыкального мышления позволяет нам отличать одно направление от другого. Художественные средства музыкального искусства функционируют в системе музыкально-слуховой деятельности. Создание художественного образа музыкального произведения, его интерпретация и восприятие связаны с мышлением. Человек воспринимает музыкальное произведение, прежде всего, как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра и т.д. Музыкальный образ есть единство средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определенного содержания. Он всегда воспринимается человеком целостно, но с разной степенью полноты. Естественно, что малоподготовленный слушатель не может адекватно воспринять всю систему средств, создающую музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ - настроение, характер. В зависимости от вида музыкальной деятельности используются разные виды мышления. В этой связи В.И. Петрушин [2] отмечает, что слушатель оперирует в процессе восприятия представлениями о звуках, интонациях и гармониях, которые пробуждают в нем различные чувства, воспоминания, образы. Этот вид мышления можно отнести к наглядно-образному. Исполнитель осмысливает звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучшие способы исполнения нотного текста. В этом случае ярко проявляется его наглядно-действенное мышление. Композитор, передающий свои жизненные впечатления в звуках музыки, осмысливает их, используя закономерности музыкальной логики. В этом случае в большей степени задействовано абстрактно-логическое мышление. В фундаментальных работах И.П. Павлова и других исследователей (Токина Н.Н., Блинова М.П. и др.) показано, что профессиональное мышление людей искусства и, в частности, музыкантов в значительной мере обусловлено развитием образного мышления. Образное мышление играет исключительно важную роль в структуре музыкального мышления. Настроения, ассоциации, различные образы картинного типа создают духовную, идеальную сторону музыкального образа. Следует отметить, что у музыкантов качественные различия музыкального мышления в значительной мере обусловлены особенностями соотношения в нем образного и логического (понятийного) компонентов. Логическое мышление в деятельности музыканта занимает значительное место, т.к. при разучивании музыкального произведения исполнитель осмысливает его стилевые, формообразующие, метроритмические, гармонические, фактурные особенности, логические закономерности развития. Понятийное мышление помогает музыканту сформулировать идейно-художественное содержание произведения и создать соответствующий художественный образ. Знания о музыке дают толчок мыслительным операциям и формируют эти операции, определяют их структуру и внутреннее содержание. Именно логический компонент в структуре музыкального мышления обеспечивает переработку информации о логике содержания музыкального произведения. По мере развития и усложнения музыкальных форм и музыкального языка роль логического компонента музыкального мышления возрастает. К такому выводу приходит И.Б. Пясковский: «…анализ звуковых процессов в музыкальном искусстве, - пишет он, - доказывает необратимость эволюции музыкального мышления, что выражено в системном усложнении, генетической преемственности и информационной свертываемости предшествующих системных взаимосвязей…» [3]. В XIX в. ряд крупных музыкантов-теоретиков считали, что музыка как искусство эмоциональное может пострадать от рационально-логического вмешательства. В настоящее время в музыкальной психологии участие рационального мышления рассматривается в гармонической связи с эмоциональной стороной человеческой психики. Музыкальное мышление и композитора, и исполнителя, и слушателя протекает при постоянном синтезе эмоционального и рационального. Дирижер Леопольд Стоковский говорит: «Понимание внутренней природы музыки - органичного единства и сложного, но безупречного порядка ее математических основ - нисколько не уменьшит нашего эмоционального восприятия красоты и поэзии музыки» [5]. Действительно, истоки музыкального мышления восходят к ощущению интонации. Эмоциональная реакция на интонацию - начало процессов музыкального мышления. Ощущение музыкальной интонации является своего рода сигналом к любым музыкально-мыслительным действиям. Эти действия опираются на способность человека чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации, эмоционально отзываться на нее. Эмоции, как известно, обращены к внутреннему миру каждого человека, его чувствам и переживаниям. «Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки», - справедливо заметил Б.М. Теплов [6]. Учитывая ведущее значение эмоций в музыкальном искусстве, В.П. Сраджев считает, что «есть все основания говорить о специфическом для музыканта - эмоциональном мышлении» [4]. Итак, прежде всего музыкант оперируют слуховыми образами. Образное мышление музыканта тесно связано с логическим и эмоциональным компонентами. Переход от элементарных образов к более углубленным, умение отказаться от сложившихся слуховых стереотипов и осознать новые постепенно усложняющиеся, более масштабные художественные образы представляет собой логику эволюции мышления. Благодаря зрелому музыкальному мышлению человек способен проникать в самые сложные художественно-творческие идеи. Как и во всякой другой области, формирование музыкального интеллекта осуществляется в ходе индивидуального опыта человека, связанного с исполнительством, сочинением, слушанием музыки. Так, художественное исполнение музыки задействует все «механизмы» музыкального мышления. Задача исполнителя - воссоздать звуковой образ, для чего необходимо проникнуть в выразительно-смысловую сущность музыкальных интонаций и осознать логические принципы построения произведения; самостоятельно творчески интерпретировать исполняемое сочинение. Яркую эмоциональную окраску имеют здесь мыслительные операции. Эмоции и чувства играют исключительно важную роль в структуре мыслительных действий человека, т.к. эмоционально насыщенное действие активизирует музыкальное мышление. Выдающийся педагог Г.Г. Нейгауз любил повторять своим ученикам: «…холодный ум и горячее сердце и живое воображение - этими координатами определяется положение художника в искусстве» [1]. Таким образом, процесс обучения и самоподготовки музыканта в плане развития музыкального мышления должен быть направлен на решение нескольких задач: 1. Продумывание образного строя произведения. 2. Обдумывание логики развития музыкального образа (стиль, формообразование и средства музыкальной выразительности). 3. Проникновение в эмоциональную сущность музыкальных интонаций и произведения в целом.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.