СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ Борисов И.Ю.,Наумов Д.В.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 42-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

проектирование, изделия, критерии, design, product criteria

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается процесс проектирования художественно-промышленных изделий. Рассмотрены критерии поиска оптимальных дизайнерских решений как показатели качества изделий: композиционное равновесие, тектоничность, пропорциональность, масштабность и пластичность формы, единство ее характера и образности, цветовое и тональное единство деталей и материалов отражающие гармоничность проектируемого изделия.

Текст научной статьи

Процесс проектирования изделия - особый вид мышления и специфическая организация художественно-конструкторской, творческой деятельности, направленная на создание оригинальных художественно-промышленных изделий. Компьютерное проектирование как деятельность имеет много общего с практической (проектно-конструкторской), однако, в учебном процессе проектирование приобретает свою специфику. На этапе дизайнерской разработки целесообразно использовать систематизацию художественно-промышленных изделий из камня по геометрическому признаку. В соответствии с такой классификацией все детали изделий делятся на два класса: простые (базовые) и сложные (составные) геометрические тела. Простые тела образуют следующие подклассы: плоскостные, многогранные, тела вращения и линейно-профильные. Сложные тела формируются как составные из простых тел в результате модификации тел любой формы с помощью операций разрезания, перемещения, удаления, деформирования или копирования их базовых элементов [1, с 163]. По размерным характеристикам художественно-промышленные изделия из камня целесообразно разделить на группы типоразмеров, градация которых должна соответствовать одному из стандартных геометрических рядов (П5, П10, П20, П40 или П80) единой системы пропорций в промышленности. Целесообразно при разработке классификационной шкалы типоразмеров изделий из камня выбрать в качестве базовой пропорции их размерных параметров отношение 4:1, которое соответствует любому из перечисленных геометрических рядов. Представленная геометрическая классификация отражает методы формообразования изделий названных типоразмерных групп с помощью компьютерных программ. Использование современных компьютерных программ (CorelDraw, 3DMax, ArhiCAD) способствует более детальной проработке дизайн-проекта. В процессе компьютерного моделирования поверхности изделий могут дополнительно уточняться, например, созданием плавных сопряжений и нюансных переходов, а также посредством тонового подбора поверхностей (цвета, текстурного рисунка), характерными для выбранного вида камня или другого материала. Так форма разрабатываемого изделия из камня требует целостности, единства функции и материальной основы является мерой проявления полезности, целесообразности и красоты [2, с 235]. Рис. 1. Разработка дизайн-проекта Также принципиальным становится этап концептуальной разработки конкретного изделия. На этом этапе должна быть определены не только общие композиционные принципы построения изделия (объемно-пространственная структура и формы деталей), но и проведена оптимизация его эстетических свойств, определяющих гармоничную целостность композиции и формы камнерезного изделия (рис. 1). В практической деятельности, проектирование настольного прибора «Часы» прямоугольной формы имеет свою специфику и следующую последовательность: составление эскизного проекта изделия; деталировку; составление спецификации. Затем выбирают по декоративным критериям сырье и приступают к изготовлению шкатулки, согласно технико-технологической документации (операционно-маршрутная карта). На основании вышесказанного можно отметить, что критериями поиска оптимальных дизайнерских решений могут быть такие показатели качества изделий, как: композиционное равновесие, тектоничность, пропорциональность, масштабность и пластичность формы, единство ее характера и образности, цветовое и тональное единство деталей и материалов отражающие гармоничность проектируемого изделия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.