МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ Наумов В.П.,Войнич Е.А.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 49-52
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

проектирование, дизайн, художественные изделия, Engineering, design, art

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Описаны основные пути совершенствования проектных решений, заключающиеся в упорядочении и систематизации конкретной творческой идеи для достижения нужного результата наиболее простым, экономным и разумным способом, позволяющий сделать дизайн-проект изделия с последующим воплощением с позиции удобства, технологичности и красоты .

Текст научной статьи

Общеизвестно, что дизайн наделен своими профессиональными приемами и методами. Эта часть знаний связана с методикой художественного конструирования, и, естественно, приобретается она не только с помощью специальной научно-методической литературы, но прежде всего в процессе проектирования и технологии изготовления художественно-промышленных изделий (художественно-камнерезных и ювелирных), а также в ходе накопления практического опыта. Необходимость выявления закономерности организации процесса проектирования художественно-промышленных изделий, создание научно-обоснованной методики аргументирующей целесообразность решения дизайнерских задач в разработке высокохудожественных изделий определяют актуальность темы исследования. Целью исследования является совершенствование процесса проектирования художественно-промышленных изделий. Опираясь на опыт и анализируя отдельные этапы проектирования изделия, мы обращаемся к приемам и методам промышленного дизайна, в частности художественно-конструкторского анализа, выбора основной идеи композиции и последовательного использования данной идеи в материале. Процесс проектирования художественно-промышленных изделий особый вид организации творческой деятельности имеет свои законы, свои научные критерии и, конечно свою логику. Данный процесс включает в себя следующие составляющие: функциональная целесообразность; новационность; эстетичность; эргономичность. Они несут в себе качество новые положительные параметры дизайна изделий [3, с. 8] Существует два исходных условия проектирования изделий художественно-промышленного назначения. Самый распространенный случай, когда аналогичное изделие уже существует и речь идет лишь о внешней переработке. В дизайне это называется стайлингом (стилизацией). Изделие, положенное в основу, называют прототипом, а подобное проектирование - проектированием по прототипу. Весь процесс проектирования делится на ряд стадий, начиная с подготовительной и заканчивая выполнением опытного образца в материале. Последовательность во многом зависит от самого изделия: для проектирования важна начальная стадия - мысль, эскиз, идея. При создании композиционно и технически сложных изделий с использованием разнообразных видов материалов больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия, которая требует компьютерного моделирования изделия, детальной имитации фактуры материала, его колористического решения, согласованности многих элементов, рассмотрения изделия с разных сторон и в разных ракурсах [2, с. 148]. Использование современных компьютерных программ (CorelDraw, Компас 3D, 3DMax, ArchiCAD) способствует более детальной последовательной проработке этапов проектирования. Работа над проектом начинается со сбора необходимых сведений об объекте проектирования (его назначение, функциональные, материаловедческие, технологические, эстетические, эргономические и другие требования). Так же учитывается, что создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, камнерезное с ее дизайнерскими элементами - это обязательно работа с формой [4, с. 11]. В дизайне изделий воедино сливаются два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. Этапы изготовления высокохудожественного изделия, соответствующего всем требованиям технической эстетики, можно проследить по схеме: 1) выдвижение новой конструктивной идеи (озарение); 2) поиск новых комбинаций и связей в конструкции; 3) анализ новых технологических идей; 4) воплощение идеи в готовое изделие. На этом основании рассматриваемый нами объект имеет какое-то дополнительное качество оригинальности, необычности, повышенного удобства, зрительной гармонии и т.д.[1, с. 4]. Основополагающим при проектировании художественно-промышленных изделий является решение задач, связанных с анализом соразмерности и согласованности элементов композиционной структуры [4, с 118]. При оценке композиции в процессе проектирования объект анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения требований производства художественно-промышленных изделий в процессе проектирования. Определение базовой конструктивной формы проходит в несколько этапов: - разработка общей геометрической формы изделия; - проработка декоративных мотивов; - разработка общих пропорций и особенностей конструкции; - выбор материалов; - уточнение технологии изготовления и тиражирования для производства. Рис.1. Конструкция кольца На рисунке 1 в качестве примера показано конструктивное решение изделия, которое заключается в том, что благодаря винтовому соединению можно менять внешний вид кольца (рис. 1), а также за счет штифтового соединения накладной элемент кольца может вращаться вокруг своей оси. В таблице 1 указаны номера и название деталей кольца соответствующие деталям, указанным на рисунке. Таблица 1 Спецификация кольца «Воздух» № Название детали Материалы Количество 1 Шинка кольца Серебро 1 2 Полусферическая заготовка, круглой формы Серебро 1 3 Заготовка круглой формы Ø4 Серебро 3 4 Заготовка круглой формы Ø1,5 Серебро 3 5 Каст для камня Ø3мм. Серебро 3 6 Каст для декоративной вставки Серебро 1 7 Штифт Серебро 1 8 Винтовое соединение Серебро 1 9 Камень Ø3,0 мм. Фианиты 3 10 Декоративный камень Агат 1 За каждой из этих категорий стоит конкретная последовательность: за соподчиненностью - выявление характера объемно-пространственной структуры; за соразмерностью - нахождение необходимых пропорций, способствующих оптимальной организации форм, в том числе с точки их гармонизации; за согласованностью - уточнение пластических характеристик этих форм с учетом световой и цветовой игры закрепленных вставок камней и условий восприятия изделия в целом; за гармонизацией формы изделий - согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение. Гармоничность реализуется при соблюдении признаков формирования целостности художественного объекта, повторяемости свойств целого в его частях, соподчинение частей в целом, соразмерности частей в целом, уравновешенности частей целого [4, с. 118]. Эти принципы синтезируются в завершающем перечислении принципе единства визуальной организации объекта. Оценка гармонизации проекта изделия происходит в несколько этапов: 1) анализ проекта изделия: - соответствие потребительским предпочтениям и требованиям рынка; - новизна решения; - технологичность; 2) исследование конструктивных особенностей изделия: - система соподчинения отдельных фрагментов; - ритмические и пропорциональные связи отдельных элементов; - соразмерность, единство пропорций; - уравновешенность композиции; - суммарная целостность восприятия изделия; 3) качество обрабатываемой поверхности изделия: - отбор структурно-декоративных решений; - колористическая согласованность цветных металлов и камней; - чистота обработки поверхности 4) анализ перспективности проекта (выбор редких и дорогостоящих материалов и технологические особенности изготовления. На основании этого можно отметить, что основные пути совершенствования проектных решений заключается в том, чтобы упорядочить и систематизировать конкретную творческую идею для достижения нужного результата наиболее простым, экономным и разумным способом, который позволяет сделать дизайн-проект изделия с последующим воплощением с позиции удобства, технологичности и красоты.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.