ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ Наумов В.П.,Наумов Д.В.


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 52-54
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

дистанционное обучение, художественное проектирование, distance learning, artistic design

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Описано исследование дистанционного обучения не в общем виде, а как основной способ формирования проектно-конструкторских умений студентов в курсе «художественное проектирование». Рассматривая особенности дистанционного обучения в проектной деятельности, опираются на процедуру проектирования и планирования проекта для формирования проектных умений .

Текст научной статьи

Современный уровень развития компьютерной техники способствует созданию новых образовательных технологий в различных сферах научной и практической деятельности студентов обучающихся по профилю ТХОМ. Это позволяет использовать возможности современной техники создавая дизайн-проекты художественно-промышленных изделий в курсе «Художественное проектирование», помогает студентам осваивать новый материал, а преподавателям производить контроль знаний обучаемых, а также подготовить, иллюстративно, наглядно и визуально-композиционно представить учебный материал. В существующей системе высшего профессионального образования ощущается дефицит информационных технологий и инновационных методик влияющих на эффективность подготовки инженеров-технологов к проектной деятельности. На современном этапе развития высшего образования проблема применения компьютерных технологий в процессе подготовки квалифицированных специалистов в российских вузах приобретает особую актуальность. Ее решение будет способствовать повышению качества процесса проектирования в дистанционной форме. Программные средства, применяемые в современных дистанционных образовательных технологиях, обладают, как правило, широкими функциональными возможностями, имеют развитый пользовательский интерфейс и могут использоваться самостоятельно в проектном обучении. Дистанционную форму обучения называют образовательной системой 21 века предполагающее самостоятельное изучение, обучающимися учебного материала с использованием современных веб-сайтов, включая индивидуализацию обучения под руководством преподавателя с использованием электронных учебно-методических материалов, способствующих самообучению и самоконтролю знаний. В настоящее время в России вопросами дистанционного обучения занимаются А.А. Андреев, С.В. Агапонов, В.П. Демкин, А.Д. Иванников, А.М. Бершадский, И.Г. Краевский, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, В.И. Солдаткин и др. Существует множество различных определений понятия дистанционного обучения. Для нашего исследования нам ближе определение данное С.В. Агапоновым, определяет дистанционное обучение как новый вид обучения, характеризующийся полифункциональностью образовательных услуг, специфичностью методов обучения, высокой степенью активизации субъектов образовательного процесса [1, с. 17]. А. Бершадский, И. Краевский, исследуя проблемы развития дистанционного обучения в России, характеризуют его как метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционной формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получения систематического образования [2, с. 35]. Также выше названные авторы рассматривают его как форму организации процесса обучения и взаимодействия на расстоянии преподавателя и обучающегося с помощью компьютерных технологий как в рамках традиционных, так и нетрадиционных форм. Однако в своем исследовании дистанционное обучение мы рассматриваем не в общем виде, а как основной способ формирования проектно-конструкторских умений студентов в курсе «художественное проектирование». Рассматривая особенности дистанционного обучения в проектной деятельности, мы опираемся на процедуру проектирования и планирования проекта предложенных С.В. Агапоновым. Для формирования проектных умений он предлагает следующую последовательность выполнения проектов в дистанционном обучении: - разработка концепции (сбор информации, предварительный анализ всех идей, проработка отобранных предложений, подготовка проекта для дальнейшей реализации); - формирование идей проекта (предварительный анализ идей, выдвижение главной идеи, появление четкого понимания характеристик проекта, анализ осуществимости проекта); - создание исходных материалов проектирования (будет ли проект создан, какими силами, какие затраты потребуются для его создания и когда проект будет завершен) [1, с. 147]. На основании этого можно отметить важность использования дистанционного обучения в процессе дизайн-проектирования в вузах позволяющее готовить студентов к реальной профессиональной деятельности. При этом как отмечает Е.С. Полат, активизируется познавательная деятельность через многозначность ответов, необходимость принятия последовательных решений и наблюдение результата средствами телекоммуникаций в сети интернет повышают интерес студентов к проектированию [4, с. 17]. Немаловажен тот факт, что мы рассматриваем дистанционное обучение, как средство формирования проектно-конструкторских умений, так как студент, овладевший этими умениями способен применять свои знания в разных сферах проектной деятельности [5 c. 8]. Это положение отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 261000 - технология художественной обработки материалов, Москва 2007. Необходимым условием эффективности формирования проектно-конструкторских умений, является владение будущим инженером-технологом современными компьютерными методами проектирования конкурентоспособных изделий на современном рынке. При этом понимаем, что процесс проектирования представляет собой продуктивную мыслительную деятельность. Мышление необходимо для планирования деятельности, для ее выполнения и контролирования. Для формирования творческого мышления используем метод аналогий. При этом сопоставляем ход обыденного мышления с творческим, и этапы мыслительных действий при решении элементарных задач переносим на творческий процесс [3 c. 47]. Мы также рассматриваем систему подготовки современного творческого специалиста, вооруженного проектно-конструкторскими знаниями и умениями в процессе дистанционного обучения. Такой вид обучения позволит решить ряд перечисленных проблем, связанных с формированием проектно-конструкторских умений, т.к. создает единую образовательную среду и повышает качество обучения за счет применения современных компьютерных средств, объемных электронных библиотек и т.д. Дистанционное обучение в формировании проектно-конструкторских умений строится на использовании: среды передачи информации (информационные и телекоммуникационные сети) и среды обмена информацией (формы и методы). В нашем исследовании связывая процесс дистанционного обучения с учебным проектированием как деятельностью, поэтапно рассмотрены их компоненты во взаимосвязи. 1. Первый этап проектирования включает привлечение необходимых знаний об объекте проектирования и условиях его функционирования, содержит проблематизацию условий задания, выдвижение главной цели, определяет направление анализа и выбора средств проектного моделирования при переходе к собственно проектированию. В процессе дистанционного обучения эта процедура обеспечивается постановкой собственных целей, составлением плана своей образовательной траектории, проработкой учебного модуля. 2. Второй этап состоит в организации взаимодействия студента, педагога и проектной модели в процессе выполнения учебного задания. Задание в дистанционном обучении призвано обеспечить максимальную творческую самореализацию студентов. Задание, являясь основой успеха в обучении должно находиться в единстве текстового и графического исполнения. Структура задания может иметь мотивационную часть, технологическую часть, в которой студентами предлагаются основные элементы и особенности его предстоящей деятельности и образ ожидаемого продукта. По типологии задания могут быть когнитивного типа, креативного типа, инновационого типа. 3. Третий этап состоит в вычленении в объекте различных подсистем, необходимых и достаточных связей, факторов, определяющих его структурную и пространственную организацию. Такого рода подсистемы содержит в себе задание креативного типа, элементами которого являются: идея, озарение, композиция, конструкция, трансформация, презентация. 4. Заключительный этап завершает цикл проектных процедур, а ее результат содержит посылки для нового цикла разработки проектной модели. Дистанционное обучение, основанное на учебных модулях, позволяет студентам работать над проектом, возвращаясь к нему в рамках модуля несколько раз. Неоднократное возвращение к содержанию происходит «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности. Именно модульное обучение предусматривает возможность выбора уровня и направления освоения учебной программы. Это дает возможность каждому студенту посредством работы с учебным материалом развивать свои способности, а также разрабатывать каждую следующую проектную модель на качественно новом уровне.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.