ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАМНЕЙ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ Винокурова А.В.,Ярославцева Е.И.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 13-16
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

игра, цвет, блеск камней, закрепка, ювелирное изделие, game, color, glitter stones, Bar-Tack, jewelry

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Привлекательность прозрачных камней зависит от их «игры», цвета и блеска. Для изготовления ювелирных изделий особое значение имеет грамотная подборка закрепки камней, и, таким образом, подчеркнуть и усилить красоту камня, позволяющие созерцать всю прелесть драгоценного камня.

Текст научной статьи

Исследование оптических свойств самоцветов - один из важнейших аспектов геммологии, поскольку эффект воздействия света на драгоценный камень определяет его красоту. Данный эффект учитывается в дизайне и изготовлении ювелирных изделий со вставками драгоценных и полудрагоценных камней: это цвет и блеск, игра, светопреломление, люминесценция, световые фигуры и переливы. Игра света, как оптический эффект, в ряде случаев обусловлена отражением света от линейных неоднородностей внутри камня. Дневной свет, попадающий внутрь прозрачного драгоценного камня, разлагается в спектр. Это - одно из замечательных свойств камня. Из всех оптических свойств камней цвет, имеет наибольшее значение, особенно для непрозрачных камней, а привлекательность прозрачных камней зависит от их «игры», цвета и блеска. Цвет служит важным диагностическим признаком, позволяющим различать драгоценные камни (Рис.1). Однако иногда два совершенно разных минерала имеют одинаковую окраску. До возникновения научной геммологии драгоценные камни распознавали только по цвету - все красные камни считали карбункулами или рубинами, а зеленые обычно относили к изумрудам, невзирая на их происхождение и состав.[1] Рис.1. Камни в цветовом круге Когда свет падает на прозрачный драгоценный камень, он частично отражается от поверхности, частично поглощается, а частично проходит насквозь. Луч света, проходящий через камень, преломляется на спектры. Цвет, воспринимаемый глазом, зависит от того, в какой степени и какие части электромагнитного оптического спектра поглощаются или пропускаются. Блеск обусловлен отражением света от поверхности минерала. Доля отраженного света зависит от природы камня и от направления падения света. Если свет падает перпендикулярно, отражается, лишь его небольшая часть, при малых углах падения, отражается значительно бóльшая доля света. Твердые, хорошо отполированные драгоценные камни, имеют более яркий блеск по сравнению с мягкими камнями. У необработанных камней блеск слабее. [1] Выделяют следующие виды блеска: алмазный, характерный для алмаза; стеклянный, как на поверхности излома разбитого стекла; смоляной, подобный блеску смол; очень похож на его жирный блеск; перламутровый, как на поверхности жемчуга; он обычно проявляется на поверхностях спайности кристаллов; шелковистый, характерный для волокнистых минералов. В ювелирной отрасли большую роль играет не только дизайн изделий, но и закрепка камней. Для того чтобы вставка в ювелирном украшении держалась и не выпадала, ее необходимо закрепить. От закрепки зависит, как будет выглядеть камень и само изделие в целом. Грамотно подобрав закрепку для камня, дизайнер может подчеркнуть и усилить красоту камня, скрыть его дефекты и акцентировать все внимание на нем[1]. В данной работе представлен комплект ювелирного украшения, изготовленный по эскизу автора. Простое на вид украшение при правильном сочетании в расположении камней их цветов, размеров и выборе закрепки, может выглядеть очень привлекательным. В преддверии лета, солнечных дней и цветущих лугов, пришла идея сделать комплект ювелирных изделий из серег и кулона, с цветочным орнаментом, как символ лета. Изделие изготовлено из серебра (Ag) 925 пробы со вставками фианита: голубого, оранжевого, бесцветного, желтого, розового, черного, синего, красного и фиолетового цветов. Рис. 2. Эскиз комплекта женского украшения «Цветочный аромат» В работе предлагается технология изготовления изделия, с кратким описанием основных этапов работы. Серебро плавим при t = 1000 °C, отливаем в изложницу для получения определенной формы. Затем пропускаем пластину для получения необходимой толщины через прокатную машинку. Предлагаем технологическую карту изготовления изделия: Накладывается трафарет с рисунком на металл и приклеивается для неподвижности рисунка, выпиливаем лобзиком по контуру рисунка. Рис. 3. Выпиливание Элементы цветков, которые составляют орнаментальную основу комплекта (Рис.4). Проволоку пропускаем через прокатную машинку, что бы сделать обруч - основу изделий, к которому будут крепиться основные элементы изделия, через филерную доску происходит волочение проволоки для получения необходимого диаметра. а) б) Рис. 4. а) Волочение, б) отбеливание После волочения и достижения нужной толщины, с двух концов проволока спаивается для получения круглой формы (Рис.4.а). Для придания формы идеального круга, кольца подбивают со всех сторон на большом ригеле. После пайки кольца нужно несколько минут подержать в кислоте (в данном случае она лимонная), для отбеливания материала (Рис.4.б). а) б) Рис. 5. а) придание округлой формы, б) процесс закрепки вставок На анку нужного размера кладётся элемент и ударами пунзырем по нему, достигается округлая форма (Рис.5.а). Затем производим закрепку вставок в изделие (Рис.5.б). Спаиваются готовые элементы в одно изделие. Затем шлифуются и полируются. Обязательным и основным элементом являются камни - фианиты. Наибольшую роль при этом играет правильный подбор размеров закрепки, и расположение камней по цвету, размеру и форме. Разного диаметра и разных цветов они передают игривость, хорошее настроение, а главное необычно красивую игру света различных цветовых оттенков. В качестве вставки использованы фианиты: голубого, оранжевого, бесцветного, желтого, розового, черного, синего, красного, фиолетового цвета. Рис. 6. Женский комплект «Цветочный аромат» из серебра 925 пробы

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.