ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА г. СИБАЙ Галина Э.И.,Герасев В.В.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 16-18
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

камнерезное искусство, история, мозаика, stone-cutting art, history, mosaic

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Изучена история возникновения развития камнерезного искусства города Сибай Республики Башкортостан. Мастера-камнерезы работают во всех стилях - от барокко, классицизма и до модерна, с использованием любых самоцветных камней от ценных до недорогих. Ассортимент и тематика изделий разнообразен: портреты, пейзажи, иконы, копии всемирно известных картин, различная сувенирная продукция.

Текст научной статьи

Неудивительно, что различные приемы работы с камнем издревле занимали большое место в ремеслах и прикладном искусстве человечества. Скульптуры, геммы, камеи, вазы, ювелирные украшения и т.д. Одно из самых почетных мест занимает в этом ряду флорентийская мозаика - создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики - тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе цвето-тоновых оттенков камней в сочетании с их текстурностью природного рисунка. Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств - они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, с XIV по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной». Пожалуй, на сегодняшний день самые выдающиеся работы из флорентийской мозаики изготавливают в Башкирии, где богатый выбор яшмы и камнерезные традиции хранятся с екатерининских времен. Ценность панно выполненных в технике флорентийской мозаики заключается в невозможности создания точной копии уже выполненной работы. Тем самым обеспечивается полная эксклюзивность и индивидуальность произведения. Это, прежде всего, обусловлено использованием для работы только натуральных камней, в основном яшмы. Сроки изготовления панно зависят от сложности эскиза, а также от наличия в мастерской нужных для работы оттенков яшмы. В истории флорентийской мозаики известны случаи, когда отдельные произведения делались коллективами мастеров годами. В дизайне изделий из камня различают три формы: функциональную, определяемую назначением предмета или потребностями человека; конструктивную, требующую знания, физических, механических, химических и других свойств материала; эстетическую, отвечающую высокому художественному вкусу дизайнера. Наряду с определенными традициями в художественной обработке камня постоянно разрабатываются новые формы, технологические способы и приемы обработки самоцветных материалов. Камнерезное производство в Сибае началось развиваться примерно в 90-х годах, тогда существовали две мастерские: «БМСК» и «Башкиргеология». Но вскоре первое предприятие разорилось и его производство остановилось. На сегодняшний день действует только ОАО «Башкиргеология», которую реорганизовали из-за приватизации в 2010году в художественную мастерскую «Каро». Но эти преобразования никак не повлияли на сущность предприятия: здесь как создавались уникальные камнерезные шедевры, так и продолжают создаваться. Без преувеличения будет сказано, что эта мастерская является кузницей кадров: в её стенах обретали профессиональное мастерство камнерезы всего Зауралья. В 1995-96гг в мастерской совместно с уфимскими коллегами начинают изготовление панно в стиле флорентийской мозаики. Рассвет камнерезного искусства приходится именно на этот период, вплоть до 2005г.. На сегодняшний день мастера-камнерезы из г. Сибай и г. Уфа объединились и показывают свое камнерезное искусство в г. Санкт- Петербурге. Мастера-камнерезы работают во всех стилях - от барокко, классицизма и до модерна, с использованием любых самоцветных камней от самых ценных до недорогих. Ассортимент и тематика изделий разнообразен: портреты, пейзажи, иконы, копии всемирно известных картин, различная сувенирная продукция. Неудивительно, что заказчиками «Каро» являются Администрация Президента России, Башкортостана, Совет Федерации РФ, Центробанк, Государственная дума РФ и др. Также предприятие является постоянным участником различных выставок камнерезного творчества, таких как «Ладья», «Симфония самоцветов» и т.д. Художественная мастерская «Каро» входит в Союза художников-камнерезов Республики Башкортостан. Камнесамоцветное сырье добывают самостоятельно (месторождение в районе Старого Сибая) или же закупают на выставке-ярмарке ювелирных и камнерезных изделий «Минерал-шоу», проводимой в г.Екатеринбург. Оборудование, станки, инструменты в основном самодельные или же приобретенные в Стерлитамаке. Далее Художественная мастерская «Девятов и Ко» основателем и бесспорным лидером этой компании является Дамир Айратович Девятов. Любовь к камнерезному искусству ещё в юности у Дамира Айратовича проявлялась как хобби, он ходил по горам собирал приглянувшиеся куски яшм. Но в 1990 году он занялся этим делом профессионально. Так 9 июля 1990г. был создан цех в ЮВГРЭ (Юго-Восточной геолого-разведочной экспедиции), где вначале было лишь ювелирное производство и трудились там 6 мастеров. На тот момент заказы шли из г. Екатеринбурга, Челябинска. Там Дамир Айратович проработал до 2000г. А затем он уже стал индивидуальным предпринимателем. Постепенно организовал в подвале собственного дома мастерскую, набрал дружную команду мастеров, собрал собственноручно станки, приобрел нужное оборудование. Камнесамоцветное сырье добывают самостоятельно, благо Башкирия богата уникальными по текстуре камнями, для большего разнообразия палитры заказывают на Дальнем Востоке, в Волгограде и др. В основном «Девятов и Ко» специализируется в изготовлении картин в стиле флорентийской мозаики. Освоив национальные темы, это природа родного края, орнаменты, геральдика, в мастерской замахнулись на полотна русских художников, причем на хиты начала ХХ века - «Заросший пруд», «Бабушкин сад», и тд. Риск быть обвиненными в грубой имитации мог, кого угодно заставить отказаться от затеи. Тем не менее «Московский дворик» Поленова не просто передавал известное полотно, но и знакомую игру солнечных бликов и тени, легкий бег облаков, пульс жизни Москвы патриархальной и творческие работы на тему животного мира (рис.1, 2). Дамир Айратович награжден в 2011году орденом Алексея Козьмича Денисова-Уральского за выдающиеся достижения в камнерезном искусстве, создание сибайской школы флорентийской мозаики и в связи с 40-летием творческой деятельности. Ему присвоено звание «Заслуженного деятеля камнерезного искусства». Художественная мастерская «Девятов и Ко» - постоянный участник выставок, лауреат республиканского конкурса «Мастер золотые руки», неоднократный почётный участник выставок в Государственном Кремлёвском Дворце. Произведения сибайских мастеров-камнерезов востребованы везде, ценятся как по качеству, так и по свей самобытности. Рис.1. Панно «Московский дворик» Рис.2. Панно «Лошадь»

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.