ТРАДИЦИОННЫЕ ЯКУТСКИЕ НАШИВНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ Жалилов Р.Ю.,Потапова Т.Н.

Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии


Номер: 4-3
Год: 2014
Страницы: 18-21
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

нашивные украшения, моделирование, якутская культура, sewn on jewelry, modeling, Yakut culture

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Традиционные нашивные украшения в декорировании одежды якутов имели значение, но с течением времени утратили былую популярность . Изучена культура украшений якутов, особое внимание уделено нашивным украшениям одежды, их история, символика и технология изготовления. На основе изученных данных смоделированы и изготовлены варианты нашивных украшений из серебра.

Текст научной статьи

Одним из важных элементов этнической культуры, отличающимся значительной устойчивостью и преемственностью, ярким выразителем ее специфических черт и уровня развития, является традиционный костюм и, в частности, украшения. Традиционные украшения, как ни один другой компонент народной культуры, наиболее ярко и отчетливо характеризует ее этнические традиции. Этническое своеобразие традиционного костюма якутов, наиболее полно раскрывает традиции и художественные особенности северного ювелирного искусства. Металлические украшения являлись важным художественным дополнением традиционного костюма, его этнографической меткой. Все виды украшений как часть традиционного костюма были связаны между собой стилистическим единством и дополняли друг друга, составляя единое целое. Якутские металлические украшения по характеру использования делятся на съемные и нашивные. Нашивные украшения имели такое же значение в декорировании костюма, как и съемные. В группу нашивных украшений входили всевозможные бляхи и подвески, которые широко применялись в оформлении одежды. Как свидетельствуют источники, якутские украшения 18-19 века представляли собой хорошо сформированный единый комплекс, состоящий как из древних самобытных форм, так и из элементов, по своему происхождению относящихся к более позднему периоду. Таким образом, сохранив многие архаичные элементы, металлические украшения в 18-19 в. являлись характерным этническим признаком традиционного костюма якутов. Традиционные украшения якутов рассматриваемого времени по их назначению можно разделить на группы: 1) головные, 2) шейно-нагрудные, 3) наспинные, 4) набедренные, 5) украшения для рук, 6) нашивные. Исследование ориентированно на нашивные украшения. В традиционном костюме якутов нашивные бляшки, металлические привески в виде различных ажурных блях и пластин составляют особую группу украшений (рис.1). Литые, штампованные, кованые пластинки представлены в большом разнообразии. Среди них выделяются отдельные образцы архаичных форм, отличающиеся сложным характером оформления и способом изготовления, большое количество различных бус, бисера, металлических бляшек и подвесок, без которых невозможно представить традиционный костюм якутов. Из проведенного исследования выявлено, что декоративные нашивные металлические украшения, имели большую популярность и широко использовались в отделке верхней одежды, нарядных шуб, воротника и манжет женского платья и отворотов обуви, в свою очередь делились на штампованные и литые [2]. Штампованные бляшки изготавливались из серебра, меди, латуни и бронзы, а также их сплавов. Бляшки самых различных конфигураций: круглые, квадратные, треугольные, конусообразные, ромбовидные, с зубчиками и т.д. Рис.1. Нагрудное украшение для женской рубахи «Халадаай» Они разделялись на гладкие и рисунчатые, т.е., имеющие на поверхности штампованный рисунок. Некоторые из них по загнутым краям имеют дырочки для прошивок. По материалам А.А.Саввина[1], название бляшек зависели от их форм и декора. Например, бюлтэгир - выпуклая, кэлтэгэй - скошенная, несимметричная, ньолбох - продолговатая. Многие из них носят название отдельных предметов или насекомых, например, тордуйа - низкий берестяной сосуд прямоуголной формы, кымырдагас - муравей, бюгюйэх - овод и т.д. Некоторые названия практически непереводимы на русский язык или утратили свое значение. Этим приемом обработки серебра владели лишь профильные мастера, что подтверждается названием этих мастеров симэх-тиэрбэс ууhа (дословно «кузнец-мастер по мелким украшениям»). Среди современных народов подобные нашивные бляшки обнаруживаются у киргизов, из археологических материалов, определено, что они были распространены от причерноморских степей до Енисея. Штампованные бляшки представляют собой наследие глубокой древности, восходящее к гуннскому времени. Нашивные металлические украшения литых форм, которые крепились к одежде и входили в состав традиционного костюма, были символами скотоводства. Некоторые из этих литых блях похожи на своеобразные медали или увеличенные печати. Но чаще литые бляхи были ажурными. Их очертания имели форму состоящего из нескольких дуг овала, круга. Вписанные в эту форму фигуры хорошо соединялись с обрамлением в разных точках периметра, что придавало всему изделию прочность, а при исполнении способствовало свободному разливу металла по каналам литьевой формы. Большинство таких изделий выполнялось из меди или бронзы. Как показывает анализ музейных коллекций им. Е. Ярославского, бляхи из археологических раскопок, датированные в основном 18 в., не имеют гравированного орнамента, за исключением простых круговых штрихов. В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения, за исключением отдельных их видов. В основном бытуют несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле, дополняя современный костюм. Нашивные украшения вышли из моды и с течением времени были приданы забвению, хотя несут в себе неотъемлемую часть материальной культуры народа Саха. В ходе изучения первоисточников выявлено, что многие аналогии данной проблемы встречаются у других соседствующих народов. Сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер, поэтому не дают четкого, целостного представления о богатом составе традиционных украшений якутов. Это связано с отсутствием достаточно полной характеристики этого типа традиционных украшений. Примеры конкретных вещей из металла, вряд ли могут служить образцами для повторения. Это, скорее, предметы, вызывающие интерес к изучению и определению путей их современного преобразования, а точнее, создания новых предметов с использованием традиционных видов художественной обработки металла. По представленной теме смоделировано и изготовлено три наименования работ нашивных украшений, модели которых представлены на рис.2. Рис.2. Изготовленные нашивные украшения для якутской современной одежды Таким образом, в ходе проведенного исследования пришли к следующим выводам: 1. по результатам изучения архивных материалов установлено, что декоративные металлические украшения имели большую популярность и широко использовались в отделке верхней одежды; 2. в наши дни востребованность к использованию нашивных металлических украшений в современной одежде связано с возрождением традиционной культуры; 3. смоделированы и изготовлены несколько изделий в современной интерпретации как вариант к одежде на основе традиционных форм и орнаментов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.