СОВЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРЫМСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985 - 1991 ГОДАХ.) Бардашевская Ю.И.

Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды


Номер: 5-1
Год: 2014
Страницы: 72-74
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

советская обрядность, патриотическое, интернациональное и научно-материалистическое воспитание, материально-техническая база, Soviet ritual, patriotic, international, scientific and materialistic education, physical infrastructure

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется советская обрядность и ее влияние на повседневную жизнь городского населения Украинской ССР в целом и Крымской области в частности в период Перестройки (1985 - 1991 гг.) и охарактеризована материально-техническая база для их внедрения.

Текст научной статьи

Основные цели исследования статьи заключаются в следующем: исследовать влияние советской обрядности на повседневную жизнь горожан Крымской области; проанализировать эффективность внедрения советской обрядности на воспитание советских людей в духе патриотизма, интернационализма и научно-материалистического мировосприятия; определить причины не значительного уровня внедрения советской обрядности в повседневность горожан Крымской области. До сегодняшнего дня исследователи почти не уделяли внимания вышеуказанным вопросам. В советский период авторы книг только охарактеризовували советские традиции, праздники и обряды и освещали их большое значение в общественной и повседневной жизни советских граждан [1,6]. Советская обрядность партийными органами рассматривалась как один из важных средств воспитания граждан СССР на революционных, военных, трудовых традициях, в духе патриотизма, интернационализма, научно-материалистического (атеистическое) мировосприятия [6,с.221]. Ее пытались сделать неотъемлемым элементом повседневности каждого советского гражданина. С этой целью была создана целая «сеть» комиссий по внедрению советских традиций, праздников и обрядов при всех исполнительных комитетах областных, городских, районных, районных в городах и сельских Советов народных депутатов. Они подчинялись общей Комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров УССР. Кроме того, очень часто на предприятиях, в организациях и учреждениях создавались группы содействия обрядовым комиссиям, которые через неформальные методы (разговор, жизненную беседу и т.п.) популяризировали советскую обрядность. Кроме популяризации советской обрядности и воспитания на ее основе граждан СССР, комиссии были призваны прославлять КПСС, способствовать укреплению могущества Советского государства, подчеркивать преимущества социалистического образа жизни над капиталистическим [1,с.13]. Советский Союз был многонациональным государством. С целью формирования единого советского народа, руководящие кадры активно проводили политику интернационального воспитания. Интернационализм особенно присущ советской обрядности и он воплощался в жизнь посредством праздников дружбы народов СССР и социалистических стран, юбилеев городов-побратимов, международного женского дня, дня международной солидарности рабочих, праздника конституции СССР и др. Через праздник День Советской Армии и Военно-Морского флота, памятные революционные даты, даты Великой Отечественной войны также активно осуществлялось патриотическое воспитание. То есть, в СССР активно воспитывались не просто патриоты, а патриоты-интернационалисты. Патриотизм молодежи воспитывался также через обряд торжественного вручения паспорта гражданина СССР. Получая паспорт юноша или девушка зачитывали «Слово Родине» об обязательстве носить паспорт гражданина Страны Советов с честью и достоинством [6,с.248]. Ради справедливости стоит заметить, что довольно часто данный обряд осуществлялся лишь формально, с нарушением всех требований, без торжественной обстановки. В частности, такое положение вещей было зафиксировано при проведении данного обряда в Центральном районе г. Симферополя [3, л.37]. Не менее патриотическим был обряд провода призывников в вооруженные силы Советского Союза. Он имел несколько этапов: проводы из трудового коллектива, проводы с отчего дома, проводы из районного (городского центра) до областного сборного пункта и проводы из областного сборного пункта в место прохождения службы. Каждый этап был пропитан военно-патриотическим воспитанием молодого поколения. На нем присутствовали первые лица города, района, ветераны ВОВ, передовики и ветераны труда, которые подчеркивали обязанность призывников служить Советскому государству с честью и преданностью [6,с.248]. Советская обрядность особенно упорно формировала у граждан научно-материалистическое (атеистическое) мировосприятия. Руководящие кадры активно боролись с религией, потому что видели в ней угрозу для государственности СССР и потери полного идеологического контроля над советскими гражданами. При этом в Советском Союзе никогда не было прямых запретов религиозным верованиям. Борьба с религией осуществлялась различными средствами, в том числе и советской обрядностью. Если с хозяйственно-экономической, трудовой, общественно-политической сфер жизни культовые обряды на начало периода Перестройки практически были вытеснены, то в личной жизни людей религиозные традиции еще существовали. Их вытеснению служили новые семейно-бытовые праздники и обряды, в частности, бракосочетания, торжественной регистрации новорожденного, ритуальный обряд. Для полноценных и всеобъемлющих внедрений данных обрядов мешала материально-техническая база. В частности, речь об этом шла в докладной записке Комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров УССР. В ней отмечалось, что обряды есть, а дело с их внедрением, в силу материально-техническим причинам, находится в большинстве мест в неудовлетворительном состоянии. Так, во многих городах УССР не хватало помещений (Дворцов, Домов культуры, залов) для проведения торжественных событий, а существующие были в не ухоженном состоянии [9,л.163,164] . В помещении РБК Ленинского района Крымской области были зафиксированы на стене и потолке пятна от шампанского и налет грязи, на главной обрядовой стене - паутина, покрытие пола - плохо вычищенные [3,л.37] . В Керчи, где проживало 174 тыс. жителей, в приспособленных залах проводились обряды торжественной регистрации браков и рождения ребенка [5,с.139; 4,л.27]. Невесты сталкивались с проблемой приобретения товаров для торжественного оформления акта бракосочетания, несмотря на то, что их продажу осуществляли специализированные магазины, где создавались необходимые условия для их обслуживания (предварительный заказ товаров, их продажа в кредит и др.). Молодожены чувствовали их немногочисленный ассортимент и невозможность приобрести свадебные обувь, одежду или ткань для их пошива [3,л.27; 2,л.37,39]. Также препятствием для торжественного оформления брака или регистрации рождения ребенка была их дорогостоимость. Регистрация брака по состоянию на 1987 г. стоила 3 руб. 50 коп., регистрация новорожденного была бесплатной. Но при дополнительных услугах, которые предоставлялись предприятиями Минбуту УССР, общая стоимость данных обрядов составляла примерно 200 и 70 руб. соответственно. При средней заработной плате рабочих и служащих Крымской области в 1987 г. 188 руб., это действительно был дорогостоящий обряд [9,л.39; 8,с.3]. Аналогичная ситуация с материально-техническим обеспечением была и в ритуальной службе. В частности, в Крымской области УССР в неудовлетворительном состоянии находилась ее производственная база. В приспособленных помещениях находились цеха ритуальной службы в городах Керчи, Симферополе, Судаке, в поселках городского типа Азовск, Гвардейск, Кировск, Нижнегорск. Даже в областном центра Крымской области г. Симферополе бюро ритуальных услуг мало неопрятный и непривлекательный вид, из наиболее крупнейших кладбищ нерегулярно вывозили мусор, ритуальные помещения были в запущенном состоянии. Кроме того, заказчики ритуальной службы Крымской области постоянно жаловались на грубость и бестактность ее работников, несоблюдение сроков заказа. Поэтому в 1985 г. в Симферополе только 34,8 % захоронений провели с торжественно-траурным обрядом, в 1986 г. в Крымской области процент охвата торжественных захоронений составил 52,8 % [6,л.29; 4,л.30,31]. С развитием демократических процессов, особенно после принятия ряда резолюций на XIX Всесоюзной конференции КПСС, в семейно-бытовой обрядности граждане все чаще стали использовать религиозные культы. В частности, количество обрядов венчания в 1989 г. выросла по сравнению с 1988 г. на 3,2 % (составила 6,8 %), количество обрядов крещения - на 9,8 % (составила 39,2 %), количество религиозных захоронений - на 4,6 % (составила 27,3 %) [10,л.7,8]. Кроме того, комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам постепенно начали терять функцию воспитания населения в духе коммунистической морали и начали расширять сферу своей деятельности, перенося основной акцент своей работы на исследования, в первую очередь, народных традиций. Процесс возрождения и развития украинских культурно- национальных традиций был закреплен принятием ряда законодательных актов. Итак, советская обрядность была направлена ​​на воспитание населения СССР в духе патриотизма, интернационализма и научно- материалистического мировосприятия. Внедрение советских традиций, праздников и обрядов носило всеобъемлющий характер, но имело ограниченную эффективность, из-за недостаточной материально- технической базы. С ослаблением идеологического контроля над духовной сферой жизни общества, советские традиции, праздники и обряды постепенно переставали носить воспитательный характер коммунистического направления. Работа комиссий по советской обрядности начала ориентироваться на исследования украинских культурно- национальных традиций.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.