ВОПРОСЫ РЕСТИТУЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬСЬКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Стрильчук Л.В.

Восточноевропейского национального университета имени Лэси Украинки


Номер: 5-1
Год: 2014
Страницы: 104-108
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

реституция, культурные ценности, межгосударственные отношения, Польша, Украина, restitution of cultural values​​, international relations, Poland, Ukraine

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются проблемы реституции культурных ценностей в современных отношениях Украины и Республики Польша, а также формирование юридической базы сотрудничества государств этой сфере. Доказано, что в период 90-х годов ХХ - начала XXI века вопросы реституции имели негативное влияние на межгосударственные отношения.

Текст научной статьи

Культурные ценности являются важным элементом общения, взаимопонимания народов и государств. Культурные ценности выступают как главный критерий поддержки неразрывной духовной связи поколений. Каждый объект историко-культурного назначения, каждое произведение искусства, памятник культуры является одним из звеньев неразрывного исторического целого. Поэтому потеря культурных ценностей, их отрыв от народов и наций, которые дали им жизнь, имеют негативные последствия для их полноценного развития. На пути украинско-польского взаимопонимания еще существует немало проблем, которые ставят сложные задачи перед руководителями соседних государств. К ним относится и проблема возвращения и реституции культурных ценностей в двусторонних отношениях, которая превратилась в испытание наследием. Реституция культурных ценностей - в международном праве особая форма возврата имущества исторического, научного, художественного и иного культурного значения, неправомерно изъятого и вывезенного во время вооруженного конфликта государством с оккупированной ею территории другого государства. Относительно культурных ценностей применяются общие правила реституции. Украина заключила несколько международно-правовых соглашений относительно взаимного сохранения и возвращения культурных ценностей, утраченных и незаконно перемещенных во время Второй мировой войны с Польшей, Венгрией и Германией. Международная правовая охрана культурных ценностей строится на основе общепризнанных международных принципах и нормах как на универсальном (акты ООН и ЮНЕСКО), так и на региональном уровнях (конвенции Совета Европы, многосторонние соглашения стран СНГ и др.). Важную роль в этой сфере играют также двусторонние договоры государств и их национальные законодательства. Министерство иностранных дел Украины совместно с Институтом украинской археографии НАН Украины имени Грушевского выдали сборник документов «Международная охрана, защита и возвращении культурных ценностей», в котором были сформулированы основные принципы деятельности Национальной комиссии по делам реституции, которые базировались на нормах международного права и соглашений ЮНЕСКО [4, 10]. Следующим шагом стала региональное совещание, состоявшейся в июле 1993 года во Львове, на которой были выработаны основные принципы работы Национальной комиссии по вопросам реституции [4, 17]. Конкретное украинско-польское сотрудничество в плоскости реституции начинается с подписания 25 июня 1996 года Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Польша «О сотрудничестве в деле охраны и возвращения утраченных и незаконно перемещенных во время Второй мировой войны культурных ценностей». В день подписания Соглашение вступило в силу [7]. Согласно статье 3 Соглашения, основными направлениями деятельности Межправительственной комиссии декларировалось: 1.Поиск, учет и идентификация культурных ценностей, являющихся предметом розыска Договаривающихся Сторон, и взаимное информирование. 2.Подготовка экспертных заключений по делам претензий по возвращению культурных ценностей, выражаемых Договаривающимися Сторонами [7]. Следующим шагом стало создание экспертных групп в области библиотек, архивов, историко-археологических ценностей и музеев, главной задачей которых был поиск и уточнение сведений о культурных ценностях, которые были незаконно перемещены с территорий их происхождения. Было обусловлено взаимное возвращение, в том числе на поэтапной основе, незаконно перемещенных ценностей, составляющих культурное наследие обеих стран. Согласно подписанному Соглашению, договорные стороны договорились о том, что будет начато проведение совместного учета, инвентаризации и исследования с целью установления количества, стоимости и состояния движимых культурных ценностей, связанных с историей и культурой другой Договаривающейся Стороны и находятся на территориях обоих государств; с целью защиты, сохранения, поиска и возвращения культурных ценностей, связанных с культурой и историей Украины и РП, которые были признаны как потерянные или незаконно перемещенные на территорию другой Договаривающейся Стороны, образована Межправительственная украинско- польская комиссия дважды в год будет заседать в каждой из стран [6, 220 ]. К научно-координационному совету Национальной комиссии входили ведущие ученые, практики. Вокруг нее сплотились деятели культуры, науки, представители Министерства культуры, Министерства иностранных дел, дипломатических миссий Украины. Параллельно в музеях была начата работа по изучению культурных ценностей, находившихся в «спецфондах». Было проведено учет и инвентаризацию с целью установления количества, стоимости и состояния движимых культурных ценностей, связанных с историей и культурой Украины или Республики Польша. Стараниями украинских ученых, в частности академика НАН Украины Ю.Шемшученко и доктора юридических наук В.Акуленка, с середины 90-х годов ХХ века начинается издание бюллетеня «Возвращение культурного наследия Украины: проблемы, задачи, перспективы». Бюллетень содержал исчерпывающую информацию о культурных ценностях, подробные комментарии международные документы и законодательные акты Украины, на основе которых должен осуществляться возврат утраченного [5, 364]. Следует отдать должное традиции и опыта реституции культурных ценностей в Польше. Для украинской стороны это чрезвычайно важный и полезный опыт. К делу выявления и возвращения культурных ценностей в РП привлекались лучшие специалисты, ведущие ученые, первым пунктом своей задачи считали составления реестров музейных собраний, архивов библиотек, чтобы впоследствии представить конкретные требования по их возврату. Поэтому на первом этапе украинско-польского сотрудничества в сфере реституции культурных ценностей, преимущественно РП выдвигала требования о передаче ей различных культурных ценностей. На третьем заседании Международной украинско-польской комиссии в деле охраны и возвращения ценностей культуры потерянных и безосновательно вывезенных в годы Второй мировой войны, которое состоялось в Киеве 3-6 июня 2001, было решено создать узкоотраслевые экспертные комиссии: экспертов-архивистов, экспертов-музейщиков т.п.. Такие комиссии поочередно проводили рабочие встречи в Польше и Украине [9, 302]. Национальное наследие, возвращенное в Украине благодаря деятельности Национальной комиссии было передано на постоянное хранение в архивный, библиотечный, музейный фонды Украины, введено в научный и культурный оборот. Правопреемницей Национальной комиссии стала Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу. Истоки взаимных проблем кроются в трех основных исторических фактах. Во-первых, границы между Польшей и Украиной в течение всего XX века менялись как минимум трижды. В этот период Польша и Украина находились в состоянии войны также минимум трижды, и эти войны сопровождались взаимными потерями культурных ценностей. В польском обществе еще ​​живет определенная ностальгия по Украине учитывая давнюю и не очень давнюю историю: многих поляков с территории Украины связывают конкретные воспоминания о своих предках и страницы собственной биографии. Этот эмоциональный фактор является чрезвычайно влиятельным для обеих сторон в вопросах, касающихся культурного наследия. Судьба перемещенных ценностей, изменение государственного политико-административного статуса архивов, музеев и библиотек в результате изменений польско-украинских границ - все это создает сложный клубок противоречий, распутать который по общему согласию не удается уже почти век [2, 45]. Самая большая проблема состояла в том, что обе стороны по-разному толковали понятие ценностей, «потерянных и незаконно перемещенных во время Второй мировой войны». Украинская сторона считала, что все предметы культуры, перемещенные исключительно на территории сторон в пределах их нынешних политико-административных границ в период от 1 сентября 1939 года по 9 мая 1945 года. В этом контексте они выразили готовность передать Польше перемещены польские архивы. Польские же эксперты рассматривали дело значительно шире и задавали вопросы о судьбе всех культурных ценностей, принадлежавших Польше до 1939 года и попавшие в Украину после войны. Поэтому основным в решении проблемы реституции стал принцип происхождения культурных ценностей. Например, к ценностям Украины, по принципу происхождения, принадлежали такие, которые были созданы на территории Украины лицами независимо от гражданства, а также найдены на национальном поприще и полученные в подарок или приобретенные на законных основаниях, в том числе и в Польше, и перевезены в Украину, а также приобретенные в результате добровольных обменов археологическими, этнографическими и другими экспедициями в других странах с согласия их компетентных органов [4, 6]. Переговоры по поводу возвращения культурных ценностей являются достаточно сложными, поэтому особое значение, при решении спорных вопросов, приобретают взвешенность взглядов, объективность, толерантность. Но при всех этих составляющих процесс передачи культурных ценностей довольно медленный и длительный. Среди примеров успешной работы украинских и польских экспертов в деле возвращения культурных ценностей следует привести возвращение в Украину части архива общества «Просвита» с 1868 по 1923 годы. Данный архив дает возможность изучить биографию и общественно-политические взгляды выдающихся представителей украинской истории и культуры, которые в разное время входили в «Просвиты», это в частности, Н.Коцюба, К.Левицкий, В.Бачинський, И.Брика, Л.Залужний, И.Романчук , П.Озаркевич, Я.Веселовський и многие другие [3, 89 - 90]. Но наряду с положительными примерами украинско-польского сотрудничества в деле реституции есть и довольно острые споры. Например, в начале 1990 года острым камнем стал вопрос «Осолинеума», библиотеки, что была вывезена поляками во Вроцлав из Львова. Именно на этом примере можно ярко проследить, как вопрос культурного наследия плохо влиял на только-то налаженный политический диалог между Украиной и Польшей. Заметное оживление украинско-польского сотрудничества произошло после государственного визита в Украину Президента Польши А.Квасьневского 20-22 мая 1997 года, в ходе которого было подписано совместное заявление «К пониманию и единению». Следствием стало первое заседание Межправительственной украинско-польской комиссии во Львове. Украина продемонстрировала абсолютную открытость: польским экспертам были открыты все фондохранилища ведущих музеев, архивов и библиотек Львова. Польская сторона смогла убедиться, что культурные ценности хранятся в надлежащем состоянии. Именно украинская открытость, как позже заявили польские политики, определила существенное преодоления напряжения вокруг реституционной дилеммы [5, 370]. В 1997 году архивист Л.Лозенко подготовила к Национальной комиссии по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей «Служебную записку о украинско-польских отношениях в области возвращения культурных ценностей», не потерявшей доныне своей актуальности. В частности, в ней говорится: «…Как показывает опыт, четкого представления о украинских культурных ценностях, хранящихся в Польше, в Украине нет. Отсутствует специализированное печатное издание, которое бы последовательно освещало эту проблему, публиковало научные отчеты, описания обнаруженных материалов с истории Украины в польских музеях, архивах, библиотеках и т.п.. Назрела необходимость создать украинско-польский совет в области обмена культурными ценностями, чтобы сотрудничество в этой области стало частью общегосударственной программы возвращения украинского культурного наследия, находящегося за пределами Украины» [1, 7 - 9]. А между тем, например, в Варшаве, как в одном из центров политической жизни и деятельности украинской эмиграции, осталось немало документальных и исторических памятников. Именно здесь некоторое время находились руководители УНР Грушевский, Петлюра, Ливицький и часть эмигрантского правительства, действовали украинские политические партии и общественные организации. Выдающимися научными центрами были Украинский Научный институт, Украинское экономическое бюро, Православный митрополичий архив-музей и т.д.. В Варшаве жили и работали И.Огиенко, П.Зайцев, Р.Смаль-Стоцкий, Л.Чикаленко, В.Биднов, П.Андриевский, М.Кордуба, С.Балей, Лотоцкий, Д.Дорошенко, П.Андрусив, П.Холодный-младший, П.Мегик и многие другие деятели украинской истории и культуры. Сюда в 1919 году переехало правительство ЗУНР. К Варшавской публичной библиотеки перевез из Холма и сдал на хранение Митрополит Иларион свою библиотеку, которая состояла из 20 тыс. томов. (Есть сведения , что вся эта коллекция была перевезена в Краковскую академию наук) [5, 370-371]. И этот список можно продолжать. Как отмечает профессор В.Акуленко, присутствие украинских ценностей на польском поприще есть слишком заметным и значимым в различных культурных сферах, но особого внимания заслуживает драматическая судьба бывшей библиотеки греко-католического капитула (епархии) из Перемышля. Ведь, как известно, этот город был когда-то столицей отдельного княжества , а затем входил до конца существования Речи Посполитой (1772 г.) в состав административно-территориальной единицы под названием «Русское воеводство». Перемышль был центром культурной и церковной жизни, но после печально известной акции «Висла» вообще потерял свой ​​украинский характер. В материалах Совещания по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей, которая состоялась во Львове в июле 1993 года, говорилось о следующем. До 1946 года в Перемышле находилась древняя Капитульная (епархиальная) библиотека, которая насчитывала к концу войны более 35 тысяч единиц хранения. Фонды этой библиотеки представляли собой исключительную культурную ценность, поскольку здесь были старинные издания, а также редкие рукописные документы (XIV-XVIII вв.), в том числе 200 документов на пергаменте и 1200 древнерусских текстов. Фонды Капитульной библиотеки были собраны благодаря доброй воле жертвователей. Среди них, например, таких украинских культурных деятелей, как И.Лавровский, подаривший библиотеке 14139 томов, епископ И.Снигурский, подаривший 2096 книг [5, 371]. В последние десятилетия в Польше существует достаточно влиятельный общественное движение, которое выступает за возвращение культурных ценностей которые «…остались на Востоке». Все активнее обосновываются различные притязания на культурные ценности, которые перерастают в концепцию общего культурного наследия [8]. В.Акуленко утверждает, что взаимное принятие этой дефиниции побуждает обе стороны к перспективным проектам реставрации и использования наследия. Подтверждением этого является подписание в октябре 2006 года президентами Украины и РП В.Ющенком и Я. Качиньским «Декларации о создании фонда содействия развитию Львова» во время празднования 750-летия города. 11 февраля 2009 года состоялось заседание круглого стола «Возвращение культурных ценностей в Украину». Организаторами мероприятия выступили Комитет ВР Украины по вопросам культуры и духовности, МИД Украины, Министерство культуры и туризма Украины, Государственный комитет архивов Украины и др.. Участниками было отмечено сложность возвращения культурных ценностей в Украину, речь шла о возможности содействия со стороны зарубежных дипломатических учреждений в розыске и передачи в Украину документов и материалов, отражающих историю государства, культурные ценности, в разные исторические периоды были вывезены за границу. Недавно в Варшаве состоялась международная конференция, организованная фондом Стефана Батория, посвященная проблемам реституции культурных ценностей. Одним из ключевых ее вопросов стало рассмотрение сложных украинско-польских отношений в этой сфере. «История давит на нас с разных сторон», - так откровенно передал свое эмоциональное состояние один из известных польских деятелей, характеризуя эту сложную проблему. В последние годы ведется активная работа по созданию Единой электронной базы данных по утраченным ценностям музеев и библиотек Украины вследствие Второй мировой войны и в последующие годы. Но процесс этот достаточно медленный, поскольку на пути реализации планов существует много препятствий: недостаточное материально-техническое обеспечение, не хватает хорошо подготовленных кадров, а также то, что многие архивные материалы, которые могли бы помочь в розыске культурных ценностей и обоснование их принадлежности, находятся в других странах например в России.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.