ИСТОКИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ В РАННЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИ Шапченко Т.В.

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина


Номер: 5-1
Год: 2014
Страницы: 322-324
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

время, пространство, вечность, движение, музыка, time, space, eternity, movement, music

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье поднимается проблема предпосылок формирования понятий музыкального пространства и времени посредством общих философских представлений о времени и пространстве в Античности и раннем Средневековье. Материал может быть использован при анализе музыкальной культуры, исследовании её оснований и тенденций развития.

Текст научной статьи

В данной работе предпринимается попытка анализа ранних европейских философских концепций времени и пространства Платона, Аристотеля, Августина, а также современной интерпретации денной темы в работе Гайденко П.П. «Время. Длительность. Вечность». Задача данной работы - выявить истоки генезиса концепта музыкального пространства и времени, содержащиеся в ранней европейской философии. Цель статьи - раскрыть содержание первых философских представлений о пространстве и времени в европейской культуре, которые в дальнейшем привели к возникновению понятий «пространство и время в музыке». Представления о пространстве и времени в музыке строятся на общих философских представлениях о пространстве и времени и имеют свою специфику. Именно возникновение этих специфических пониманий пространства и времени и повлекло за собой появление феномена музыкального пространства и времени в его современном понимании. Наиболее полно в античной философии проблема пространства и времени рассматривалась в концепциях Платона и Аристотеля. Платон выдвигает свою концепцию континуума, пространства и времени, отправным пунктом которой являются понятия «единого и многого». Любое множество есть последовательность. Время - та же последовательность, чередование прошлого, настоящего и будущего, как смена явлений и событий, объединённых в единство, где смена времён объединяется (умопостигается) в единое целое. «Платон исходит из того, что …время есть такая реальность, в которой множество сопряжено с единым». [1, 24] Платон - первый философ, который при онтологическом рассмотрении времени и пространства обратил внимание на их сопряжённость с понятием вечности. Вечность по Платону - образец, сотворенный демиургом, вечносуществующее бытиё, а время - создано по этому образцу вместе с космосом-пространством, это подобие образца в движении, т.е. вечность и время сопряжены между собой аналогично как единое и множественное. Время - это слепок, подобие образца-вечности в мире чувственном, эмпирическом, в мире становления, изменения, движения и развития, что есть множественное. Время - проистекаемое от вечности, а значит тоже космическое в своих масштабах, родственное «телу» (или пространству) космоса и подчинено числовым (математическим) законам. По Платону время - это трансцедентный образец вечности, которая есть «вечный же образ» [2,518]. Таким образом уже у Платона можно наблюдать взаимосвязь категорий «время» и «пространство», их содержательное и смысловое единство, где «время» играет основной характер, а пространство выполняет вспомогательную, иллюстративную функцию. Аристотель рассматривает проблему времени и пространства с точки зрения движения, природа времени анализируется им с позиции физики и объясняется тесной взаимосвязью с измерением движения и величиной - весьма важное для физики понятие движения объясняется после чёткого представления что есть время. Отправные точки его концепции - понятия неделимого и непрерывного. Прежде всего, очевидна связь времени и движения, времени и изменения. Несмотря на то, что некоторые философы античности отождествляли время с движением небосвода, что естественным образом опирается на цикличность природных процессов, все же нельзя напрямую связывать время и движение, так как любое движение может иметь разную скорость, а время мыслится как некое постоянство. На связь времени и движения посредством числа указывает Аристотель, отрицая их прямое отождествление. Он дает определение времени как «число движения по отношению к предыдущему и последующему» [3,149]. Аристотель обращает внимание на тесную взаимосвязь и взаимозависимость понятий время, движение, величина. Время и движение имеют общее свойство - непрерывность. «Время определяет движение, будучи его числом, а движение - время» [3,151], что доказывает взаимная измеряемость времени и движения. На основании этого Аристотель вводит двойственное определение времени - как числа движения, что показывает сущность времени, и как меры движения как функции времени, т.е. это определение времени - через движение - имеет обобщающий и универсальный характер. Мера, о которой Аристотель говорит в определении времени - это обращение небесного свода, как самое наглядное циклическое перемещение в пространстве. Важнейшая задача для Аристотеля - найти единицу (меру) измерения времени, доказывающее реальность существования времени и придающее ему оформленность и определенность. Для этого Аристотель вводит понятие «теперь», не как время, а как репрезентацию настоящего времени, расположенного между прошлым и будущим. Главное свойство момента «теперь» - его неделимость, «точечность». Аристотель называет «теперь» первичным и постоянно неделимым, в силу чего оно дает времени эту границу, край, предел. От этого «точечного» момента «теперь», как неуловимого момента настоящего, бесконечно разрастаются в противоположных направлениях прошлое и будущее, ««теперь» есть какая-то середина» [3,223], обеспечивающая непрерывность временного потока подобно как точки на линии. Аристотель считает вечно существующим движение и потому - вечно существующим и время. Так, указывая на прямую зависимость времени и движения, нерожденность и неуничтожимость движения, он трактует оба понятия - движение и время - как вечные, таким же вечно существующим считается космос. Вместе с тем, Аристотель указывает на невозможность получения окончательного достоверного ответа на вопрос о вечности времени и мироздания. Христианский богослов и философ Августин Блаженный построил свою психологическую теорию времени и пространства, отталкиваясь от душевной жизни и внутреннего опыта человека. Это придает его богословским рассуждениям ощутимый психологизм и субъективизм, внимание концентрируется на «внутреннейших силах духа, которыми изнутри движется процесс психической жизни, волю и чувство» [4,132-133]. Августин, как один из основателей христианских интеллектуальных традиций сосредотачивается не внешних, а на внутренних факторах - душа и Бог. Свой анализ времени Августин начинает с вечности, противопоставляя его времени - вечность как постоянное и время как изменчивое. Итак, по Августину, до сотворения мира времени еще не было, а был вневременный Бог, время создалось вместе с миром, начало времени - это вечность, начало мира - это время. Время как изменчивое и текучее дает начало миру становления, так же время через настоящее имеет связь с вечностью. И все-таки между античными теориями времени и августиновской имеются существенные различия: у Августина существование времени не соотносится с существованием космоса, вечность не есть прообраз времени. Августин приходит к заключению, что время - это «особого рода протяженность (протяжение, растяжение), отличающаяся от пространственной протяженности тем, что части её не даны вместе как рядоположенные, а сменяют друг друга как последовательные, непрестанно появляясь и тут же исчезая» [1,62], время - это протяженность души. Более того, в качестве средства для наблюдения за временем и осознания его природы Августин выбирает явление не визуального ряда (движение небосвода у Платона, Аристотеля, Плотина), а слуховой феномен - звучание голоса, который имеет протяжение, длину и возможность измерения. Он акцентирует главную особенность голоса как звука - его длительность и способность сохраняться в памяти. Августин совершает поистине революционное открытие в развитии временных концепций. Измерение времени он производит с помощью памяти, как особого свойства души. Измерению временем подвергаются не звуки, а их сохраненные в человеческой памяти отпечатки, впечатления, которые формируют в душе определенные образцы времени. По этим образцам в дальнейшем происходит сравнение временных отрезков из прошлого или будущего. Время измеряется в душе, благодаря её уникальной структуре - одновременном существовании трех времён, прошлое фиксируется посредством памяти, настоящее - вниманием и восприятием, будущее - ожиданием и предвосхищением. Причем память, внимание и ожидание не есть реальность, а только душевные акты, действия. Итак, мы имеем психотеологическую концепцию времени Августина, которая имеет огромное новаторское значение для европейской философии. Пространство и время в музыке - это специфические метафорические понятия и одновременно основополагающие категории, в рамках которых существует музыка. Они, так же как реальные пространство и время, неразрывно взаимосвязаны между собой: они образуют единый пространственно-временной континуум и, во-вторых, взаимно проявляют себя. Поскольку музыка - это звуковое искусство, то предложенная Августином концепция, обращенная к звуку как феномену, благодаря которому воспринимается и осознается время, впервые в истории философии обращает столь пристальное внимание на аудиальный (звуковой, а значит музыкальный) аспект понятия времени. Говоря современным языком, проще всего воспринять и осознать время именно в звукомузыкальном формате. Наоборот, по своей направленности теории Платона и Аристотеля более визуальны - акцентируя понятия космоса и движения, и предлагая движение небосвода как наглядную единицу измерения времени, их концепции смещаются в сторону визуальности и пространства. В то же время необходимо понимать, что переход от визуального к аудиальному описанию времени, предложенный Августином, возможен только как определенное переосмысление концепций Платона и Аристотеля. Таким образом, очевидно, что именно ранняя европейская философия в лице Платона, Аристотеля и Августина задаёт концептуальную основу более поздним представлениям о музыкальном пространстве и времени.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.