ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ ЯКУТОВ: АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ «ДРУГ» Филиппова С.В.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова


Номер: 5-2
Год: 2014
Страницы: 48-50
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

вербальные ассоциации, ассоциативное значение, языковое сознание, ассоциаты, verbal associations, associative meaning, linguistic consciousness, reactions

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье предпринята попытка исследования образа мира якутов, посредством анализа вербальных ассоциаций на слово-стимул «друг». Актуальность исследования определяется тем, что образы, которые существуют в языковом сознании представителей различных культур, представляют большой интерес для лингвистов, культурологов, социологов и других специалистов, занимающихся вопросами этнического сознания. Результаты подобных исследований применимы в кросс-культурных исследованиях обыденного сознания представителей разных этнических групп.

Текст научной статьи

Анализ норм вербальных ассоциаций, полученных экспериментальным путем, один из самых доступных и популярных методов изучения фрагментов вербальной памяти человека, оказывающих влияние на включение слова-стимула в определенную систему связей и отношений, свойственных данной этнической или социальной группе. Получаемое в результате эксперимента ассоциативное значение рассматривается нами не только как фрагмент языковой картины мира этноса, но и как фрагмент мира данного этноса, отраженного в сознании носителей данной культуры и проявляющегося в системе мотивов, оценок и культурных стереотипов [5, 140]. Языковое сознание якутов, говорящих на родном языке, исследовалось на материале свободного ассоциативного эксперимента. Испытуемыми являлись студенты разных вузов города Якутска, владеющие своим родным языком и считающие его основным языком общения (230 человек). Для удобства изложения и восприятия материала слово-стимул отмечено жирным шрифтом, слова-реакции отмечены курсивом, цифрами обозначено количество ответов (частотность). Содержательный анализ частотных реакций ассоциативного поля на стимул друг показал, что в языковом сознании якутов данный стимул вызывает, прежде всего, реакцию-синоним атас (94) и товарищ/ табаарыс (51). Количество ассоциатов-оппозитов враг/ өстөөх (5) не так многочисленно, таким образом, данный стимул, в первую очередь, вызывает реакции - отождествления, а не противопоставления. Друг также вызывает реакции-персоналии человек / киhи (9), девушка / кыыс (5), родственник/ аймах (1), ребенок/ ођо (1), мальчик /уол (1), мужчина / эр киhи (1). В ассоциативном поле отмечен ассоциат собака/ ыт, наличие которого можно объяснить тем, что собака воспринимается как друг человека. Реакций-характеристик друга зафиксировано немного - близкий/ чугас (3), хороший/ үчүгэй (3), капризный / атаах (1), настоящий / истиң (1), гулящий / күүлэй (1), надежный/ эрэллээх (1), он ассоциируется со следующими символическими характеристиками дружбы - надежда/ эрэл (12), дьол/ счастье (2), доверие итэђэл (1), поддержка /өйөбүл (1), помощь / көмө (1). Необходимо отметить, что в якутском ассоциативном поле частотные реакции составляют 88,9%, остальные - единичные, но при этом само количество разных частотных ответов не велико - 10. Частотные реакции могут быть распределены по следующим тематическим группам: 1) реакции - персоналии (172 реакции): атас 94 (друг) табаарыс 51 (товарищ) киhи 9 (человек) ыт 8 (собака) кыыс 5 (девушка) өстөөх (5)(враг) Реакция ыт включена в эту группу условно, представляется, что ответы испытуемых связаны с тем, что собака воспринимается как друг человека. Хотелось бы отметить, что ранее автором статьи был проанализирован образ гостя в языковом сознании русских и якутов [6, 170-175], где была отмечена ассоциативная связь гость - друг (в якутском ассоциативном поле эта связь составляет 2,3% от общего числа реакций), соответственно, гостем может друг или человек, претендующий на близость. Анализ ассоциативного поля на стимул друг, в свою очередь, показывает, что обратная связь друг - гость не отмечена, отсутствие данной ассоциативной связи может свидетельствовать о том, что друг не может быть гостем, он присутствует в доме в совершенно особом качестве. Если гости приходят для того, чтобы рано или поздно покинуть дом, то друг приходит туда, чтобы остаться там 2) качественная характеристика друга (6 реакций): близкий/ чугас (3) хороший/ үчүгэй (3) Реакция чугас включена в эту тематическую группу, но при этом необходимо отметить, что она может относиться и к первой тематической группе (реакции-персоналии), если ее рассматривать в третьем значении слова близкий в качестве существительного - «близкий (о родне, друзьях); чугас уруу близкий родственник» [3]. Обращает внимание отсутствие частотных реакций с негативной оценкой. 3) символическая характеристика друга (14 реакций) надежда/ эрэл (12) дьол/ счастье (2) Распределение частотных реакций по тематическим группам показывает, что количество реакций-персоналий намного больше, чем реакций-характеристик и реакций-символов дружеских отношений. В якутском патриархальном обществе слово «дођор»/ «друг» использовали муж и жена, обращаясь друг к другу. Слово «атас» (самая частотная реакция) может использоваться в значениях «мена, обмен» [3], в якутском патриархальном обществе обмен мясом, подарками рассматривались как признак мира, дружбы, приобщения к роду. Обычай требовал, чтобы те, у кого раньше других отелилась корова, «делились мясом, молоком с теми соседями, у кого этого нет в данное время» [4, 425]. Якутское ассоциативное поле на стимул друг показывает, что у испытуемых этот стимул не ассоциируется с членами семьи, что подтверждает мнение некоторых исследователей, которые считают, что идеальная модель отношений между родственниками отличается от такой же модели отношений между друзьями. Например, отец должен руководить своим сыном, должен быть для него авторитетом, родственные отношения предполагают наличие неравенства, в то время как дружба требует равенства [1, 53]. Исследователи отмечают, что питательной средой дружбы являются отношения, складывающиеся в совместной деятельности, понятие дружбы предполагает близость между людьми, товарищество (реакция табарыыс) [2, 16]. С другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, общение требует взаимопонимания, внутренней близости, надежности, дружба невозможна без взаимной поддержки (реакции настоящий / истиң, эрэл/ надежный и т.д.).

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.