АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Бульба Т.Ю.

Криворожский педагогический институт государственного высшего учебного заведения «Криворожский национальный университет»


Номер: 6-2
Год: 2014
Страницы: 85-87
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

активность, самостоятельность, индивидуально-творческое мышление, индивидуально-творческий подход, художественные дисциплины, activity, independence, individual-and-creative thinking, individual-and-creative approach, art disciplines

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается один из аспектов реализации индивидуально-творческого подхода в процессе изучения художественных дисциплин - развитие индивидуально-творческого мышления студентов. Дается характеристика сущности понятий активности и самостоятельности в обучении, обосновывается основополагающее значение этих черт субъекта учебной деятельности для развития его индивидуально-творческого мышления.

Текст научной статьи

Приоритетность реализации индивидуально-творческого подхода в контексте гуманизации современного художественного образования свидетельствует о необходимости решения проблемы развития творческой индивидуальности студентов, одним из основных аспектов которой является развитие индивидуально-творческого мышления субъектов учебной деятельности на основе выявления ими активности и самостоятельности в обучении. Индивидуально-творческий подход сегодня является одним из новых направлений исследований в дидактике. Отдельные положения данного подхода раскрыты в исследованиях И. Ю. Волосатовой, В. В. Грачева, В. М. Данильченко, В. А. Кан-Калика, Н. В. Матолыгиной, И. А. Пецины, Н. Г. Руденко, В. А. Сластенина, Л. Н. Трубиной и др. Проблема активности и самостоятельности обучающихся на сегодняшний день достаточно разработана в научных трудах таких ученых как А. М. Алексюк, В. К. Буряк, Л. Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, А. К. Громцева, Н. Г. Дайри, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Жарова, И. Я. Лернер, В. И. Лозовая, А. В. Малыхин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, А. Я. Савченко, Р. Б. Срода, Т. И. Шамова и др. Актуальность этой проблемы фактически никогда не исчерпывалась, кроме того во множестве дидактических исследований констатировалась тесная связь между развитием мышления студентов и степенью выявления ими активности и самостоятельности в процессе обучении. Цель статьи состоит в обосновании активности и самостоятельности студентов как основы развития их индивидуально-творческого мышления в процессе изучения художественных дисциплин. Современные условия модернизации художественного образования ориентируют его содержательную составляющую не столько на получения студентами совокупности знаний умений и навыков, сколько на развитие индивидуального творческого потенциала и формирования у них способности к применению индивидуально-творческого подхода к решению учебных задач. В связи с этим обостряется необходимость обращения внимания к основам развития индивидуально-творческого мышления - активности и самостоятельности студентов. В. И. Лозовая считает, что для лучшего понимания сущности понятия «активность», его следует рассматривать в противопоставлении к понятию «пассивность». Пассивность не следует понимать как полное бездействие субъекта, поскольку полной бездеятельности не существует. Пассивность отражает деятельность определенного характера. Активность характеризует субъекта деятельности со стороны самостоятельного выхода за пределы обычного, определенного минимума, нормативности, выявляется в энергичных действиях, темпе, качестве, самостоятельном увеличении объема изучаемого материала, то есть может наблюдается в количественных и качественных показателях [3, 22]. Понятие активности в процессе обучения тесно связано с понятием самостоятельности. Сущность понятия «самостоятельность» в обучении заключается не в формальной констатации факта, что студент совершает учебную деятельность без помощи преподавателя, а в том, что студент пытается решать задачи, преодолевать учебно-познавательные затруднения собственными силами, применяя для этого ранее полученные знания, умения и навыки и руководствуясь собственными убеждениями. Ученые разделяют понятия: «активность» и «познавательная активность», «самостоятельность» и «познавательная самостоятельность». В исследовании Л. Г. Вяткина говорится о том, что познавательную самостоятельность следует понимать как свойство психики, которое характеризуется внутренней потребностью человека в знаниях, умением их получать с разных источников и творчески применять в практической деятельности. Эта особенность является компонентом более широкого интегрального качества личности - самостоятельности, сущность которой состоит в том, что человек совершает поступки ориентируясь на свои знания и убеждения, а не на постороннее влияние [1, 19]. А. Я. Савченко обращает внимание на связь активности, самостоятельности и творчества в обучении, утверждая, что познавательная активность и познавательная самостоятельность взаимно усиливают друг друга. С одной стороны, познавательная активность сопровождает любое самостоятельное действие, с другой - в условиях умственной активности выявляется самостоятельность обучающихся. Познавательная самостоятельность соотносится с творческими способностями как родовое понятие, но формирование этих качеств возможно только в процессе активной интеллектуальной деятельности [4, 11]. Следовательно активность является наиболее широким понятием чем самостоятельность и творческие качества студентов, поскольку активность имеет место в учебной деятельности как репродуктивного, так и творческого характера. При этом проявление студентом активности и самостоятельности в обучении является основой творческой деятельности. Одним из основных психических процессов, которые главным образом связаны с выявлением студентами творческого подхода к решению проблем в обучении является мышление. Его качественные показатели, так же как и вся деятельность студентов, связываются с активностью и самостоятельностью. В. А. Крутецкий выделяет разные уровни мышления - активное, самостоятельное и творческое, из которых каждый следующий является видовым по отношению к предыдущему, родовому. Разницу между ними ученый объясняет следующим образом. Активным будет мышление когда ученик слушает объяснение учителя и пытается его понять. Если ученик пытается разобраться в вопросе с помощью учебника, и самостоятельно обработать соответствующий раздел, то можно говорить о самостоятельном (в том числе и активном) мышлении. О творческом мышлении можно говорить если ученик открывает и сам находит решение задачи. Творческое мышление является самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление является самостоятельным и не всякое самостоятельное мышление является творческим [2, 178-179]. Из этого следует, что активность и самостоятельность мышление являются необходимой основой для полноценного развития этого психического процесса до более высокого уровня - творческого. При этом обеспечение активности и самостоятельности мышления студентов в обучении должно осуществляться на основе постоянного повышения уровня сложности их самостоятельной учебной деятельности. Отдельно следует отметить, что именно самостоятельная деятельность, являясь основным видом деятельности студентов в высшей школе, предполагает наиболее результативное формирование активности и самостоятельности как тех черт личности студента, которые обеспечивают его готовность к творчеству. В процессе изучения художественных дисциплин значительное внимание уделяется не только способности студентов выявлять творческое мышление (то есть самостоятельно находить субъективно новое решение определенной проблемы), но и в значительной мере наиболее полному раскрытию индивидуальности студентов. Если в творческом мышлении в рамках процесса обучения больше внимание обращается на нахождение субъективно нового решения определенной задачи, то при рассмотрении мышления в индивидуально-творческом качестве в равной степени акцентируется внимание и на степень реализации индивидуального потенциала личности. Художественное творчество отдельно взятого студента связано не только с получением нового результата деятельности, но и с формированием собственной индивидуальности на основе развития природного потенциала. Сегодня недостаточно рассматривать индивидуальность, как только совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного студента от другого. Индивидуальность студента должна трактоваться как оригинальность и в этом смысле рассматриваться как одни из результатов самостоятельной учебной деятельности, достижение которого невозможно без развития индивидуально-творческого мышления субъекта деятельности. Таким образом, индивидуально-творческое мышление предполагает инициативность студента в выделении и решении учебно-творческих задач, отличается позитивными внутренними мотивами самореализации, самоусовершенствования, саморазвития субъекта деятельности, ориентировано в равной степени и на открытие субъективно нового, и на реализацию умения продуктивно использовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы. Развитие мышления студентов до индивидуально-творческого уровня в процессе изучения художественных дисциплин не возможно без обеспечения первоначальной инициативы, их стремления решать учебные и творческие задачи своими силами, то есть без первоначального проявления ими активности и самостоятельности в обучении.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.