ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рахманова А.Р.,Мокеева Е.В.

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета


Номер: 6-2
Год: 2014
Страницы: 120-123
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

эстетическое восприятие, воспитание, нравственное становление личности, народные игрушки, esthetic perception, raising children, moral formation of personality, folk toys

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье приводится краткий анализ некоторых комплексных и парциальных программ и методики включения русских народных игрушек в систему воспитания детей дошкольного возраста.

Текст научной статьи

Проблема развития эстетического восприятия - одна из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание. Познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном становлении личности. По мнению Н.С. Александровой, Г.Н. Волкова, В.М. Григорьева др. осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Народная игрушка представляет часть духовной культуры народа. Она содействует приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует отношение к действительности и национальный характер.[1, 7] Дымковская народная игрушка также является самым первым и доступным средством искусства, вызывая у ребенка эстетические чувства и переживания, которые в дальнейшем будут способствовать накоплению эстетического опыта и формирование художественного вкуса. Упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цветов, простота и выразительность - вот основные характеристики народной игрушки, которые способствуют умственному и эстетическому развитию ребенка. Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений на занятиях по изобразительной деятельности включаются изобразительные эскизы дымковских народных игрушек для прямого им следования, а непосредственно сама игрушка детям не выставляется. В связи с этим возникает противоречие между богатым эстетическим потенциалом дымковских народных игрушек и не разработанностью организационно-педагогических условий включения дымковских народных игрушек в практику дошкольных образовательных учреждений для развития эстетического восприятия детей 6-7 лет. Для того чтобы точнее проанализировать пути ознакомления детей дошкольного возраста с народными игрушками, обратимся к государственным и вариативным программам дошкольного образования, а именно к программам госстандартным, комплексным и парциальным. Программа «Детство» (авторский коллектив под руководством В.И.Логиновой) определяет условия социализации и индивидуализации ребенка с использованием единой педагогической технологии. Раздел «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» конкретизирует основные идеи концепции программы. Значительное место в программе уделяется ознакомлению детей с разными видами изобразительного искусства, в том числе с народным и декоративно-прикладным. Вместе с тем дети знакомятся с народными игрушками, их особенностями только в общих чертах. Авторская музейно-образовательная программа «Дом» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) представляет собой попытку с позиций гуманистической психологии и педагогики помочь ребенку установить собственные отношения с людьми, природой, историей, культурой. Программа «Дом» является музейно-образовательной программой и реализуется в специально организованной предметно-пространственной среде - в интерьере крестьянской избы. Программа строится на региональном историко-культурном материале и предусматривает освоение детьми материальной и духовной культуры русского Севера через игру. Программой предусматриваются разные игры - ролевые для освоения ролей всех членов семьи и ремесел, игры-театрализации и игры-драматизации («На беседе»), игры-реконструкции («В гостях у сказителя былин») и игры-путешествия (на о. Кижи) и т.д. То есть на региональном уровне мы имеем вариант приобщения дошкольников к местным региональным особенностям культуры. Вся эта проводимая работа, конечно, способствует формированию у детей положительного отношения к русской культуре. «Дом» - это первая в Карелии и России экспериментально созданная и апробированная музейно-образовательная среда. Программа «Истоки» (авторский коллектив под руководством Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселовой, К.В. Тарасовой, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Алиевой) интересна для нас благодаря разделу, посвященному эстетическому развитию. Программа предусматривает знакомство детей младшего возраста с миром искусства, формирует эстетическое отношение к нему. Появление нового раздела «Дети в музее» помогает приобщить ребенка к декоративно-прикладному искусству и воспитывает художественную культуру. Отдельно в «Истоках» зафиксирован раздел «История, география и культура Родины». Это первая попытка сформировать у детей чувстве принадлежности к определенной культуре, заслуживает поощрения и дальнейшего развития. Программа «Наследие» (авторы М.Новицкая и Е.В.Соловьева) решает задачи приобщения детей к традиционной русской культуре. Авторы программы считают, что обращение к народному наследию и родной культуре не изолируют ребенка в межэтническом пространстве, а наоборот, могут выступать связующим звеном. В программе несколько блоков, реализация которых решается благодаря народному календарю, гармонизации семейных отношений, народной игротеки, пестовому фольклору, сказкам и др. Русские народные игрушки в эту программу не включены. Программа «Оберег» (автор Л.Боронина), опирающаяся на национальную русскую культуру, призвана привить детям любовь к народным традициям. Автор, в частности, ставит такие задачи, как формирование миропонимания ребенка через близкие ему образы национальной культуры средствами народной педагогики; организация творческой деятельности по освоению народной культуры; формирование целостного восприятия народной культуры. И, несмотря на то, что решение этих задач идет через знакомство с музыкальным фольклором, все это, несомненно, оказывает влияние на формирование у ребенка основ национального самосознания. К сожалению, русские народные игрушки как важное средство народной педагогики и элемент народной культуры не нашли отражения в этой программе. Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Тарановой, Л.Ф. Сербиной, Л.И. Греховой) является региональной. Главные критерии отбора содержания программы - культурологический и аксиологический. Культурологический подход понимается авторами как освоение ребенком историко-культурного пространства; представлений о духовных традициях народов мира и русской художественной культуры, происхождение и разнообразие его видов. Аксиологический подход реализуется через региональный компонент освоения культуры и истории своего края. Авторы программы пропагандируют идею, что в ребенке с раннего возраста надо воспитывать потребность сохранять и приумножать духовные и культурные ценности любого из народов, и прежде всего, народа своего края. Программа «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой) среди общих задач, которые ставятся перед воспитателем, особо выделяет задачи по приобщению ребенка к основным сферам человеческой культуры, в том числе и к искусству. Эта, казалось бы, общая задача нашла точную конкретизацию в разделах «Изобразительное искусство» и «Художественный труд», потому что основой этих разделов является народное искусство. Авторы программы предлагают уделять остаточное время для знакомства с подлинными образцами народного и декоративно-прикладного искусства, учить рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки и создавать по их мотивам подобные. «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает решение достаточно широких задач по воспитанию любви к своей стране и малой родине. В частности, начиная с младшей группы, дети знакомятся с народными игрушками (филимоновская, дымковская, матрешка); в средней группе - у детей поддерживают желание рассматривать народные игрушки, при их восприятии развивается эмоциональная отзывчивость. Детей знакомят с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские и др.). В старшей группе продолжают знакомить детей с народно-прикладным искусством нашей страны, в частности, их знакомят с каргопольской и богородской игрушкой. Следует подчеркнуть, что в этой программе народная игрушка как произведение искусства для рассматривания и дальнейшего развития детского декоративного творчества представлена достаточно широко. Конечно, нужно признать, что перечень русских народных игрушек и методика их включения в педагогический процесс, к сожалению, устарели и требует своего обновления с целью актуализации педагогического эффекта. Программа «Я - человек» (автор С.А. Козлова) решает задачи приобщения ребенка к социальному миру. В частности, раздел «Земля - наш общий дом» включает подраздел «Твоя страна, твой народ». Реализация задач этого подраздела может дать детям представления о традициях народа, его культуре. С.А. Козлова развивает мысли русских педагогов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого о том, что нужно очень рано приобщать детей к культуре и быту народа, к его традициям, обычаям, языку. Только ощущение полного слияния с народом позволит воспитать настоящих сынов и дочерей народа. В программе «Я - человек» ведущими принципами являются краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность. Выбирая средства ознакомления детей с социальной действительностью, особое место С.А. Козлова отводит разным видам игрушек. Остановимся в нашем случае лишь на народной игрушке. Только она способна, считает автор, приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что очень важно для успешной социализации ребенка. Итак, в анализируемой нами программе отдельно выделена народная игрушка как средство социализации ребенка. Окружение детей наполняется предметами национальной культуры; в том числе дети могут постоянно видеть в интерьере групповой комнаты народные игрушки. Таким образом, краткий анализ некоторых комплексных и парциальных программ и методики включения русских народных игрушек показал, что русские народные игрушки в системе воспитания детей занимают определенное место, что оказывает влияние на формирование любви к своему народу и стране. Отличительной особенностью всех программ является то, что русские народные игрушки, предлагаемые для рассматривания, как правило, эпизодично приносятся в группу на отдельные занятия. Пассивно воспринимая их, дети знакомятся лишь с некоторыми выразительными особенностями игрушек, что снижает эффективность использования для решения воспитательных задач.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.