ОСОЗНАНИЕ ТЕЛЕСНЫХ КАЧЕСТВ Колесов С.Г.

Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний


Номер: 6-2
Год: 2014
Страницы: 180-182
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

схема тела, телесное Я, телесное представление, концепция тела, body scheme, corporal I, corporal representation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В рамках статьи предлагается частичный анализ психологических характеристик людей, связанных с осознанием телесных качеств.

Текст научной статьи

Строгого определения системы «Я» не существует и возможно есть опасность в злоупотреблении этим понятием. Считается, что, если мы и пользуемся термином «Я», то только потому, что очень удобно обозначить одним словом совокупность трёх аспектов - субъективная система личности, ощущение «Я», защитные механизмы, не подразумевая под ним целостную инстанцию, забывая о тех образах, связанных с собственным телом. Иногда, рассматривая понятие «Я», связанное с телесными представлениями индивидуума, необходимо уточнять о том, что речь идёт именно о «телесном Я». Мнение различных авторов в отношении психоаналитической теории личности достаточно убедительно характеризует некоторую точку зрения “Я” как центра, регулирующего процесс сознательной адаптации личности. Этот центр объединяет в себя восприятие, интеллект и двигательные способности. Всё, что осознанно в себе самом, принадлежит «Я». Самым ключевым понятием в области исследования своих телесных характеристик является понятие «телесное Я». Выделяется как минимум три главных подхода к его определению на основании анализа литературных данных. Самый первый подход представляется работами, в которых образ тела рассматривается как результат активности определённых нейронных систем (структур) мозга. Как пишет Е. Т. Соколова: «В этом случае понятие «образ тела» часто отождествляют с понятием «схема тела», которое было предложено Боньером в 1893 году и активно использовалось в работах Хэда. Оно означает пластичную модель собственного тела, которую каждый строит, исходя из соматических ощущений. Схема тела «обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий» [3, 21]. Известно, что попытки отождествления «схемы тела» и «образа тела» предпринимались лишь в работах физиологов и неврологов. В психологических исследованиях эти понятия неоднозначны, хотя и по различным основаниям. Например, П. Федерн считает, что «схема тела» описывает стабильное, постоянное знание о своём теле, а «образ тела» является ситуативной психической репрезентацией собственного тела. Самым распространённым основанием разделения этих понятий, пишет Т. Е. Соколова, является различная природа феноменов, стоящих за ними. «Схема тела» определяется работой проприорецептивного аппарата нашего организма, а «образ тела» рассматривается как результат осознанного или неосознанного отражения тела в психических образах человека [3, 22]. Второй подход предусматривает в образе тела психическое отражение как определённую умственную картину своего собственного тела. Но внутри этого подхода происходит смешение нескольких понятий. Д. Чаплин считал, что образ тела - это «представление индивида о том, как его тело воспринимается другими, считает образ тела синонимом «концепции тела», а Д. Беннет считал, что «концепция тела» определяется операционально, как набор признаков, указываемых человеком, когда он описывает тело, отвечая на вопросы или рисуя фигуру человека. Если индивид описывает абстрактное тело, то это «общая концепция тела», если собственное тело - это «собственная концепция тела». Другими словами «восприятие тела» отличается от «концепции тела» подверженностью в большей степени влиянию мотивационных факторов на осознание «телесного Я» [2; 3]. Представители третьего подхода рассматривают образ как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью, и её функциями тела. Подобный взгляд на образ тела в настоящее время наиболее распространен. Известный представитель данного подхода Р. Шонц в теоретической конструкции образа тела представляет четыре уровня: «схема тела», «телесное Я», «телесное представление», «концепция тела» [3]. Схема тела обеспечивает представление о локализации стимулов на поверхности тела, об ориентации тела в пространстве и положения частей тела относительно других частей, простое гедонистическое различение между болью и удовольствием. Схема тела стабильна и нарушается только при глубоких воздействиях (повреждение мозга, алкоголизме, нарушении иннервации, действие фармакологических препаратов), что мало заметно (или почти нет) при неврозах и психозах. Жизненный опыт (личностный) имеет два аспекта: тот, который касается личности и тот, который не касается её. Это позволяет определить телесную самоидентичность. «Телесное Я» характеризуется комплексом характеристик о своём теле, полученных на основе личного опыта к определённому моменту жизни. Представление личности о своём теле находится в динамическом развитии, что определяет многозначность некоторых понятий, которые касаются как самого человека, так и людей с какими он, сравнивая, себя приписывает те или иные воображаемые телесные качества. Наконец, концепция тела - формальное знание о своём теле, которое выражается с помощью общепринятых символов, понятий, которые закрепляют и объединяют в себе результаты наблюдений, функций частей тела и достаточную объективность по телесным феноменам. Данный тип осознания служит регулятором поведения, что позволяет сохранить уровень психического и физического здоровья. Однако крупнейший теоретик в данной области Фишер признаёт существующую путаницу в терминологии, касающейся изучения «телесного Я» личности и предлагает все образы, которые имеют отношение к «телу» называть более широкой категорией «телесный опыт». При изучении воспринимаемых субъектом объективных параметров своего тела Фишер предлагает понятие “восприятие тела”, когда дело касается более широких (обобщённых) понятий телесной принадлежности субъекта, то имеет место “концепция тела”; при анализе особенностей распределения внимания к различным участкам тела рассматривается термин “осознание тела”. Категория “телесное Я”, проявляется, когда исследуются особенности телесной самоидентичности [1; 2; 3]. Таким образом, на основания анализа литературных данных следует, что существует ряд понятий («телесный опыт», «концепция тела» и т. д.), относящихся к «телесному Я». «Телесное Я» нами будет рассматриваться в рамках третьего подхода [1]. В процессе жизни каждый человек осознаёт важность состояния своего организма, то, насколько он сегодня работоспособен, либо нуждается в отдыхе. Вникая в систему знаний о себе, благодаря самосознанию люди в процессе жизни приобретается опыт, связанный с образами «телесного Я», от коего зависит повседневная самооценка личности. Например, если человек оценивает себя относительно других людей по каким-то физическим параметрам (рост, развитие мышц, конституция тела и т. д.) несколько несостоятельным, то в его личности может сформироваться комплекс неполноценности. Соответственно заниженная самооценка (самоуважение) относительно других людей по телесным параметрам (здоровье, физическое развитие) данного человека будет вызывать сложности в мотивационном аспекте относительно видов деятельности (трудовая, учебная, спортивная и т. д.). Речь идёт о том, что это приводит к серьёзным затруднениям в достижении жизненно важных целей, у таких людей снижается вероятность формирования волевых качеств, например таких, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание. Таким образом, «телесное Я», нами рассматривается как личностно значимый элемент самосознания, влияющий на повседневное состояние и поведение личности, в частности зависящее от аффективного (эмоционального) и когнитивного (умственного) её компонента. Речь идёт о тех телесных качествах, которые осознаются как значимые на уровне самоосознания для той, либо иной личности. Когнитивный компонент «телесного Я» представляет собой совокупность внешних признаков. Если речь идёт о точности телесного (физического) Я как объекта, обладающего пространственной геометрией (объём, рельеф, форма и прочее), то сравнение реального и отражаемого в образе телесного Я может быть представлено в строго математическом виде. Аффективный компонент «телесного Я» определяет эмоционально-ценностное выражение к своим телесным качествам, возникающее не только благодаря оценок со стороны других людей, но и в результате самовосприятия своей внешности. Речь идёт о самооценке, обладающей «эмоционально загруженным» оценочным критерием «телесного Я». В соответствии с вышесказанным когнитивный и аффективный компоненты сознания телесных качеств предполагают поведенческий прогноз, строящийся на физических признаках личности. Например, «принятие - непринятие», «удовлетворённость - неудовлетворённость» - отдельные параметры, характеризующие отношение к своим телесным качествам. В случае непринятия и неудовлетворённости отдельными физическими качествами у людей возникает зачастую поведенческая неуверенность, характеризующаяся зажатостью в общении, излишней напряжённостью и т. д.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.