СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА ГЁТЕ КАК ФЕНОМЕНА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Маматова М.

Гулистанский государственный университет


Номер: 6-2
Год: 2014
Страницы: 28-30
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

гуманизм, ваймарский классицизм, эстетические ценности, humanism, weimarian classicism, aesthetic values

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье делается попытка рассмотреть творчество великого представителя литературы И.В. Гёте с точки зрения его вклада во всемирное наследие не только как писателя, но и просветителя, философа, гуманиста, активного деятеля науки и культуры. Гёте рассматривается не как отдельно взятая личность определённой эпохи, а как феномен, имеющий своё продолжение и по сей день.

Текст научной статьи

Иоганн Вольфганг Гёте, писатель, просветитель, гуманист, философ, бесспорно самый яркий представитель немецкой культурной традиции, прожил долгую жизнь (1749-1832). Заполнив свою жизнь эффективным и эффектным трудом в сферах литературной, научной, в области искусства и просвещения, а также в общественной деятельности, Гёте создал образ писателя, подобного которому не было в предыдущие времена на территориях современной Германии. Творческая деятельность Гёте была крайне разнообразна и настолько продолжительна, что её невозможно разместить в рамках одного конкретного периода истории литературы. Первоначальный этап творчества писателя относится ко времени разгара Просвещения. Данный период характеризует решительная критика феодально-крепостнического устоя жизни общества. Если рассматривать данный период как срез определенного литературного этапа, то во время Просвещения наиболее активными и ярыми борцами за справедливость, обличителями феодального строя, поддержавшими идею всеобщего просвещения во Франции были Вольтер, Дидро и Руссо. В Англии такую роль на себя взяли Джонатан Свифт, Филдинг, Голдсмит и др. В Германии убеждённым последователем просвещения был предшественник Гёте, автор басен, драм и комедий, литературный критик, эстетик, философ Г.Э. Лессинг. Произвол землевладельцев, их притеснения по отношению к горожанам и крестьянам стали темами многих сатирических произведений той эпохи. Вскоре стали возникать такие же, во многом независимые, города. Они подчинялись лишь непосредственно Римскому императору, имели свои органы самоуправления, за что и получили название «вольных» [1, с.9]. В одном из таких вольных городов, Франкфурте-на-Майне и родился Гёте. У Гёте активное включение идей Просвещения можно легко обнаружить в драме «Гец фон Берлихинген», в которой писатель очень ярко описывает борющегося за справедливость рыцаря-мятежника XVI века. Через год Гёте публикует «Страдания юного Вертера», роман, вмиг сделавший писателя известным на всю Европу. В те же годы Гёте пишет сразу несколько лирических стихотворений. Эти стихи, безусловно, явились новой вехой в развитии немецкой поэзии, во-первых, добавив в них больше душевности и чувственности, и, во-вторых, приблизив их содержание к народной песне. Подобный синтез также вынуждает литературных критиков поставить Гёте на позицию лучших представителей немецкой литературы всех времён. Однако очень быстро Гёте понял, что практического результата от его идей в художественных произведениях не видно, несмотря на то, что писатель с огромной художественной экспрессивностью описал неприятную для него немецкую действительность и выразил глубочайший протест против разгула феодализма. Произведения и выраженные в них идеи встретили сочувствие простого народа и некоторых передовых представителей Просвещения, но не оказали никакого влияния на крупных землевладельцев, герцогов и королей. В то же самое время положение писателя ухудшилось тем, что писательская деятельность не приносила больших доходов, даже несмотря на известность и популярность. В работе адвокатом Гёте вообще не достиг никаких успехов. В 1776 году Гёте приехал в Ваймар по приглашению местного герцога Карла Августа. Приехав в гости, писатель остаётся в этих местах на 10 лет, так как герцог убедил его поработать министром в его крошечном государстве. Сначала Гёте был полон энтузиазма, наивно полагая, что сможет хотя бы здесь добиться справедливости для простого народа и крестьян. В течение десяти лет Гёте пытался облегчить положение местного народа, но, в конце концов, был вынужден признать, что определённые незначительные улучшения не меняют самих основ несправедливого по своей сути феодального строя. Так как герцог хорошо относился к писателю, Гёте удалось получить отставку и уехать в Италию. На юге Европы Гёте вновь берётся за искусство. Появляется целый ряд новых произведений, наполненных новой тематикой и содержанием. Когда-то сам переезд в Ваймар уже в определённой степени, выявил отказ писателя от каких-либо надежд на изменение общественного строя в Германии. Но даже теперь, переехав в Италию, писатель не отказался от своих идей, продолжая поддерживать идеи Просвещения. Таким образом, можно считать, что итальянский период (1786-1788 гг.) ознаменовал следующий этап в творчестве Гёте. В первую очередь писатель закончил несколько произведений, которые были начаты в ранние периоды творческой деятельности и заброшены на полпути. Показывая людям в своих работах противоречия жизни, высказывая идеи, побуждающие к стремлению к лучшим условиям существования, Гёте приходит к мысли, что духовное воспитание народа невозможно без развития эстетического. Эстетическим идеалом красоты и гармонии для Гёте во многом, но не во всём, являлась классическая европейская древность - художественная и духовная культура древнегреческой и римской цивилизаций. Эстетические ценности именно этих цивилизаций легли в основу большинства последующих его произведений. Эту наклонность в писателе одобрил ещё один видный представитель Просвещения Фридрих Шиллер. Он познакомился с Гёте в Ваймарском герцогстве. Позднее направление творчества Гёте и Ф. Шиллера конца XVIII начала XIX веков было названо «ваймарским классицизмом» [2, с.94]. Оба писателя считали, что через эстетическое воспитание можно будет вернуть народу стремление к свободе. Сейчас любой литературовед и искусствовед скажет, что это было идеалистической иллюзией. Одного только воспитания в человеке чувства эстетики недостаточно чтобы глобально повлиять на социальные процессы, которые имели место в Европе тех времён. Но именно такое заблуждение в результате стало причиной появления на свет одних из лучших литературных произведений не только Германии, но и всего мира. Среди них такие работы Гёте как поэмы «Герман и Доротея», «Рейнеке-Лис», драмы «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», «Эгмонт», роман «Годы учения Вильгельма Майстера». Произведения Гёте, по мнению многих литературных критиков, в том числе, таких как Г. Фридрих, П. Лассо, Ф. Паркер, вообще являются вершиной европейской литературы конца XVIII века. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, но литературные шедевры, выражающие идеи гуманизма, воплощающие идеалы красоты, любви, добра и мужества, создающие яркие и необычные образы, невозможно не причислить к числу лучших. После буржуазной революции во Франции, в произведениях Гёте появились сюжеты, в центре которых идеи свободы, братства и равенства. Писатель не поддерживает революционный террор якобинцев, считая, что силовая борьба приведёт лишь к очередным лишениям для простого народа. Гёте, в отличие от него же раннего периода творчества, уже выступал сторонником реформаторского, мирного пути перехода от феодализма к новому общественному строю [3, с.72]. В результате такой смены мировоззрения в 1808 году появляется первая глава «Фауста», лицевого произведения Гёте как писателя. Одновременно писатель не прекращает писать стихотворения: «Римские элегии»; романы: «Избирательное сродство»; автобиографические работы: «Осада Майнца», «Итальянское путешествие», «Из моей жизни. Поэзия и правда», «Кампания во Франции». В период с 1825 по 1831 года Гёте пишет вторую часть «Фауста». Несмотря на то, что сделанный здесь обзор краток и неполон, становится очевидно, что поэт проделал огромную работу и своими произведениями заложил фундамент новой немецкой литературы. Разнообразны художественные приёмы, использованные писателем в свои произведениях. В арсенале Гёте реалистические, символические, классические, лирические, романтические работы. Но всегда, даже используя сложные аллегории и символы, глубинный смысл произведений Гёте остаётся прежним - попытка понять сущность жизни, её глубинный смысл и противоречия, высоко ценить идеи гуманизма.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.