«ЖАВОРОНКИ, КУЛИКИ - ПРИНЕСИТЕ НАМ МУКИ» КАЛЕНДАРНО - ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «СОРОКИ» У НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПОДОНЬЯ Шилкин В.А.

Волгоградская Консерватория им. П.А. Серебрякова


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 359-361
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

календарный праздник, сороки, жаворонки, заклички, calendar holiday, magpies, larks, suchlicki

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье автор на основе полевых этнографических материалов рассматривает календарно - земледельческий праздник «Сороки» у населения низовьев Волги и Подонья.

Текст научной статьи

В трудах историков и этнографов имеются отдельные фрагменты о календарно - земледельческом празднике «Сороки». О нем писал Е. В. Аничков «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», «Русские аграрные праздники» В. Я. Проппа и «Весенние-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов» В. К. Соколовой, о них упоминали А. Н. Афанасьев, Д. К. Зеленин, Ю. Г. Круглов и многие другие. На территории Нижнего Поволжья и Подонья проживают многочисленные народности, в календарно - земледельческом цикле которых, выявляются различные особенности, требующие изучения. Изучение календарно - земледельческого праздника «Сороки», позволит лучше осознать традиционную культуру народов России. Информационной базой данной статьи стали беседы с жителями Волгоградской области, выполненные автором данной статьи в фольклорно - этнографических экспедициях. 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) - день весеннего равноденствия. Во многих хуторах и селах Волгоградской области отмечался праздник день Сорока мучеников Севастийских, а в народе носит название «Сороки», а иногда «Кулики». «Был праздник Сороки. Сорок - сороков, сорок мучеников» [10]. По поверьям именно в этот день зима с весной встречается. «В этот день примета такая. Зима должна встретиться с летом. И говорили: “Если курочка водички напьется, то весна будет теплая и лето. А если будет холодно, то весна будет холодная и длинная”» [12]. «Это праздник, когда птичка... Если в день этот напьется водички, ранняя весна будет. Если мороз, ни где водички не напьется, значит, весна будет затяжная, холодная» [13]. В этот день, по мнению крестьян, из теплых стран прилетают первые птицы, в том числе и жаворонки. «Это значит, скора, прилетят жаворонки» [10]. Хозяйки в этот день вставали рано, и начинали месить тесто для жаворонков, а потом печь их в печи. «Мама рано проснется, начнет жаворонков печь» [7]. «На этот праздник пекли жаворонков» [10]. «Мать моя делала жаворонков» [6]. «Мать начинает печь в печке жаворонков» [5]. «Пекли жаворонки, жаворонки, как хочешь» [12]. «Про жаворонков единственное что я помню, моя бабушка, Мавруша, всегда пекла жаворонки и ходили мы с ними в церковь» [9]. «Обычно тесто с вечера ставили. Вместо дрожжей свою делали опару с дрожжами, с хмелем, черная мука там. Воды добавляли. Замесили все это в глиняном горшке большом. Поставили, оно и стоит тесто. Утром вставали, печку русскую топили» [8]. Жаворонков, обычно пекли с распростертыми крылышками, как бы летящих. Так же хозяйки делали им хвостик, носик. В качестве глазок использовался изюм, горох. «Таких красивых с крылышками, глазки сделает им» [7]. «Пекли и с хвостиком, и с глазками, и с клювом» [12]. «Из теста лепит, штуки там какие-то, как птички» [5]. «Жаворонков из теста. Глаза делали - горошины, или что. Они из теста пекутся. Есть специалисты, похожие делают и глазки, и клюв, и хвостик» [13]. «Из этого теста делали жаворонки, как птички. Головка с носиком, крылышки прилеплены и вот так ножом порезали, как полосочки на крылышках» [8]. Бывало, что в жаворонку, хозяйки клали разные вещи. Это могла быть денежка, гвоздик, ткань. Всем ребятишкам было очень интересно, что попадется именно ему. «И начинали ломать жаворонков. А мама ложила, кому денежку, кому гвоздик, кому там что. Если денежка попалась, значит, богатый будешь. Если гвоздик, значит, плотникам будешь. Если кусочек материала, значит, швея будешь. У нас вот так делали» [7]. «И в одну жаворонку ложили копеечку. Вот кому попадет, эта копеечка, значит, будет счастливая жизнь у него» [8]. В этот праздник, детишки, вставали рано утром и скорее бежали на кухню. Там уже были приготовленные печенья - жаворонки. Мамка давала им испеченных жаворонков. С этими, жаворонками, дети ходили по комнате и пели заклички. Закличка - это небольшое фольклорное произведение, представляющие собой обращение к явлениям природы, и очень часто к птицам - вестникам весны. А потом детишки выходили из дома на улицу и забрасывали, эту жаворонку, на крышу или сарай, что бы весна пришла поскорее. «Мы вставали, она нам давала жаворонку, и мы ходили па комнате и пели: Жаворонушки, Пичужонушки, Прилититя к нам. Весну теплую Принесите нам. Как пропоешь эту песню три раза, по комнате походишь, а патом эту жаворонку на крышу закинешь, чтоб пришла весна побыстрей» [7]. «Жаворонки, кулики - Принесите нам муки. Зима надоела, Весь корм поела. Быки да коровы С голоду заморены. Это, когда бросали эти жаворонки на крышу» [6]. «Их пякуть, потом она нам даеть, и вот кидають их. На сарай кинешь ее» [5]. «Дети утром вставали, брали жаворонки и на улицу выходили и кричали: “Ой, жаворонки! Прилетайте к нам! Прилетайте к нам!” И на крышу кидали» [8]. Совсем маленькие детишки просто держали, жаворонков, в руках, а дети, более старшего возраста с жаворонком бежали на улицу. Они залазили на сарай, кучки и начинали громко кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. «И выходили. Маленькие на ручке держали, а побольше которые и на крышу их клали, закидывали и пели: Жавороночка, Пичужоночка, Прилитии - ка к нам, Принеси - ка нам Весну - красну, Лето красное. Нам зима-то надоела, Всю соломушку поела. И до сена добралась Хозяину поддалась» [12]. «Жаворонки - господа, Прилетите к нам сюда. Зиму унесите, Висну принесите. Зима надоела, Все сена поела» [7]. «Жаворонки прилятели! Мы на кухню залазили туда [на крышу - В. Ш.]» [11]. «На сарай кинешь ее. И лезишь за ним туда. Жаворонки… Видимо приговаривали, я не помню щас. Вот помню: я на сарай за этой жаворонкой» [5]. «Пякли, кидали. Тогда же коровы были, кучки были. На эти кучки залазили и с этих кучков кидали жаворонков. Приговаривали, да забыла. Обязательно приговаривали» [14]. «Тоже поют. Жаворонки-кулики, Да принесите нам муки. Зима надоела, весь корм поела. Зима кончалась, пели. Залазили на сарайные крыши и пели: Жаворонки-кулики, Да принесите нам муки Хоть аржаненькой, Пшеничненькой. Зима надоела, весь корм поела. И бросали эти жаворонки» [4]. Так же в некоторых хуторах, жаворонков, насаживали на заостренную палку и бегали с ними по улице, изображая летящих птиц. «И на палке. Заостряли и на палку. Бегали с ними. В основном дети бегали с этими жаворонками» [8]. А еще был такой обычай, незамужние девушки, в поиске своего суженного бросали жаворонку за ворота. И куда эта жаворонка упадет, с той стороны и жених будет. «Куда жаворонок упадет. Если девушка хочет замуж, то на эту сторону [куда упал жаворонок - В. Ш.] она должна выйти. Если она пойдет эту жаворонку искать, ее уже собачка скушала» [4]. В настоящие время календарно-земледельческий праздник «Сороки» практически не отмечается в хуторах и селах Волгоградской области. Его первоначальные истоки были утрачены и забыты. Благодаря фольклорно-этнографическим экспедициям мы можем по крупица собрать, лучше понять и изучить традиционную культуру Волгоградской области.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.