ТРАДИЦИЯ ТАМГАПОЛЬЗОВАНИЯ У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ (ТУВИНЦЕВ) Тюлюш А.Ч.

Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 78-80
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

тамга, символ, тамгапользование, тюркские народы, печать, tamga, symbol, use tamgas, the Turkic peoples, seal

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье речь идет о сущности и значении тамгапользования у тюркских народов (тувинцев), которая на сегодняшний день потеряла свой первоначальный смысл. Тамги заслуживают особого внимания в связи с тем, что с давних времен тюркский народ особо относился к данной традиции, а традиция передавалась от поколения к поколению. Целью статьи является обобщение сведений, касающихся вопросов тамгапользования у тувинцев. Отсутствуют специальные опубликованные работы, несмотря на отдельные фрагментарные исследования по тамгам тувинцев.

Текст научной статьи

Ключевое место в истории многих тюркских народов занимает традиция тамгапользования. Нанесение тамгообразных знаков и меток - один из самых древних традиций, поскольку сами тюрко-монгольские народы относили существование тамг к легендарным временам, еще при Кун-хане. Тамги в эти времена были известны как обозначения указов, сокровищниц, табун и стада, а также для урегулирования конфликтов у одного с другим [1, 25]. Обитание многочисленных тюркских племен на территории Северного Причерноморья в древности, в раннем и позднем средневековьях, свидетельствуют тамги тюркских родов [9, 86]. Данная тема получила глубокие корни в дореволюционной российской и советской исторической науке и этнографии [12, 217]. У тюркоязычных народов данная традиция передавалась из поколения в поколение, по мужской линии. «Степной закон запрещал изменять форму отцовской тамги, но разрешал ее несколько видоизменить. Младший сын, оставшись наследником в доме отца, должен был сохранить тамгу в первоначальном виде» [2, 96]. Однако на сегодняшнее время изменилась не только функция и значимость тамг, но и традиция уже потеряла свой прежний смысл. С давних времен тамги выражали право собственности на скот, имущество, а также отражали особенность и своеобразие культуры народа. Тамга представляет собой символ, нанесенный на животных путем прижигания. При помощи металлического прута, один конец которого имел определенную форму в 3-2 ½, выжигали тамги на лошадях, которые служили указанием принадлежности животного семьям, входящим в тот или иной род. Перед прижиганием обычно раскаляли металлический прут [7, 151]. Выжигание тамг на левой задней ляжке, а иногда на правой и на лопатках имело величиною 2*2=4 вершка [5, 154]. «В том случае, когда тавро имелось на левом крупе, говорили, что животное имеет тамгу «на стороне, откуда садятся верхом» - «аъттангы чарыында танмалыг, если на правом - «с тамгой на правой стороне» - «он талазында танмалыг» [7, 151]. Слово «тамга» имеет древнетюркское происхождение и происходит от слова «там-зажигать, выжигать и соответствует русскому слову «печать». В эпоху господства Золотой Орды тамгами начали обозначать таможенную пошлину, взимание которой сопровождалось наложением специального клейма на товар [2, 95]. Тамга - единственный документальный источник бесписьменных народов, в том числе Сибири в период начала русской колонизации. [13, 4]. Самыми древними тамгами были родовые. Они выполняли функцию защиты скота со стороны рода и племени [3, 78]. Существование родовой тамги в известном месте, на могиле или другом памятнике может указать какой род кочевал на данной территории [1, 25]. Тамгами отмечали не только лошадей, но и различные предметы быта, хозяйства. Они служили также в качестве украшений. Во время путешествия в Туву известный тюрколог Н.Ф. Катанов заметил у одного из урянхайца изображение «кас» (гусь) на лбу шапки [8, 104]. Кроме того, тамги ставили и на исторических памятниках, употреблялись в виде печатей и надписей на различных документах [10, 25]. У тувинцев-скотоводов преобладало строгое нанесение тамг в соответствии с установленными правилами. В их числе входит запрет их нанесения после захода солнца. Несомненная важность при нанесении тамг имело то, что люди ставили их, учитывая благоприятные дни буддийского календаря [15]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что тамги утверждались властями, без их разрешения невозможно было присвоить [5, 154]. Традиция тамгапользования у тувинцев непосредственно связана с символизмом. Каждая тамга имела определенный смысл. В качестве изначального примера можно привести тамгу «кошкар» (овен). Использование тамги «кошкар» (овен) у чабанов привело все больше увеличение численности скота и к богатству [11, 5]. Тамги наиболее крупно использовали районы Эрзинского, Тес - Хем, Овюр. К этому послужили следующие причины: во - первых, граничащая территория с Монголией; во - вторых, из-за нелегальных «кайгалов» (похитители скота). Тем не менее, «кайгалы» боялись лошадей с тамгами, считали, что такие лошади священные [15]. Кроме того, тувинцы и другие тюркоязычные народы изображали разнообразные знаки и на костях животных. Нанесенные на костях рисунки Л.Р.Кызласов относит к родоплеменным тамгам. Такие тамги часто можно увидеть в игре кости (кажык). По сообщениям информаторов, тувинцы нанося родоплеменные тамги на костях животных, привязали его на шее вожака своего стада, желая благополучия и сохранности скоту, и избегали наносить раскаленным клеймом тамги на теле животного, что очень часто стали делать позднее [16]. В связи с переходом от традиционного хозяйства на оседлость, условно в 30 - 40 - ые годы XX века, родовые тамги перестали существовать, но вместо них стали использовать буквы из кириллицы или набор цифр [Донгак, С.20]. Принадлежность скота к тому или иному колхозу определялась нанесением тамг наименований того или иного колхоза. Об этом и подтверждает информатор Тегжит Э.О. По его словам, в это время появляются такие метки, например, как «КП» - колхоз Победы, «СП» - совхоз Победы [14]. В дальнейшем тамги связаны также со своеобразными гербами, а впоследствии - с орнаментальным искусством. В своей работе С.И.Вайнштейн подчеркивает, что особые группы изображений - тамга (тангма) у тувинцев непосредственно связана с орнаментальными мотивами. При этом тувинские орнаментальные узоры подразделяются как геометрические, растительные и зомоорфные. Следовательно, именно геометрические узоры составляют тамгообразные знаки в тувинском орнаменте. Среди них особенно выделялся узор со свастикой (кас), который обычно встречался в резьбе по дереву, в декоре войлочных изделий, в вышивке на ткани [4, 145]. Таким образом, на сегодняшнее время забыты названия большинства тамг, особенно родовые. Сохранение у тувинцев данной традиции по сей день подтверждает нанесение тамг лошадей, причем изобретение их зависит от хозяина лошади. Потеря популярности тамгапользования, биркования и паспортизации скота в Туве привела все больше к скотокрадству, особенно за последние 5 лет. Поэтому данная традиция на современном этапе требует возрождения. Несмотря на сохранение, некоторыми тувинцами-скотоводами нанесение тамг, тем не менее, большинство не знает что означают эти загадочные знаки, особенно молодые люди. Это подтверждает проведенный опрос по республике Тыва среди людей в возрасте 20-30 лет. Данная категория людей мало знакома с термином «тамга», родственники не объясняли им про знаки их рода. Они не заинтересованы и не знают людей, которые пользуются тамгой своих предков.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.