ЗНАХАРСТВО. ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ У СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Шилкин В.А.

Волгоградская Консерватория им. П.А. Серебрякова


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 83-86
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

знахарь, заговор, лечение, healer, witch, spell, treatment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье автор на основе полевых этнографических материалов рассматривает лечебные заговоры, бытующие у населения низовьев Волги и Подонья.

Текст научной статьи

О знахарстве и заговорах писали в своих трудах И. П. Сахоров в «Сказаниях русского народа». Сведения хранятся в архиве Н. В. Калачева, в сборнике у П. С. Ефименко «Сборник малороссийских заклинаний», в статье И. Щурова «Знахарство на Руси». Информационной базой данной статьи стали беседы с жителями Волгоградской области, выполненные автором данной статьи в фольклорно - этнографических экспедициях. Знахарь - это лекарь-самоучка, который помогает людям. Он лечит детей и взрослых от разных хворей и болезней, излечивает болезни домашних животных, снимает порчу и сглаз. По рассказам информаторов, таких знахарей уважают, пользуются их услугами. За лечение одаривают подарками. В данной статье речь пойдет о лечебных заговорах, которые направлены на излечение больного от той или иной болезни. В заговорах часто упоминается та честь тела, на которое производится воздействие (ячмень, шишка, золотуха, испуг, ангина и др.) Текст заговора произносится шепотом и сопровождается магическими действиями. Почти все знахари, перед началом заговора читают молитву. «Перед заговором обязательно, читать молитву любую. “Отче наш” или “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”» [5]. «Она зайдет и сначала: “Отче наш” прочитает, а потом что-то говорит» [6]. Сущность «ячменных» заговоров заключается в произношение магических слов, действий. В своих заговорах знахари используют церковные слова и образы («раб Божий», «аминь» и др.) Самый распространенный заговор выглядит следующим образом. Глазу больного человека показывали кукиш, после чего три раза произносился сам заговор. В конце трижды нужно плюнуть через плечо. «Брали кукиш и заговаривали ячмень. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Говоришь: «Ячмень! Ячмень! Кукиш! Чего себе купишь? Купи себе топорок, Руби себе поперек». И плюешь три раза через левое плечо. И заговор три раза говоришь. После заговора говоришь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Вот так мы заговаривали ячмень» [5]. Было и ячмень заговаривали» [6]. Более сложный ритуал с кукишем предполагает обведение крестом проблемного места. Бабка Сердючка была. Ходили. Глаза - ячмень она ходила заговаривала. И крестом заговаривали его. Она берет крестом. Ну, платочек, крестом» [7]. Заговоры от “рожи” и “шишек”, также как и “ячменные” заключаются в произношение слов заговора, и выполнения магических действий. Делают этот заговор три раза и три зари. Заговор выглядит следующим образом. Берешь безымянный палец и начинаешь водить вокруг “шишки” или “рожы” больного человека. При этом произноситься текст заговора. В конце трижды нужно плюнуть через плечо. После берут красную ткань и обворачивают “шишку” или “рожу”. «А еще есть заговор: “От рожи и от шишек. Берешь пальчик безымянный и водишь вокруг шишки или вокруг рожи, и говоришь: “Ты пальчик без имени, А ты, рожа, без места. Нет тебе места Ни вверху, ни в низу, Ни с краю, ни с боку, Ни в серединке. Сгинь! Исчезни! Пропади! Как маковое зернышка. Рожа. Аминь! Рожа. Аминь! Рожа. Аминь!” И так же три раза плюешь через плечо. То же надо три раза и три зари. Потом берешь красную тряпку и забинтовываешь, где рожа у тебя. А так же заговариваешь этим заговором шишки. Толька говоришь ни рожа, а шишка: «Ты шишка без места…» Этим заговором можно заговаривать и рожу, и шишку» [5]. «И зубы лечили, и шишки лечили. Вот у моей матери была двоюродная сестра, Нюрка. Она то же занималась этой…» [7]. С помощь заговоров лечили “золотуху”. Крестом водили по больному месту и читали заговор. «Дядь Ваню к бабке Хвостихе носили, долго его лечили. У него золотухи были, как чирей, нарывы на шеи. Она, тоже шептала и заговаривала крестом» [7]. Так же в хуторах и селах Волгоградской области лечили детей от испуга с помощью выливания воском. А происходило это так. На утренней или вечерней зоре больного сажали на порог. Для проведения заговора нужен воск и чашка с водой. Знахарки проводили магические действия и шептали специальные заговоры. «Сливали, от испуга лечили, и болезни всякие лечили. Вот я помню сама ходила. Аня у меня была маленькая, она испугалась и я ходила уже Давыдова теть Валя. Она сажала иль вечерняя зоря, и утренняя заря. Мы ходили на вечернюю зорю. Сажала на порог, вот дверь и на порог сажает. Воск растопит, а потом выливает в чашку с водой, выливает и заговаривает как-то там. Говорит, чтоб это вышло и все. Это я сама, Аньку, ходила к ней лечила» [6]. «Это к бабкам выливать. Там они… В общем чашка, шепчут что-то, потом воск пчелиный ложут. Этот воск в горячую воду. Смотрят, как он застынет, как чего » [7]. Были такие, знахарки, которые лечили и ангину. Больного сажали на порог дома. Перед самим заговором, знахарка читали молитву, а потом и сам заговор. «Мы когда пришли к ней, а меня ангина мучила, заболела я, простыла. Она мне говорит: “Садись я тебя полечу, я тебе сейчас ангину заговорю”. Вот это я на всю жизнь запомнила. Она тоже меня на порог посадила, и сзади подошла. Вот так как бы давит, как массаж делается и говорит: “Ой, у тебя аж разрослась, гланды”. А такое впечатление она давит, а ты чувствуешь, как корешки как будто. Словами заговаривала. Ну, молитву какую-то читала. Потом, чтоб кто-то забрал все это. И честно говоря, после этого у меня не стало горло болеть» [6]. Так же в деревнях были знахари, которые «вылизывали» крошки из глаза. «Одна у нас была, когда глаз засоришь мусоринкой, вынимала как-то языком. Я два раза к ней ходила, она мне вынимала. То платочек вот-вот, а то прям языком» [8]. «Глаза. В глаз попала крошка, ее носили. К бабке ходили, она языком искала, вытаскивала эти крошки, которые попали в глаз» [7]. Было и такое, если на ребенка навели порчу или сглазили, то родная мать “вылизывала” всего ребенка языком, а потом умывала его святой водой. Этим она забирала сглаз на себя. «Это знаешь что, это когда маленький ребенок и его сглазят. Вот его сглазят. Его там облизывают, чтоб это все снять, мать как на себе все это принимает, и святой водой умывают. Крещенской водой, или освещенной в церкви на какой-нибудь праздник» [6]. Существовали в деревнях знахарки, которые лечили коров от недуга. Так как корова является главной кормилицей в семье. Ее всегда лелеют и оберегают. «Да были [которые лечили животных - В. Ш.]. Тоже так же, как и человеку наговаривали от недуга» [7]. «У нас же баба Рая, она лечила, людей и в основном еще и коров. Потому что были, заболеет корова, молока не дает, и вот три зори ходит к ней. А потом ей молоко несут, сметану. Она заговорами лечила. Люди приходили к ней всегда. Она зайдет и сначала: “Отче наш” прочитает, а потом что-то говорит» [6]. Был зафиксирован заговор и от боли в руках, ногах, спине. В нем используются церковные слова и образы (“Иисус Христос”, “раба Божья”, “Божья Мать”, “крест”). «Иисус Христос ехал по светильной горе, на вороном коне. Увидал рабу Божью Матрену. Сидит, болит рука. Увидала Божья Мать, стала крестом махать. Сложитесь все косточки, все жилочки, все ребрышки. Спаси, сохрани и помилуй!» [9]. Заговоры на территории нижнего Поволжья и Подонья достаточно широко распространены и известны. Хоть они и перетерпели некоторые изменения, но еще пока бытуют в памяти пожилых людей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.