О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Якупов З.С.

Институт экономики, управления и права, г. Казань


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 86-91
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Государство, вероисповедание, налоги, церковь, уклонение от уплаты налога, налоговый контроль, христианские моральные ценности, The State, religion, taxes, church, evasion of taxes, tax control, christian moral values

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье показано, что взаимоотношения между государством и церковью были и остаются одними из наиболее важных и сложных в истории развития человеческой цивилизации. По мнению автора, церковь оказала самое существенное влияние на становление и развитие государства и соответственно системы налогообложения, провозгласив, что власть монархов и царей от Бога. Все виды церкви признают право государства на изъятие налогов. В основу мировоззрения был положен незыблемый постулат о божественном происхождении власти с соответствующими выводами о ее священности. Высказана мысль, что независимо от наличия церковных налогов, основная роль церкви в налоговом процессе заключается в создании благоприятной налоговой среды в обществе путем формирования негативного отношения к уклонению от уплаты налогов на основании толкования восьмой заповеди Библии, которая гласит: «не кради, не обижай ближнего твоего и не грабительствуй».

Текст научной статьи

Религия на протяжении тысячелетий выполняла роль одного из важнейших социальных институтов в обществе, она и на сегодняшний день продолжает оставаться могущественной силой, недооценка которой может иметь негативные последствия. Развитие институтов религии и налогообложения шло в неразрывной взаимосвязи начиная от зарождения цивилизации. В этой связи представляется правомерной точка зрения проф. Р.Р. Яруллина, который при исследовании финансовых отношений в странах Древнего мира отмечает, что «организация системы сбора податей древних египтян была окутана религиозной оболочкой» [1, 15]. Актуальность исследования вопросов взаимоотношений государства и церкви возрастает в наше время, когда моральные мотивы к добросовестной уплате налогов становятся не менее важными, чем императивные методы налогового администрирования. Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через церковные организации и объединения верующих. Церковь, как основная форма современной религиозной организации характеризуется оформлением в качестве юридического лица, наличием собственности, профессионального духовенства, обладающего знаниями канонов и соответствующих культовых обрядов, а также верующими, придерживающимися одного вероисповедания (православная, католическая, протестантская, иудейская, мусульманская, буддийская и другие). Церковь может входить в состав государственных организаций или же быть отделена от государства. В истории развития цивилизаций встречались и встречаются и те и другие варианты взаимоотношений, они зависят от воли государства, авторитета церкви, религиозного менталитета населения страны и др. факторов. Взаимоотношения церкви и государства и прочность их взаимосвязи, степень их взаимовлияния были и остаются одними из наиболее сложных проблем в истории развития человеческой цивилизации. Были периоды, когда преобладало взаимодействие указанных институтов (одновременно это были времена взаимовлияния), однако были и периоды жесткого противостояния. Что бесспорно - взаимоотношения были всегда. Вера в божественное сверхъестественное, непознаваемое сопровождала человечество практически на всех этапах развития цивилизации; долгие времена институты государства и религии были неразделимы и развивались в тесной взаимосвязи. С развитием научного мировоззрения на природу и человека, а также демократических принципов организации общества преобладает тенденция размежевания церкви и государства. К настоящему времени в большинстве стран церковь отделена от государства и школа от церкви. В то же время в ряде стран существует государственная церковь, которая получает преференции по сравнению с другими вероисповеданиями. В дореволюционной России государственный статус был у Русской православной Церкви. К настоящему времени подобный статус в Европе сохранили немногие церкви: англиканская в Великобритании, главой которой выступает королева, лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции, Дании и в ряде иных стран. В других частях света картина несколько иная; так, практически во всех мусульманских странах установлена исламская форма правления, - когда законы шариата главенствуют во всех сферах жизни общества, включая право и государственное строительство. Нахождение церкви в составе государственных структур обеспечивает ей получение от государства финансовой поддержки, льгот и освобождений от уплаты налогов, более широкие права собственности на землю, недвижимость. В таких условиях церковь активно участвует в политической жизни, сохраняет государственные полномочия в регистрации актов гражданского состояния, а также участвует в образовании и воспитании детей и т.д. С другой стороны, статус государственной религии ставит церковь в зависимость от деятельности и воли государства. Поэтому и сама церковь в определенные периоды выражала желание освободиться от такой зависимости. Одновременно государство стремится ограничить деятельность церкви и ее влияние на общественное сознание. Ни один институт в обществе не может заменить государство и полностью принять на себя функции его институтов, даже церковь, которая в ходе исторического развития неоднократно предпринимала такие попытки. Государство достаточно ревностно относится к посягательствам на свою монополию власти в обществе, даже если это идет со стороны церкви. Процесс отделения церкви от государства начался в европейских странах, он продолжается и в настоящее время. Так, во Франции это произошло в 1905 г., в Португалии - в 1910 г., в Испании - в 1976 г., а в 1984 г. - в самой «папской» Италии. Из истории известно, что в России отделение церкви от государства и школы от церкви было произведено декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 г. и неизменно включалось во все последующие редакции Конституции страны. С тех пор церковь и религия стали подвергаться всяческим гонениям. Следует отметить, что до октябрьской революции 1917 г. в России происходило достаточно широкое обсуждение этой проблемы на уровне правительства, самой церкви и политических партий. При этом правительство и Российская православная церковь выступали против отделения церкви. Ярыми сторонниками отделения выступали большевики, а либеральные партии предлагали провести реформы, ограничивающие влияние церкви в обществе. Если обратиться к более древней истории, католическая церковь в эпоху средневековья в Европе была настолько сильна, занимала настолько прочные позиции в государстве и обществе, что оспаривала политическую власть у монархов, королей и других правителей. Важно, что в любом случае церковь не может быть отделена от общества, даже в случае отделения от государства, поэтому она должна иметь собственную систему взаимоотношений с важнейшими институтами в обществе. Сказанное относится, например, к институту собственности, в том числе частной собственности, и к институту налогообложения. Все мировые церкви признают право частной собственности, и пропагандируют необходимость уважения частной собственности, поскольку считают, что люди наделены собственностью и ресурсами в разном объеме по воле Бога. Церковь признает за государством право управлять собственностью, накопленным в обществе, включая ограничение прав частной собственности различными методами, и обременение через механизмы налогообложения. Все виды церкви признают право государства на изъятие налогов. При этом церковь в разные исторические эпохи выступала и выступает как плательщик налогов и сборов и как сборщик налогов в свою пользу и как посредник при уплате налогов в казну государства. Ислам активно использовал и использует религию для решения геополитических и социальных проблем. Свидетельства тому можно обнаружить у Ч. Адамса, который пишет, что «после завоевания Египта цезарем Августом в 31 в. до н. э. была снижена налоговая нагрузка, предприняты попытки снизить влияние бюрократии, но государство постепенно приходило в упадок. Поэтому мусульманам в 7 веке не составляло труда завоевать Египет. Для задыхающихся от налогового бремени египтян исламисты предложили не просто снижение налогов, но вообще налоговый иммунитет в случае принятия ислама» [2]. Другая особенность исламских стран в том, что в них существует такая форма налога как закят, распределяемая среди малоимущих, что служит инструментом снижения социальной напряженности в обществе. В любом случае, церковь находится в официальных правовых отношениях с органами государственного управления. Мартин ван Кревельд отмечаетбсолютной власти императора и отсутствии четкого различия между частным и публичным «единственным институтом, более или менее свободным от деспотического вмешательства, была официальная религия или церковь. Часто она имела свою систему налогообложения, параллельную императорской, (как, например, у инков). В других местах церковь владела обширными имениями, которые уступали только императорским, как в раннесредневековой Европе. Даже там, где император по совместительству являлся главой официальной религии, как в большинстве империй, эти факторы давали ей определенную автономию. Конечно, ресурсы, которые оказывались ей доступны благодаря этой автономии, часто пробуждали алчность императоров, всячески стремившихся завладеть этими богатствами. С другой стороны, тот факт, что императоры были обязаны своим положением религии, обычно требовал вести себя по отношению к ней осмотрительно. Открытое столкновение с церковью могло навлечь большие неприятности [3. Еще египетские фараоны были под покровительством всемогущих жрецов и в знак благодарности, по свидетельству Ч. Адамса «религиозные общины получили от государства налоговый иммунитет и стали мощной силой, поскольку 1/3 земель Египта принадлежала храмам и жрецам. Фараон Харемхаб не только расширил налоговый иммунитет храмов, но и передал им войска и машины для обработки земли... В средние века большинство конфликтов между римскими папами и королями сводилось к спорам о налоговом иммунитете церковных активов. В Египте храмы были не только освобождены от уплаты налогов. Они были также местами, где неплательщики налогов могли скрыться от преследования государства» [2]. В более поздние эпохи религия стала официальным мировоззрением и в феодальных государствах; христианство превратилось в государственную религию. В основе мировоззрения был положен незыблемый постулат о божественном происхождении власти с соответствующими выводами о ее священности. Церковь, получившая власть (по версии самой церкви) от Бога, выполняла посреднические функции между Богом и людьми и на этой основе ей удавалось держать в подчинении глав христианской церкви, монархов и королей. Такое положение не могло долго устраивать последних. С развитием науки и просвещенности сферы влияния и полномочий церкви и государства стали разграничиваться. В Средние века Папа Римский имел собственные владения, вооруженные отряды, административный аппарат и другие атрибуты государственности. Дело дошло до того, что он назначал и менял правителей в европейских странах [3, 57]. В обществе церковь кроме вероисповедания обладала монополией на образовательную деятельность, на формирование общественной морали и др., что во многих странах имело до поры до времени положительное значение для сохранения культуры и цивилизационных ценностей. С другой стороны, так не могло продолжаться долго, поскольку давление церкви испытывали все государственные и общественные институты. Гнет папской церкви проявлялся во всех аспектах жизни. Поэтому в средние века в Европе произошла реформация, затронувшая догматическую, организационную и др. аспекты деятельности католической церкви. На путь Реформации первой вступила Англия, где развитию институтов свободы и гражданского общества стали мешать каноны средневекового католицизма. В результате реформации, которая проходила под флагом борьбы с догматом о папской непогрешимости и против торговли индульгенциями, в ряде стран государи одновременно стали главой церкви. Для этого имелись экономические и фискальные цели. В Англии согласно акту 1534 г. о супрематии (верховенстве) король стал главой англиканской церкви. Как вполне справедливо пишет И. Осокина, «главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли» [4]. Немаловажно также, что в Европе католической церкви принадлежала третья часть всех земель. В 1540 г. в Англии «парламент принял статут, который закрепил за королем и его наследниками все церковные имения. В результате секуляризации было конфисковано 645 монастырей, в том числе 28 больших аббатств, 90 колледжей, 110 госпиталей, 2374 канторий и капелл. Ежегодный доход от них составлял приблизительно 150 тыс. фунтов стерлингов» [4]. В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства. Данный принцип является одной из форм политического устройства государства и означает, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государства и местного самоуправления. С другой стороны, обеспечивается невмешательство государства в деятельность церкви, что означает свободу в определении гражданами своего отношения к религии. В России действует Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5], который установил конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства и равенства их перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, но при этом проводит государственную регистрацию религиозных организаций, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательствомРФ об образовании. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Они обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству РФ. На основе своего имущества религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия, соответственно они становятся плательщиками федеральных региональных и местных налогов. В США церковь фактически отделена от государства согласно первой поправки к Конституции 1787 г. Прямые налоговые отношения между церковью и государством не установлены, при этом американцы имеют возможность вносить часть своих средств церкви на благотворительные цели, и в налоговой инспекции (IRS) получить вычет этих сумм из налогооблагаемого дохода. В ФРГ церковь также отделена от государства, однако особенность в том, что установлен церковный налог, собираемый государством в пользу лютеранской и католической церквей, который снижает налоговую базу при уплате государственных налогов. В ряде земель, например Баварии, платят заработную плату церковным служителям из бюджета. Государство получает от церкви комиссию в качестве налогового агента. Следует отметить, что взимание церковных налогов с физических и юридических лиц вызывает вполне обоснованный вопрос о том, правомерно ли поддерживать церковь деньгами налогоплательщиков. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что «лишние» налоги в стране влияют на конкурентоспособность товаров через систему ценообразования на них. Другое дело, когда церковный налог (если это можно назвать налогом) в добровольной форме верующие уплачивают в Италии и Испании. В Бельгии и Греции вместо церковного налога правительство проводит прямое финансирование основных религиозных конфессий в стране. Модель участия церкви в налоговых отношениях (рис. 1). Рис. 1. Модель участия церкви в налоговых отношениях Следует заметить, что мы не можем сегодня полностью раскрыть историческую роль представителей церкви в разработке и развитии инструментов налогового администрирования, поскольку для этого нет достаточной информации. Однако надо учитывать, что церковь сыграла весомую роль не только в процветании искусства, живописи, скульптуры, о чем широко известно, но и в развитии наук. Так, один из основоположников применяемых и в наше время принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности Лука Бартоломео де Пачоли (1445-1517) был не только математиком, но и принял монашеский сан и работал под покровительством францисканской церкви. Не вызывает сомнения, что были и другие ученые, имевшие религиозный сан и внесшие свой вклад в развитие методологии налогообложения и налогового контроля. В наше время, как свидетельствуют источники, «в большинстве кантонов Швейцарии граждане, официально зарегистрированные в качестве прихожан той или иной церкви, платят прямой «церковный» налог. Полученные таким образом средства идут на поддержку как протестантской, так и католической церквей Швейцарии. В 20-ти кантонах страны церковным налогом облагаются как физические лица, так и юридические. Молодежные отделения швейцарской правоцентристской партии либералов (FDP) и консервативной «Швейцарской народной партии» (SVP) в последнее время активно выступали за то, чтобы освободить от церковного налога хотя бы юридических лиц. По их мнению, такая система является «наследием Средневековья», а кантоны, которые к ней прибегают, менее конкурентоспособны в том, что касается налогообложения предприятий, в особенности по сравнению с другими европейскими странами. Избавившись от этих поборов, предприятия получат больше средств для инвестиций и создания рабочих мест, - утверждали в унисон «народники» и «либералы» [6]. В России в свое время Глава Русской Православной церкви Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским и одновременно Главой отдела внешних связей Православной Русской Церкви, предлагал перечислять часть подоходного налога россиян при их согласии в бюджет религиозных организаций. При этом он ссылался на положительный, по его мнению, опыт других европейских стран (Италии, Германии и Польши) где социальные программы церкви реализуются исключительно благодаря налоговым отчислениям граждан. При этом религиозные организации отчитываются перед государством за полученные деньги, что «обеспечивает полную прозрачность всех церковных финансов», отметил митрополит [7]. Следует заметить, что такая позиция не поддерживается Министерством финансов РФ и налоговой службой, что имеет свои объяснения. Нам представляется, что основная роль церкви в налоговом процессе заключается в создании благоприятной налоговой среды в обществе - это формирование у верующих налогоплательщиков, а также у атеистов негативного отношения к уклонению от уплаты налогов на основании толкования восьмой заповеди (из десяти Вечных Заповедей) Закона Божия, которая гласит: «не кради, не обижай ближнего твоего и не грабительствуй». Таким образом, уклонение от уплаты налога в силу его публичного характера, по существу является воровством у общества, т.е. грехом. Вопрос должен рассматриваться исходя из нравственных критериев, если допустить, что к экономике и бизнесу можно подходить с этих критериев. По мнению С. Полякова по данному вопросу «есть две полярные точки зрения социологов и экономистов: да и нет. Одним из представителей последней является американский ученый-лауреат Нобелевской премии по экономике Мильтон Фридмен, крайний либерал, неоднократно высказывавший мысль, что экономика и бизнес к нравственности никакого отношения не имеют, как не имеет к нравственности никакого отношения математика... А вот швейцарский ученый Жан Сисмонди прямо писал, что «экономика - наука нравственная». Интересно, что и католическая церковь не обошла вниманием вопрос неуплаты налогов. Кардинал Ватикана Анджело Баньяско, возглавляющий итальянскую конференцию епископов, заявил, что необходимо бороться с теми, кто не желает платить налоги, причем, эта борьба должна быть «серьезной, эффективной и неутомимой». Кардинал подчеркнул, что уклонение от уплаты налогов является грехом и призвал всех верующих бороться с неплательщиками налогов» [8]. Иудаизм, также как христианство, осуждает уклонение от уплаты налогов как лживое поведение экономических агентов. При этом у Евреев имеются весомые основания для формирования особого отношения к налогам. Во все эпохи они подвергались дополнительному налогообложению и прямому грабежу и обману со стороны многих, в том числе «цивилизованных» государств. См. об этом работу Ч. Адамса [9]. Тем не менее, иудаизм также делает значительный упор на моральную сторону вопроса. И. Леви безусловно прав, когда пишет по этому поводу, что если тот, кто обманывает «получает какую-то выгоду от своей лжи, пусть даже это будет всего лишь незаслуженная благодарность, тогда его действие подпадает под определение гневат даат, что запрещено в соответствии с заповедью «не кради» [10]. Согласно Торе обман при уплате налогов считается тяжким грехом, поскольку он приводит к воровству у тех, кто исправно платит налоги и тем самым обеспечивает стабильность расходов на нужды общества. Неуплата налогов определенными категориями лиц способствует развитию налогового оппортунизма и формирует неблагоприятную моральную обстановку в обществе, когда рядом сосуществуют добросовестные и не добросовестные налогоплательщики, а также не способствует развитию партнерских отношений между налогоплательщиками и налоговыми администраторами.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.