ПРОБЛЕМЫ АТАКИ ЗВУКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ Пронин Б.А.

МГУКИ


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 297-299
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

тромбон, атака звука, педагогическая практика, trombone, sound attack, student teaching

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются способы постановки и проблемы атаки звука при обучении игре на тромбоне.

Текст научной статьи

Красивая, выразительная игра на тромбоне, так же, как на любом другом медном духовом инструменте, невозможна без правильной, гибкой, художественно оправданной в каждом отдельном случае атаки звука. Атака - это любой способ инициации звука в дискретном звукоизвлечении. Контроль атаки слухом вместе с контролем за интонацией нужно признать самым правильным и единственно верным. Сосредоточивание же внимания на языке, его положении во рту и так называемом «ударе» лишь отвлекает ученика, мешает ему. «Мягкая атака» или «мягкое стаккато» вырабатываются при произношении слога «да» или «ду», преимущественно в нюансах «пьяно», «пианиссимо», «меццо-форте» и при обязательном отсутствии каких-либо перерывов в звучании. Звук должен тянуться, «литься» непрерывно, а на него как бы «накладываются» мягкие удары языка. Дефекты в атаке звука чаще всего встречаются трех видов: 1. «Вползание в звук» («туа» или «тва») - боязнь извлечь звук твердо, упруго якобы из-за того, чтобы «не нарушить мягкость игры». 2. «Заикание» - когда ученик, взяв дыхание и приготовившись к извлечению звука, никак не может произнести первое «ту». Чаще всего это наблюдается в нижнем регистре, но есть случаи «заикания» на верхних звуках. 3. Вместо ясного «ту» или «та» звук начинается как бы с небольшого «треска», в котором, если внимательно прислушаться, можно уловить несколько следующих друг за другом слабых «ту» - своеобразное «воркование» или «дребезжание». Быстрая, технически подвижная игра по существу становится невозможной из-за отсутствия ясности, четкости. Приступая к устранению дефекта, нужно тщательно разобраться в его причине. Если корни недостатка лежат в недостаточно развитом слухе, важнейшей задачей педагога становится ускорить музыкальное развитие ученика. Если причина дефекта кроется в слабости губного аппарата, задача ясна сама собой: всемерно укреплять мышцы опять-таки на исполнении гамм, арпеджио и септаккордов [1, 5]. Бывает, что у ученика нормально берутся лишь звуки нижнего регистра, а, начиная с середины малой октавы (примерно с фа-диез и выше), атака становится неправильной, с «воркованием», «дребезжанием». В таких случаях сопоставление лучше всего производить по октавам, но обязательно, учитывая, что разница в напряжении мышц при извлечении звуков в различных регистрах сильно сказывается на атаке. Иногда сопоставление по октавам не приводит к желаемым результатам. Тогда следует остановить внимание ученика на одном из верхних плохо берущихся звуков и, медленно повторяя звук, добиваться правильной атаки. Рекомендуется медленное исполнение ритмических фигур вроде: INCLUDEPICTURE "http://www.russian-trombone.com/images/09(1).gif" \* MERGEFORMATINET Во всех случаях, когда педагог имеет дело с наличием у ученика указанного выше недостатка, какие бы причины ни лежали в его основе, следует давать учащемуся играть гаммы штрихом «сфорцандо» (или «сфорцато» sff). На начало звука дается большой силы удар и сразу же, без перерыва в звучании устанавливается «пианиссимо». Следует добиваться, чтобы удар был предельной силы и сосредоточивался в возможно короткое время. Однако игрой гамм штрихом «сфорцандо» можно заниматься не более 5-10 минут в день. У музыкантов, играющих на духовых инструментах, встречается так называемая задержка при атаке звука. Чаще всего это происходит на нервной почве при неудачном выступлении, когда исполнитель начинает часто «киксовать» или срываться на каких-то нотах. В связи с этим появляется неуверенность и боязнь неудач при звукоизвлечении. Самый простой способ преодоления задержки при атаке звука, которому нужно учить с самого начала, заключается в следующем: набрав воздух в легкие, не закрывать рот языком преждевременно, а «сплюнуть» на слог «та» в момент звукоизвлечения. Это можно назвать «короткой» атакой звука. Тренаж нужно начинать с удобных нот или регистров, постепенно расширяя диапазон. Другой способ заключается в замене начального ударного слога «та» на «да», или вообще на слог «ка» при звукоизвлечении. Кроме того, можно пользоваться ритмической организацией [2, 3, 4]. Таким образом, формирование правильной атаки при игре на тромбоне является важным моментом звукоизвлечения. От неё в большей степени зависит характер штриха. Для правильной постановки атаки, а также при дефектах атакировки звука важно систематически выполнять специальные упражнения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.