АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОСОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Власенко А.И.

Пятигорский государственный лингвистический университет


Номер: 8-1
Год: 2014
Страницы: 333-336
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

личность, самосознание, Я-концепция, образ «Я», personality, self-consciousness, I concept, self-image

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье осуществлен анализ психологических подходов зарубежных ученых к проблеме самосознания личности. Отмечаются специфика положений различных концепций, особенности во взглядах на самосознание в теориях учеников и последователей З. Фрейда, представителей гуманистической психологии. Подчеркивается малое количество ссылок по вопросам самосознания в концепциях других психологических направлений.

Текст научной статьи

Проблема изучения самосознания личности в современной науке является достаточно актуальной. Она относится к центральным, основополагающим научным изысканиям в отечественной и зарубежной психологии. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир. Под самосознанием современная материалистическая психология понимает процесс осознания личностью самой себя, всего многообразия своих индивидуальных особенностей, своих роли и места в общественной организации и сущности в целом. Самосознание - это и позиция личности, отражающая её отношение к осознанным сторонам своего внутреннего мира. Однако, подходя к рассмотрению такого сложного вопроса как феномен самосознания личности, необходимо провести детальный анализ различных концептуальных положений психологов, занимающихся этой проблематикой. В данной статье мы опишем различные взгляды зарубежных психологов на проблему самосознания личности. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. Несколько иначе, чем в отечественной психологии, понятие самосознания определяется в зарубежной научной литературе, где оно часто отождествляется с «Я-концепцией» - относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознанной, переживаемой как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [1, 91]. Одной из сложностей, возникающей при изучении подходов к исследованию самосознания, является использование в литературе множества самых разнообразных терминов: «самосознание», «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Многие ученые пытались выделить специфику каждого понятия, соотнести его с предыдущим и в целом упорядочить терминологическое поле проблемы. В работах зарубежных исследователей показано, что на протяжении жизни человека происходят непрерывные изменения в самосознании. В онтогенезе формирование самосознания проходит определённые стадии, которые связываются с возрастными этапами развития человека. На каждой стадии развития самосознания имеются определённый специфический уровень возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Многими учеными высказывается мысль о том, что самосознание развивается в плане постижения человеком своего прошлого, настоящего и будущего. Так. У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другая - содержание этого опыта («Я как объект»). По мысли У. Джемса, «Я как объект», - это все то, что человек может назвать своим. В этой области У.Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я» [2, 568]. Ядро духовного «Я» - чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах - в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него. Интеракционная школа (Ч. Кули, Дж. Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида [3, 254]. Одна из последователей З. Фрейда - К. Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом отношение к себе формируются под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения [4, 115]. Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Э. Берн. Идеал Эго в его концепции определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть. Эти образы сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается, и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества [5]. Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Э. Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении психолога «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределённость. В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определённой культуры. Формирование идентичности - Я-процесс, служащий основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Э. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности [6, 432]. Определённую роль в развитии представлений о самосознании, в частности, личностного «Я», сыграл К.Г. Юнг, рассматривавший «Я» как некий архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству. У А. Адлера движущей силой называется, с одной стороны, стремление к превосходству, что часто приводит к чувству неполноценности. Оно определяет компенсацию и сверхкомпенсацию в иных достижениях. Гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека выступает представление человека о себе, именуемое как «Я - образ», «Я - система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс, который обозначал категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием её нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали. К. Роджерс понимал под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Он рассматривал самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия [7, 344]. А. Маслоу исходит из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации, которую он определяет как желание стать всем, чем возможно. Это - потребность в реализации своего потенциала. Однако эта потребность является высшей потребностью, и возможна только после удовлетворения иных потребностей более низкого уровня - физиологического характера, в безопасности, далее в любви и уважении. Собственно, притязание на признание, занимает промежуточное положение в иерархии, хотя и не последнее. Получается, что самоактуализирующийся человек не столь нуждается в любви и уважении со стороны других. Феномены самоактуализации и самореализации относятся к другому аспекту самосознания, нежели самоодобрение (самоуважение) и ближе к самоосознанию себя как личности и субъекта деятельности [7]. В психологии по проблемам самосознания очень немного ссылок на представителей других направлений. Это вполне объяснимо, поскольку основной вклад в развитие представлений о самосознании внесли фрейдисты и представители гуманитарной психологии. Можно лишь коротко охарактеризовать основные направления в их отношении к самосознанию. Бихевиористы этой проблемой не занимались в принципе. Экзистенционалисты отвергают объективную причинность развития личности, полагая, что психическое развивается из психического, и отрицают роль социальных отношений. Высказывая положение о нерасчленённости «Я», которое поддается лишь сопереживанию, по существу нивелируют возможность специального психологического анализа. Начиная с классических работ У. Джемса, в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем. Это связанно с тем, что именно идея актуализации идеального «Я» (которое по определению отнесено в будущее) было положено данным автором в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции. Анализ выделенных нами подходов в исследовании структуры самосознания, позволяет определить сложность данной проблемы, её многоплановость. Он позволяет разделять взгляды учёных на два противоположных полюса. «Я» трактуется либо в качестве воплощающего в себе активное, творческое начало и осуществляющего саморегуляцию поведения, либо в качестве детерминируемого, воплощающего в себе связи человека с различными факторами, определяющими концепцию Я. В целом же, большинство исследователей проблемы самосознания полагают, что самосознание - это процесс, во время которого человек познает свою сущность. Это позволяет ему выстраивать систему собственных ценностей и вырабатывать специфическое отношение к самому себе. Будучи процессом, самосознание обнаруживает выход на временнòе измерение, имеющее значительный потенциал прикладной разработки [8]. Так, при анализе возможных факторов формирования представлений субъекта о себе обнаруживается явное или неявное присутствие идеи «времени Я-концепции». При этом, если основное внимание уделяется активности, субъектности человека в построении системы Я-представлений, то акцент ставится на соотношении реального и обращенного в будущее идеального «Я» как основного фактора формирования Я-концепции. Если же преобладает идея социальной обусловленности представлений человека о себе, и, соответственно, формирование Я-концепции связывается с интериоризацией социальных реакций, то акцент ставится на «идущие из прошлого» Я-образы - родительские идентификационные модели (в психоаналитических концепциях), фиксированные в раннем детстве Эго-состояния (транзактный анализ), «значимых Других» (символический интеракционизм). Если же процесс формирования Я-концепции рассматривается через призму идентичности, то основное внимание уделяется представлениям человека о своем ближайшем социальном будущем. Самосознание как динамическая система на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Исследуя психологические составляющие самосознания личности, непременно сталкиваешься с изучением становления этой личности - генезиса её развития, что влечет за собой и своеобразное отношение к ней - как самосознающему субъекту, чего в большинстве других исследований можно не проследить. Самосознание - одно из самых значимых внутренних условий непрерывности генезиса личности, позволяющее установить равновесие между внутренними процессами, происходящими в личности, выбранным ею поведением и внешними влияниями окружающей среды. В процессе становления самосознания формируется Я личности, рассматриваемое как целостное, интегративное образование, характеризующее единство её внутреннего и внешнего бытия. Благодаря самосознанию, личность способна воспринимать себя не только как объект, но и со стороны - рефлексируя все знания, полученные от окружающих людей. Именно самосознание интегрирует все свойства психической деятельности личности: с одной стороны, оно отражает результат психического развития индивида на каждом возрастном этапе, с другой стороны, самосознание, являясь внутренним регулятором поведения, влияет на выбор её дальнейшего развития. Не случайно, в поле современных исследований вошло множество аспектов сознания и самосознания человека - правового, экологического, экономического и пр. [9]. Таким образом, проведённый нами анализ проблемы показал, что самосознание, активно изучаясь в зарубежной психологии, характеризуется множественностью подходов к своей интерпретации. Значительное внимание проблеме самосознания уделялось в теориях учеников и последователей З. Фрейда, а также представителей гуманистической психологии. Следует признать, что в других зарубежных психологических школах интерес к проблеме самосознания оказался не столь выраженным. Вместе с тем, изучение проблемы самосознания на текущий момент уже вышло за рамки трактовки её базовых положений и получило прикладной характер. Устойчивый интерес к данной проблеме мы увязываем с ролью, которую играет самосознание в структурировании поведения человека.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.