АНТУАН ДЕ МОНКРЕТЬЕН И ДРУГИЕ «ПРОРОКИ» АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ Пономарев В.П.

Московский горный институт


Номер: 1-1
Год: 2015
Страницы: 211-219
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Монкретьен, парадигма, этика, эволюционная экономика, антропологическая политэкономия, Montchretien, paradigm, ethics, evolutionary economics, anthropological political economy

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В начале XXI века наблюдается глубокий кризис экономической теории. Продолжается многовековой процесс формирования парадигмы эволюционной экономики. Ученые и практики подвергают ревизии фундаментальные идеи и концепции от Монкретьена (1715) до выдающихся экономистов разных стран и поколений, вплоть до наших дней. В результате Англо-американская школа экономикс постепенно трансформируется в интернациональную школу Антропологической политэкономии.

Текст научной статьи

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда глобальный кризис накрыл волной некомпетентности всю экономическую теорию, нет необходимости доказывать существование кризиса мирового экономического мышления. Практика вновь вынуждена двигаться интуитивным путем проб и ошибок. Принято думать, что в подобных случаях научные силы должны вернуться к истокам экономических знаний и из россыпей интеллектуальных ценностей, доставшихся в наследство человечеству, логическим путем извлекать непреходящие истины, которые могут лечь в основу нового фундамента мировой экономической науки. Однако в жизни все происходит наоборот. Мозг исследователя, перегруженный накопленными знаниями и современными аналитическими выкладками, сразу, на интуитивном уровне мышления, выдает вариант синтетического решения названной проблемы, например, в виде некой Антропологической политэкономии (АП), (Москва, [1], 2013). Остается лишь проверить АП на чистоту и оригинальность авторских разработок, ибо мы всегда стоим на плечах интеллектуальных гигантов прошлых поколений, часто даже не замечая этого. Антуан де Монкретьен был первым, кто назвал нашу науку по имени - политическая экономия, (Париж, [2], 1615). Он был поэтом, то есть человеком с ярко выраженной образной формой мышления и высоким уровнем восприятия этичного и неэтичного поведения окружающих людей, [3]. Отсюда, по-видимому, происходила его резкость и несдержанность в обществе. Когда Монкретьен, сбежав в Англию от сурового наказания за убийство на дуэли, вдруг занялся экономикой и предпринимательством для благоустройства Франции, - это был душевный порыв поэта. Общеизвестно, что у истинных поэтов высок дар интуиции и пророчества. По форме и по существу его Трактат представляет собой не строгий научный труд, а переполненную эмоциями служебную записку 8-летнему королю Людовику XIII и его регенту королеве-матери Марии Медичи. Тем не менее, Монкретьен вошел в историю мировой экономической мысли как яркий представитель французского меркантилизма и автор названия науки «Политическая экономия», [4]. Признание заслуг Монкретьена произошло только через 274 года, когда в 1889 г. в Париже был переиздан его «Трактат», подтверждающий приоритет Франции на название науки. В это время весь научный мир уже широко использовал название «политическая экономия», начиная с Адама Смита (Лондон, [5], 1776) и его многочисленных последователей, в том числе: Сэя (Париж, [6], 1803), Рикардо (Лондон, [7], 1817), Мальтуса (Лондон, [8], 1820), Милля (Лондон, [9], 1848), Вальраса (Париж, [10], 1831), Маркса (Гамбург, [11], 1867), Менгера (Вена, [12], 1871), Джевонса (Лондон, [13], 1871), Кларка (Нью-Йорк, [14], 1886), , Парето (Париж, [15], 1896), до Маршалла (Кембридж, [16], 1890), который ввел новое название экономической науки - «Экономикс». При этом об авторстве Монкретьена многие не упоминают. После рыночной эйфории второй половины XX века, когда официальные экономические науки дистанцировались от политической экономии как единой методологической платформы экономических знаний, в начале XXI века под давлением широкой практики политических вмешательств в национальные экономики ведущих стран мира, концепция политической экономии вновь становится актуальной. При этом ставшие популярными в последние годы политэкономические категории: «социальное рыночное хозяйство» (Ойкен, [17], 1950), «человеческий капитал» (Беккер, [18], 1967), «социальный капитал» (Бурдье, [19], 1983) и другие, позволяют определить общий вектор развития теории в направлении Антропологической политэкономии. Однако вернемся к Трактату Монкретьена. Представляется, что во многом права доцент Московского государственного университета М.А.Слудковская ([20], 2004), которая утверждает, что наследие Монкретьена остается существенно недооцененным. «Д’Артаньян политэкономии» одним ударом своей интеллектуальной шпаги на 400 лет опередил свое время. Сегодня в начале третьего тысячелетия многие его мысли звучат более актуально, чем монетарные идеи неолибералов. Особенно это касается этических норм поведения экономических субъектов, которые сегодня игнорируются как наукой, так и практикой. Сопоставим основные идеи Монкретьена и соответствующие положения Антропологической политэкономии, табл.1. Из табл.1 видно, что Монкретьен мыслил на микроэкономическом уровне конкретно как практик, а на макроэкономическом уровне - образно как поэт. Таблица 1 Сопоставление ключевых идей Антуана де Монкретьена с предлагаемыми положениями Антропологической политэкономии Ключевые идеи Антуана де Монкретьена, [20] Положения антропологической политэкономии (АП), [1] 1. Так и природа - мудрый производитель и совершенный творец всего, что растет, чувствует и мыслит в мире, - показывает нам, как производство необходимо для поддержки вещей, которые она нам дает в пользование, доверяя это человеку как небесный подарок. 1. Предмет АП: изучение законов эволюции экономических систем и развития личности человека. 2. Частные вознаграждения создают общество. Дом главнее деревни, город главнее провинции, а провинция главнее, чем королевство. Таким же образом искусство управления подражает экономике. 2. Объект АП: механизмы регулирования и саморазвития экономической системы и личности человека. 3. Богатство - это обилие вещей, необходимых для жизни и для производства; у кого этого больше, тот имеет больше благ. Из всех богатств самое большое - это неисчерпаемое изобилие людей. Богатство государства не просто зависит от его большой территории и не от изобилия населения, но состоит в том, чтобы не оставлять ни клочка земли невозделанной, и каждому дать работу по способностям. Ничего нельзя сделать без ресурсов, и все - обладая ими. Мы имеем три их основных вида: территориальные, материальные, человеческие и, чтобы предать форму вещам, промышленные (ресурсы). 3. Богатство национальной экономики определяет накопление совокупного национального капитала (СНК), которое сводится к человеческому потенциалу нации. 4. Главная забота государства - рост богатства народа с помощью: - регулирования и увеличения числа ремесел и мануфактур; - поддержки навигации; - развития торговли. Великие принцы всегда старались изобретать средства, ...пытались представить и составить правила, которыми они смогли бы удовлетворить и обогатить своих подданных, являющихся настоящим богатством и неиссякаемым источником государственных расходов. Умение делать людей полезными для общества и для них самих - весомая черта разумной политики. 4. Социальный фактор-капитал - производительный потенциал государства, часть СНК. 5. Благодаря этим трем сословиям - земледельцам, ремесленникам, купцам - всякое государство кормится, защищается, поддерживается. Хорошие и славные ремесленники весьма полезны для страны, даже необходимы и уважаемы. Однако магистрат должен заботиться о них, обеспечивать и поддерживать их на уровне. 5. Экономический фактор-капитал - производительный потенциал предпринимателей, часть СНК. 6. Только умение и знания дают свободу 6. Человеческий фактор-капитал - производительный потенциал наемных работников, часть СНК. 7. Невозможно вести войну без людей, содержать людей без жалования, обеспечивать их жалование без подати, собирать подати, без коммерции. Необходимость торговли привела к употреблению денег, чтобы установить точную стоимость продукта, к которой добавлен налог на общественные нужды. 7. Доходы на социальный фактор-капитал - налоги и другие доходы государства. 8. Будучи правом народов, торговля, из коей происходит и честная прибыль, и бесчестная нажива, зависит лишь от того условия, какой купец ею занимается: уважаемый или презренный. 8. Доходы на экономический фактор-капитал - прибыль и другие доходы предпринимателя. 9. Счастье людей… состоит главным образом в богатстве, а богатство в труде. Нет ничего опаснее, чем разделение подданных на две части, без середняков. Ремесленники, будучи средними между бедными и богатыми, добрыми и злыми, мудрыми и глупыми, могут помешать бунтам одних и заговорам других. 9. Доходы на человеческий фактор-капитал - заработная плата и другие доходы наемных работников. 10. Разумный политик осторожно должен изобретать средства, чтобы царствовала справедливость и умеренность между «слишком много» и «слишком мало», чтобы не случалось никакого вреда ни от недостатка, ни от избытка чего-либо. 10. Справедливо такое распределение общественного продукта, которое соответствует отношениям стоимостей факторов-капиталов, участвующих в его производстве. В своем Трактате Монкретьен затронул практически все принципиально важные аспекты государственного регулирования и саморегулирования здорового организма национальной экономики. При этом он демонстрирует протестантскую этику гугенота, ту самую, из которой (по Веберу) формировался дух капитализма. Поскольку он был человеком честным, то притворяться правоверным католиком не мог и не желал. Это в конце-концов и убило его, а также вычеркнуло на 270 лет его имя и идеи из круга мировой экономической мысли. Тем не менее, названная наука продолжала развиваться, о чем пишет Адам Смит во введении и четвертой книге своего «Исследования», (Лондон, [3], 1776), придав политической экономии академические формы и научное содержание. К этому времени существенно изменились сами экономические системы, и рыночные идеи Смита оказались как нельзя кстати. Совпали актуальность и истинность его теории (по Ойкену, [17]), что принесло успех автору и мировое признание английской школе экономики. Рассмотрим положения теории Смита в сопоставлении с предлагаемыми положениями Антропологической политэкономии, табл.2. Таблица 2 Сопоставление положений теории Адама Смита с предлагаемыми положениями Антропологической политэкономии Положения политэкономии Адама Смита, [5] Положения антропологической политэкономии (АП), [1] 1. В задачу первых четырех книг входит выяснение того, в чем состоял доход главной массы народа или какова была природа тех фондов, которые в различные века и у различных народов составляли их годовое потребление. Пятая, последняя книга, рассматривает доход государя или государства. В ней я (В.П.: Смит) старался показать, во-первых, каковы необходимые расходы государя или государства, какие из этих расходов должны покрываться за счет сборов со всего общества и какие - только определенною частью общества или определенными его членами ... и какое влияние имели они на действительное богатство общества, на годовой продукт его земли и его труда. 1. Предмет АП: изучение законов эволюции экономических систем и развития личности человека. 2. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он (В.П.: владелец капитала) имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду. Причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения … Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это, [5]. Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье, [21]. 2. Объект АП: механизмы регулирования и саморазвития экономической системы и личности человека. 3. Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. Значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: увеличения ловкости каждого рабочего; экономии времени, которое теряется на переход от одного вида труда к другому; изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких. 3. Богатство национальной экономики определяет накопление совокупного национального капитала (СНК), которое сводится к человеческому потенциалу нации. 4. Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. 4. Социальный фактор-капитал - производительный потенциал государства, часть СНК. 5. Производительная сила одного и того же количества рабочих может быть увеличена только в результате увеличения капитала или фондов, предназначенных на содержание их. 5. Экономический фактор-капитал - производительный потенциал предпринимателей, часть СНК. 6. Годовой прирост земли и труда какой-либо нации может быть увеличен в своей стоимости только посредством увеличения числа ее производительных работников или производительной силы прежде занятых рабочих. Капитал также состоит из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества. Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в его личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества. 6. Человеческий фактор-капитал - производительный потенциал наемных работников, часть СНК. 7. Земельная рента, рассматриваемая как плата за пользование землей, естественно, представляет собой монопольную цену. Она определяется тем, что фермер в состоянии платить землевладельцу. 7. Доходы на социальный фактор-капитал - налоги и другие доходы государства. 8. Повышение или уменьшение прибыли на капитал зависит от тех же причин, которые вызывают изменение заработной платы на труд, - от возрастания или уменьшения богатства общества. Соответственно колебаниям в данной стране обычной рыночной нормы процента должна изменяться также обычная прибыль на капитал. 8. Доходы на экономический фактор-капитал - прибыль и другие доходы предпринимателя. 9. Человек всегда должен иметь возможность существовать своим трудом, и его заработная плата должна, по меньшей мере, быть достаточной для его существования…и содержания его семьи. Не размеры национального богатства, а его постоянное возрастание вызывает увеличение заработной платы за труд. Щедрое вознаграждение за труд, поощряя размножение простого народа, вместе с тем увеличивает его трудолюбие. 9. Доходы на человеческий фактор-капитал - заработная плата и другие доходы наемных работников. 10. Всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему, должен получать его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Если цена … соответствует естественным нормам земельной ренты, заработной платы и прибыли на капитал, затраченных при добыче, обработке и доставке товара на рынок, то этот товар продается, можно сказать, по его естественной цене. Каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют рыночные цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему. 10. Справедливо такое распределение общественного продукта, которое соответствует отношениям стоимостей факторов-капиталов, участвующих в его производстве. Как видно из табл. 1 и табл. 2 мы не отвергаем, а расширяем базовые принципы Монкретьена и Смита. Важно, что оба автора высказывали мысль о том, что любая, даже самая прогрессивная, система экономических отношений в среде нравственных людей процветает, а в среде безнравственных людей - хиреет и извращается. Из этого же исходит в своих положениях и Антропологическая политэкономия, [22]. Мы видим это также на множестве конкретных примеров, в том числе при анализе глобального кризиса мировой рыночной системы 2008 года, спровоцированной спекулянтами и откровенными мошенниками финансового рынка. Практически все элементы АП-метода группами или по отдельности присутствуют у разных авторов. Единственное, чего у них нет, - это полной совокупности данных элементов. Кроме того, еще никто не трактовал собираемые государством налоги как доходы на социальный капитал. Но на этом различия не заканчиваются. Для выявления всей совокупности принципиальных особенностей АП-метода следует, по логике Бертрана Рассела, перейти на метаязык, то есть построить модель экономической системы не в n, а в (n+1) измерении. При этом все предыдущие рассуждения и формализации входят в новую модель как подсистемы в большую систему. Астрофизики сегодня строят подобным образом визуализированную модель Вселенной, не видя ее непосредственно, но наблюдая за ее гипотетическими фрагментами, например, углами гигантских треугольников «космической инфляции». Мы, экономисты, строим модель визуализированной национальной экономики, наблюдая за складывающимися отношениями между макроэкономическими субъектами - «человеческим», «экономическим» и «социальным» факторами-капиталами, доходами на эти факторы и массой денег. Так, например, с помощью АП-метода реконструированы структуры экономик Франции времен Монкретьена (рис.1а), Англии времен Смита (рис.1б), а также построены эфраграфы этих стран на начало глобального кризиса 2008 г., (рис.1в, г). В 2008 г. структурные формулы ВВП Великобритании и Франции, согласно параметрам системы национальных счетов (ООН, [23], 2011), имели следующий вид (по Марксу): Великобритания: 0,14A+0,43Tx+0,54V+0,34P=1,45Y (трлн ф. ст.); Франция: 0,3A+0,45Tx+0,9V+0,3P=1,95Y (трлн евро), где: A - амортизация капитала; Tx - доходы государства; V - доходы наемных работников; P - доходы предпринимателей; Y - ВВП. Отсюда вытекают следующие ключевые пропорции: для Великобритании - Yh:Yk:Ys= 1:0,9:0,8; для Франции - Yh:Yk:Ys= 1:0,7:0,5. Аналогично здесь определены другие пропорции. Мы видим (рис.1а), что в экономической политике Франции времен Монкретьена акцент был сделан на социальный фактор и зарабатывание денег на внешней торговле, из-за чего наблюдался их избыток при существенном недонакоплении человеческого фактора-капитала. Экономика Англии времен Адама Смита была близка к равновесному состоянию, о чем свидетельствует близость относительных ключевых параметров к универсальному кругу равновесия, (рис.1б). Обозначения: S, K, H - соответственно социальный, экономический и человеческий факторы-капиталы; M - масса денег. Темные стрелки - стоимости факторов-капиталов, светлые стрелки - доходы на факторы-капиталы. Рисунок 1 - Эфраграфы Франции времен Антуана де Монкретьена (1600г.), Англии времен Адама Смита (1800г.), и обеих этих стран в кризисном 2008 году Вероятно, это и позволило Смиту предположить существование «невидимой руки» рынка. В 2008 году структуры экономик Великобритании и Франции были существенно разбалансированы, но каждая в своем роде: в Великобритании наблюдалось перенакопление социального фактора-капитала (рис.1в); во Франции - перенакопление человеческого фактора-капитала, (рис.1г). При этом в обеих экономиках денежная масса была чрезмерно большой. Поэтому руководству этих стран не следовало, по-видимому, рассчитывать на работу рыночных саморегуляторов. Резюме: Разработанный автором метод Антропологической политэкономии позволяет визуализировать экономические отношения между основными макроэкономическими агентами социума. Мы впервые получаем изображение целостного образа национальной экономики и можем изучать его структуру в исторической ретроспективе, в текущем периоде и прогнозируемом будущем. При этом сохраняются все ценные концепций и знания накопленные человечеством. Мы переходим в другой, более крупный (n+1) масштаб измерения, где прибавленная единица - это человек в его бесконечном развитии. Точнее было бы обозначить размерность АП системы как (n+∞), сделав ее открытой для дальнейшего развития по принципу фрактальной экономики, (Москва, [24], 2013).

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.