ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЖА МЕДИА-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Марьянчик В.А.

Северный (Арктический) федеральный университет


Номер: 1-1
Год: 2015
Страницы: 296-298
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

лингвоаксиологический анализ, аксиологическая модель текста, медиа-политический персонаж, функции персонажа, linguistic and axiological analysis, an axiological model of the text, a media-political personage, personage’s functions

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье описывается модель аксиологической структуры медиа-политического текста. Рассматриваются лингвистические аспекты анализа категории персонажа. Называются базовые отличительные признаки медиа-политического персонажа, выявляются основные приемы его создания. Вводится понятие медиастереотипизации.

Текст научной статьи

Под персонажной структурой медиа-политического текста понимается совокупность и взаимодействие образов политических субъектов, участвующих в описываемых/моделируемых событиях, совершающих социально значимые действия и подвергаемых авторским оценкам. Персонаж художественного текста и персонаж медиа-политического текста имеют общую природу, так как персонаж является элементом композиции, он семантически самозначим, создается посредством типизации с помощью авторской характеристики, речевой характеристики и других средств создания образа. Однако устойчивая связь медиа-политического персонажа с реальным политическим субъектом, идеологичность образа, утрата глубины и многоплановости, замена конструктивного приема художественной типизации и конкретизации на прием медиа-стереотипизации позволяет исследовать медиа-политический персонаж как особый феномен и предполагает разработку методики его лингвистического анализа. Персонажная структура медиа-политического текста является составной частью его общей аксиологической структуры, которая включает следующие элементы: образ автора, образ адресата, аксиологический сценарий медиа-политического события, персонаж «носитель ценностей», персонаж «носитель антиценностей», межперсонажные оценки и внешние оценки (автора и адресата). Данная модель применима к текстам любых жанров. В качестве примера обратимся к наиболее краткому жанру - предвыборному лозунгу. Образ автора предвыборного лозунга, как правило, совпадает с образом коллективного политического субъекта. Так, автор лозунга «План Путина - победа России» соотносится с образом партии «Единая Россия», автор лозунга «Доверяешь Путину - голосуй за Разуваева!» соотносится с образом команды В. Разуваева - кандидата в мэры Смоленска 2009 г., автор лозунга «Я подниму Россию с колен» - с образом «человека-партии» В. Жириновским и т.д. Следовательно, автор политического лозунга - это всегда носитель ценностей, он включается в аксиологическую структуру как положительный персонаж. Образ адресата может объединяться с автором посредством инклюзивного мы («Вместе мы можем все», «У нас есть будущее») или, напротив, отделяться от образа автора, например: «Не потратьте свой голос зря», «Ты прав» и т.п. Адресат лозунга, как и автор, является персонажем, он субъект основного события - выборов. В медиа-политических текстах образ адресата может получать отрицательные коннотации по эмоциональным, рациональным, идеологическим параметрам: «Мы прогоним страх и вернем надежду» (адресат слаб, растерян и нуждается в защите), «Так жить нельзя» (адресат не способен организовать достойную жизнь и нуждается в помощи), «Голосуй! Или за тебя это сделают другие» (адресат не обладает достаточной политической зрелостью, нуждается в идеологической мотивации и разъяснении). Важнейшим элементом аксиологической структуры медиа-политического текста является аксиологический сценарий медиа-политического события. В рамках психологической и философской концепций сценарий трактуется как некая заданная или принятая модель - модель жизни, модель нравственного поведения, модель развития общества (см. работы Э. Берна, К. Штайнера, А. Разина, В. Евдокимова и др.). Литературоведческий подход выводит исследователя сценариев, моделируемых в художественном произведении, на уровень нарративных и интертекстуальных фреймов - некого концентрата повествования, последовательности поступков героев и событий (см. работы У. Эко). Общим для названных теорий является то, что сценарий рассматривается как событие, ситуация и/или совокупность таковых. Лингвистический подход предполагает при исследовании сценариев культурологическое и когнитивное направления. Основы первого заложены в трудах А. Вежбицкой. Посредством культурных сценариев описываются нормы с учетом вариативности культур, эмоциональные концепты, чувства, модели поведения в различных культурных ситуациях. При когнитивном подходе сценарий (script) понимается как понятийная структура, которая используется для стереотипизации последовательности неких эпизодов. В медиа-политических текстах любого жанра так или иначе отражаются сценарии (в когнитивной трактовке термина), которые можно рассматривать как интерпретацию события. В широком смысле «событиями называют все, что случается, происходит, имеет место в мире» [1,167]. Согласно другой точке зрения, событие - «это важное или необычное происшествие» [3,5]. Мы рассматриваем сценарии медиа-политического текста как некую схему - результат интерпретации ряда событий в сознании человека. Эта схема служит условием адекватной интерпретации каждого описываемого события. Ср.: «…фрейм и сценарий предстают в качестве ключа к дешифровке сообщений, … письменный текст также не фиксирует многие эпизоды, вписанные в нормальный ход событий» [2,115]. Лозунг «Требуем честные выборы! Мы не дадим украсть наши голоса» репрезентирует событие «выборы» через соответствующие сценарии - «честные выборы» и «нечестные выборы». Сценарий (модель политических выборов в тексте) определяет структуру персонажей: автор-адресат (коллективный политический субъект, относимый к полю «свой») и политический противник (представленный имплицитно, но однозначно восстанавливаемый на основе сценарного кода «кража» и относимый к полю «чужой»). В образе автора-адресата акцентируется морально-этический признак - честность, позволяющая приписать ему положительный оценочный знак. Положительной оценочностью обладает и его персонажная роль - «защитник, спаситель». По принципу контраста политическому противнику приписываются противоположные характеристики - нечестность, персонажная роль «вор». Событие может быть представлено в тексте имплицитно, например в предвыборном лозунге «Вор должен сидеть в тюрьме!» не отражена ситуация выборов. Он представляет собой интертекстуальный фрагмент: это фраза из фильма «Место встречи изменить нельзя», которую произносит культовый актер В. Высоцкий. Положительно оценочные ассоциации проецируются массовой аудиторией на образ автора. Лозунг вербально не связан со сценарием «выборы», но актуализирует в сознании адресата целый ряд политических фактов, событий, которые можно соотнести со сценарием «преступление и наказание». Данный сценарий становится базовым для создания персонажного репертуара текста. Таким образом, сценарий служит неотъемлемым элементом аксиологической структуры текста вне зависимости от того, эксплицитно или имплицитно, однозначно или многозначно представлено событие в содержании. Любой медиа-политический сценарий реализуется с помощью персонажей, которые становятся объектом авторской оценки. Оценка - положительная или отрицательная - может быть осуществлена номинативно (политический субъект называется: «С волками жить!»), дескриптивно (описываются качества политического субъекта: «Разум. Воля. Результат», «ЛДПР - единая и справедливая») или перлокутивно (речевые акты угрозы, благодарности и т.п. выражают оценку: «За все ответите!»). Вербальная экспликация персонажей возможна даже в рамках малого политического жанра. Персонажные номинации включены в структуру описательного высказывания: ЛДПР, чиновники. Автор четко обозначает свою оценочную позицию: вульгаризм морда и морально-оценочная коннотация прилагательного бездушные определяют его политические симпатии/антипатии. Анализ медиатекстов позволяет определить функции персонажей в политическом дискурсе, которая заключается в следующем: 1) установление и закрепление связи «персонаж - персона», 2) репрезентация аксиологических сценариев, 3) эксплицирование оценочных значений и коннотаций. Персонаж является важнейшим элементом аксиологической структуры любого медиа-политического текста, в том числе малых жанров. Основным способом создания персонажа является медиастереотипизация, предполагающая помещение образа политической персоны или группы в рамки сценария - стереотипного представления о ходе событий.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.