ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЗАКАРПАТЬЕ (1919 - 1939 ГГ.) Дацкив И.Е.

Ужгородский национальний университет


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 79-84
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

профессиональное образование, подготовка специалистов, профессиональное образование, музыкальное искусство, professional education, training, professional music education, music art

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки становления и развития музыкального образования в Закарпатье (1919 - 1939 гг.). Установлено, что эффективность развития музыкального искусства определялась уровнем профессиональной подготовкой музыкантов. Сочетание родственных отраслей науки при обучении специалистов было главной особенностью подготовки кадров для народного хозяйства.

Текст научной статьи

Основной проблемой современного украинского общества является трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений. Неисчерпаемым источником совершенствования является актуализация исторического опыта профессиональной подготовки специалистов в разных регионах Украины. Ценный опыт музыкального образования может существенно повысить эффективность современного общего и профессионального музыкального образования в Украине. Нормативно-правовое поле профессионального образования обозначено содержанием законов Украины “Об образовании” (1991), “О профессионально-техническом образовании” (1998), Национальной доктриной развития образования (Украина XXI века), Концепции развития профессионально-технического образования в Украине (2010-2020 гг.), постановления Кабинета Министров Украины “О перечне направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов” от 13 декабря 2006 № 1719 (1719-2006-п) и др. Наш интерес вызывают исследования ученых в области общей теории и истории образования и музыкального воспитания на территории Западной Украины: Й.Баглей, И.Бермеса, В.Гомонная, И.Гринчука, В.Мадзигона, Л.Масолы, С.Павлишина, С.Процик, О.Савченко, О.Смоляк, Т.Росул, Е.Тайнела, Е.Федетова, И.Хланты и др. Особенности образовательных процессов в Закарпатье межвоенного периода раскрывают работы О.Бенцы, З.Нагачевской, М.Баяновской, М.Кляп, М.Кухты, И.Мищишин, Г.Розлуцкой, О.Физеши и др. Ни одно из исследований не раскрывает специфику подготовки специалистов в области искусства в Закарпатье (1919-1939 гг.). Цель статьи - раскрыть особенности в развитии профессионального образования учителей музыки в Закарпатье (1919-1939 гг.). В XVIII в. музицирование на Закарпатье осуществлялось в трех формах. В больших селах создавались ансамбли народной музыки, которые сопровождали традиционные и семейные праздники. Их репертуар зависел от национального типа местного населения - русинские, венгерские, немецкие, румынские и др. В имениях феодалов музыканты исполняли изысканную музыку западно-европейских композиторов в сопровождении инструментальных ансамблей. Церковное музицирование делилось на два типа хорового многоголосья: в униатско-православных церквях акапельный и в костелах в сопровождении органа. Именно развитие церковной музыки вызвал прогрессивные изменения в музыкальной культуре Закарпатья. В 1771 г., Мукачевская епархия добилась юридической независимости от римско-католического епископа в Егере, и вплоть до XIX в. вынуждена была отстаивать свои права и бороться с попытками навязать латинский обряд украинскому населению региона. Нужно было противодействовать экспансии римо-католического обряда. Для хорового пения в церкви нужны были специалисты-музыканты, которых в то время в регионе не было, хотя отдельные богословы-выходцы из Закарпатья учились в Вене и пели в церковном хоре. Профессионально учиться музыке закарпатцы смогли только под началом церкви в начале XIX в. В 1833 г. на Закарпатье из Перемышля, скрываясь от преследований, бежал российский декабрист. Под вымышленным именем Константин Матезонский (1794-1858) он предложил руководителям местной греко-католической епархии свои услуги в организации хора из учеников духовной семинарии и гимназии. Созданный коллектив назвали “Гармония”. Этот хор стал первым в Закарпатье профессиональным музыкальным коллективом [9, 60]. Именно за профессиональное многоголосие хора на cв. Литургии в кафедральном соборе г.Ужгорода получал К.Матезонский плату, но “Гармония” часто давала концерты, на которых выполняли светские песни и романсы. Хоровой коллектив стал известным не только на Закарпатье, но и в Пряшеве и Будапеште. Прихожане, которые перед тем никогда не слышали хорового пения, были в восторге, приезжали издалека, чтобы услышать “ангельское пение” клириков. Хор в разные годы насчитывал от 37 до 47 участников. Способные семинаристы получали стипендии. За человеческие и профессиональные качества в течение 25 лет руководства, хористы называли К.Матезонского "отцом" [4, 36]. Профессиональное общество закарпатских музыкантов средины XIX в. представляли ученики К.Матезонского - руководители хора "Гармония": М.Лихварчик (в течение 1859-1860 годов), Иван (Василий) Талапкович (с 1861 по 1869 гг.), И.Качановский (с 1869 по 1875 гг.), Ю.Дрогобецкий (с 1875 по 1891 гг.) и Е.Желтвай, который руководил хором с 1891 по 1899 годы [8, 18-19]. На развитии художественного движения Закарпатья отразились конфессиональное противостояние, борьба политических партий и национальных предпочтений. В нем отражены течения и направления, которые отстаивали интересы и идеологию различных общественных групп. Больше всего споров возникало между представителями венгерского, русского, украинофильского и русинского направлений. Положительное влияние на культурно-образовательный прогресс Закарпатья имела революция 1848-1849 гг. Ликвидация крепостничества, рост городов, оживление общественной жизни всколыхнули осознание собственной самобытности местного населения и обусловили проявления национального самосознания русинов, в том числе и в искусстве. Известный публицист и литератор ученик К.Матезонского Николай Нодь составил сборник дидактических песен и лирических романсов “Русский соловей” (Вена, 1851). Целью создания сборника была помощь в обучении на родном языке учащихся в Ужгородской гимназии. В этом единственном в то время светском среднем учебном заведении Закарпатья, основанном в XVI в., в 1849/50 н. г. впервые позволили преподавание “рутенского языка” (Ruthenishe Sprache) - смеси церковнославянского и русского языка с местными диалектами. Большинство преподавателей были венграми, а местные ученики составляли пятую часть от всех гимназистов. Автор песенника в предисловии разъясняет, что “Русский соловей” должен научить местную молодежь, чтобы на родной земле звучали песни на родном языке. Благодаря стараниям епископа А.Бачинского (1732-1809) в 1794 гг. в Закарпатье была открыта певчe-учительская семинария - первое украинское учебное заведение и второй такого типа во всей Венгрии. Воспитанники семинарии получали начальное музыкальное образование, но только в таком объеме, чтобы обеспечивать проведение богослужений: ознакомление с церковными книгами, изучение гласов Ирмологиона, воскресных тропарей и кондаков, стихиов и прокименов и др. Заметим, что изучение музыкальных предметов в семинарии мало спорадический характер и осуществлялось в соответствии с педагогическим мастерством преподавателей-священников. От уровня знаний священников зависел уровень привлечения семинаристов к музыкальному искусству. Преподаватель музыки Ужгородской греко-католической певче-учительской семинарии Е.Талапкович видел необходимость в определении единых подходов к выполнению св. Литургии. Результатом его творческих поисков стала книга “Церковно-народное литургическое пение на Венгрие живущих греческого обръда католиковъ, которое съ оригинальными мелодиями на четыре голоса и фортепиано” (Ужгород, 1873) [10, 124]. Этот труд мы считаем первым закарпатским учебником музыки для будущих музыкантов, учителей музыки и священников. Популярностью пользовался мужской хор реформатской церкви в м.Берегово, организованный в 1861 г. Его репертуар составляли не только духовные композиции, но и произведения композиторов-классиков, что позволяло хору участвовать и в светских концертах. Постепенно хоровое музицирование вышло за пределы церкви. В 1864 году из городской ителигенции был образован Ужгородский хор (dalarda), который действовал под управлением Т.Шпери (1864-1882 гг.), С.Дудинского (1882-1904 гг.) и И.Бокшая (1904-1909 гг.). Хор участвовал в городских праздниках и торжествах, осуществлял концертные поездки за пределы Закарпатья. На этот период приходится открытие первой музыкальной школы на базе Музыкального общества (1865 г.). В школе 35 теологов-семинаристов Ужгородской певче-учительской семинарии изучали теорию музыки и игру на скрипке, гитаре, альте, виолончели, фортепиано и других музыкальных инструментах. Закон “О равноправии всех национальностей” (1868) постановил, что все граждане Венгрии составляют одну единую неделимую венгерскую нацию и каждый гражданин, к какой национальности он бы не принадлежал, равно является ее членом [12]. Соответственно, представители национальных меньшинств не могли пропагандировать свою культуру никоим организованным способом, а все национальные общества считались незаконными. Государственные органы работали исключительно на венгерскую ассимиляцию местного населения. Исследование искусствоведов свидетельствуют, что в течение второй половины XIX-первой половины ХХ в. музыкальное образование можно было получить в Ужгородском греко-католическом лицее и певче-учительской семинарии. В 70-80-х гг. XIX в. здесь действовал церковный хор под управлением К.П.Азария (1846-1877 гг.) и светский смешанный хор учеников (руководитель Н.Плотени). Одновременно, обучение музыке осуществляли в церковных школах, интернатах, а состоятельные люди учили своих детей игре на скрипке или фортепиано частно [8, 19]. Для совершенствования профессионального мастерства преподаватели учились в престижных заведениях австро-венгерской империи. По решению Министерства школ был направлен на учебу в музыкальную академию г.Будапешт преподаватель семинарии, дирижер Ужгородского хора, И.Бокшай. Вернувшись на родину в 1912 г., И.Бокшай стал вдохновителем и организатором различных видов тогдашнего музыкального творчества на Закарпатье. Обучение в семинарии и музыкальной академии, преподавание музыки, дирижирование в хорах Ужгорода и Будапешта способствовали развитию композиторского таланта музыканта. И.Бокшай создал оригинальные музыкальные композиции, которые можно условно разделить на духовные, светские и клавирные. Ценность его произведений, по нашему мнению, заключается в авторском сочетании местных традиций музицирования с лучшими образцами западно-европейской музыки. В сборнике, созданным по заказу мукачевского епископа Ю.Фирцака “Церковное Простопение” (1906), сортируются музыкальные композиции. Произведения из этого сборника использовались в дальнейшем для обучения церковной музыке Подкарпатской Руси [11, 1-2]. Анализ источниковой базы свидетельствует, что почти тысячелетнее пребывание Закарпатья под венгерской властью негативно отразилось на общественно-культурном развитии края. Отсутствие местной интеллигенции, малообразованность населения, конфессиональные конфликты негативно сказались на развитии музыкального искусства. Музицирования осуществляется, в основном, на любительском уровне. Профессиональное музицирования в крае связано с религиозными институциями. Церковь заложила основы хоровой музыкальной традиции края. Доступность хорового искусства для населения превратила хоровое музицирование на средство художественного общения. В хоровой музыке соединились традиции крестьянского песенного быта, культовой музыки и концертно-хоровой практики. Хоровое искусство знакомило закарпатцев с лучшими образцами мировой художественной сокровищницы, выполняло консолидирующую функцию и объединяло слушателей и исполнителей. Развитие музыкального искусства было тесно связано с борьбой за утверждение национального самосознания. Под влиянием национально-культурного возрождения появляются образцы закарпатского фольклора, сборники текстов народных песен Закарпатья, авторские композиции, начинается процесс формирования музыкальных обществ и организаций, первых учебных заведений для музыкантов. Музыка становится составной частью всех сфер общественной жизни: религиозной, общественно-политической, учебной, семейной и др. Общественно-политические перемены начала ХХ в. положительно сказались на развитии Закарпатья, которое, под названием Подкарпатская Русь, вошло в состав Чехословацкой Республики. В государстве царила атмосфера демократии, национальной терпимости. ЧСР находилась на пике экономического развития, это способствовало быстрой ликвидации последствий войны. Подкарпатская Русь ускоренно проходила начальный этап буржуазно-демократического развития, который характеризовался национально-культурным подъемом. Общая демократизация искусства, неограниченный доступ к европейскому искусству, живое любительское движение вызвали потребность в квалифицированных кадрах в области музыкального образования. Единственным учебным заведением подготовки учителей пения осталась Ужгородская певче-учительская семинария. В учебный план семинарии введено обязательные музыкальные предметы: музыку, пение, церковное пение. Преподавателями музыкальных дисциплин приглашены профессиональные музыканты: С.Фенцик (в течение 1921-1922 н.г.), О.Приходько (1922-1938 гг.), С.Гладоник (1938-1940 гг.), Ю.Костюк (1940-1943 гг.) и Н.Петрашевич (в течение 1943-1944 н.г.). Проводились репетиции хора для практической отработки дирижерских навыков. Для проверки организовывали концерты. В 1923 г. в результате систематической работы создан хор учеников под руководством О.Приходько. Коллектив состоял из 90-100 членов и выполнял не только духовную музыку, но и народные песни и произведения композиторов-классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э.Грига, Б.Бартока, З.Кодаи, Л.Бардоша и др. Помимо участия в богослужениях хор выступал на школьных торжествах и за пределами края [8, 85]. В 1938 г. с приходом венгерских властей Ужгородскую гимназию переименовали в Унгварскую Мадьярскую Королевскую Государственную гимназию (с венгерским и карпаторусским отделениями). Уроки пения стали обязательным предметом в начальных классах. Однако, традиции учебного заведения способствовали тому, что в 1939 г. была возобновлена работа хора под руководством Янки Гергели на венгерском и Веры Ромишовськой, а затем Дезидерия Задора - на украинском отделении. На уроках музыки семинаристы учились игре на струнно-смычковых инструментах, клавире и органе. Когда была подготовлена соответствующая база, в 1941 г. преподаватель музыки Ю.Костьо основал камерный оркестр из числа семинаристов. Репертуар коллектива был разнообразен и включал произведения В.Келлера, И.Брамса, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, Л.Боккерини, Ф. Шуберта, Х.В.Глюка, Ж.Бизе и др. Оркестр существовал четыре года, часто выступал перед широкой общественностью. Профессиональная подготовки в области музыки способствовала эффективному развитию музыкального искусства в Подкарпатской Руси. Справедливо А.Грин считает этот период “музыкальным ренессансом края”. Подготовка музыкантов осуществлялась качественно и быстро благодаря наполнению содержания обучения предметами художественного цикла в учебных заведениях различного типа (семинариях, гимназиях, школах) и созданию специализированных художественных заведений. Обучали музыке закарпатцев местные деятели и музыканты-эмигранты, которые преподавали в государственных и частных учебных заведениях. В регионе создавались музыкальные школы различного типа. В Ужгороде на средства городской власти и известного скрипача Нандора Плотени успешно продолжала свою деятельность городская музыкальная школа, частные скрипичные школы Гусара Эрнста, Веры Ромишовськой, игры на фортепиано Софии Днестровской и др. [5, 38-42], [7]. На основе передового педагогического опыта чешских учителей в музыкальных школах обучение осуществлялось на различных уровнях. Первый - начальный уровень обучения позволял ученикам овладеть игрой на музыкальном инструменте, получить определенные знания по музыкальной грамоте, сольфеджио и приобрести навыки коллективного музицирования. Второй - высокий уровень, кроме вышеназванных дисциплин, предусматривал изучение гармонии, истории мировой музыки, музыкальных форм, эстетики, методики, психологии, педагогики и дидактики. По окончании полного курса выпускник музыкальной школы получал свидетельство, которое позволяло ему заниматься педагогической деятельностью в аналогичных учебных заведениях или поступать на учебу в консерватории [2]. Музыкальное искусство продолжало свое развитие в религиозных заведениях при церковных школах, интернатах и др. Игре на скрипке и клавире учили и в реальной гимназии сестер василиянок в Ужгороде. Музыкальное развитие образования края поддерживали чешские чиновники и военные. Главнокомандующий Подкарпатской Руси генерал Еннок (1922) присоединяется к созданию при обществе "Филармония" музыкальной школы для местных детей с бесплатным обучением [1]. Основную часть учеников музыкальной школы составляли воспитанники гимназии. В 1922 г. С.Фенцик основал ученическое “Музыкальное общество”, которое состояло из хора и оркестра и действовало до 1929 г. Оно было обязательным участником праздников и торжеств. Нотная библиотека общества насчитывала 37 партитур, оркестр состоял из струнно-смычковых инструментов, рояля и фисгармонии [6, 30]. Школьный реферат Краевого Правительства Подкарпатской Руси (1933) утвердил новые учебные планы для горожанских и народных школ. Уроки пения стали обязательными еженедельно. Их целью было выявление и воспитание музыкальных способностей детей, развитие эстетического и патриотического чувства, подготовка учеников к пению в церкви, воспитание любви к музыке и т.п. Ученики выполняли такие виды музыкальных упражнений: дыхательные, вокально-интонационные и ритмические упражнения, изучение теории музыки, знакомились с биографиями и произведениями выдающихся композиторов. Отдельным предметом оставался церковное пение. Учителя создавали ученические хоры и оркестры, проводили воспитательные мероприятия с музыкальным сопровождением. Поддержка правительством художественных соревнований принесла положительные результаты. В 30-х гг. ХХ в. школьное хоровое и инструментальное музицирование приобрело характер массового явления и сформировало музыкальные вкусы закарпатцев. Успех зависел от учебно-методического обеспечения. Большинство нотной и учебной литературы составляли венгерские и чешские учебники. Местные композиторы-любители составляли школьные песенник и хоровые сборники, насыщенные фольклорными образцами, считая их эффективным средством художественного воспитания. Лучшими, по мнению искусствоведов, являются труды Л.Тиблевича - “Русский пЬсенник для дЬтей и молодежи” (Ужгород: "Боян", 1920), Г.Гузенного - “Сборник трехголосных песен для школьных детских хоров” (В. Березный, 1930), П.Щуровской-Росиневич - “21 народная песня в трехголосная для школьных хоров” (Ужгород, 1936), Г.Мельника и П.Миговка - “Школьный детский хор”, (Прага, 1937), инструментальные пьесы для фортепиано Ж.Лендела и др. Педагогическое общество осуществляло издание учебников по теории музыки - “Орешек теории музыки” (Севлюш, 1937) автора М.Беловарий [3, 3]. В Ужгороде в конце 20-х гг. была открыта частная музыкальная школа Ж.Лендела. Известный пианист работал вместе с такими педагогами, как К.Воска Г.Илона, Б.Шарлотта. В музыкальной школе ученики, кроме игры на инструментах, получали знания по сольфеджио, гармонии, истории музыки. Среди лучших учеников школы были: будущий пианист, фольклорист, педагог, композитор Д.Задор, В.Новак (в будущем - директор Береговского детской музыкальной школы), Д.Дулишкович (будущий дирижер, композитор) и др. Исследования показывают, что уважением закарпатцев пользовались преподаватели музыки З.Гут, И.Ладани, Я.Гергели, П.Мавромати, Р.Дьордь - в Ужгороде, Е.Шпицер, Ф.Гинек, А.Палкович, И.Лаутнер, Д. Кизман, Е.Горачек, Н.Скирпа, Л.Валд, Я.Ламач - в Мукачево, А.Бартош, Е.Керени, К.Галанта - в Севлюше (Виноградове), Р.Бенедек - в Хусте, И.Тракслер - в Солотвино, Д.Болаж - в Вилку, М.Зейкань - в Камянице. Ученики музыкальных учебных заведений выступали с концертами перед общественностью Ужгорода. Их репертуар указывает на высокий профессиональный уровень обучения [8, 88]. Все вышесказанное позволяет сделать определенные выводы. Благодаря демократической политике ЧСР сложились благоприятные условия для развития профессионального музыкального искусства в Подкарпатской Руси. Межвоенное десятилетие ознаменовалось появлением новых форм художественного общения. Массовое культурное движение получило профессиональную основу. Известные музыканты проводят активную концертную работу, формируют свои школы и закладывают основы профессионального исполнительства. Большинство одаренной закарпатской молодежи получает музыкальное образование в учреждениях различного типа. Вместе с активной организацией музыкального образования происходит динамический прогресс ее содержательно-методического наполнения. Профессиональное образование музыкантов объединяло родственные специальности: учителя начальных классов, священника, музыканта и обеспечивало необходимую профессиональную подготовку в родственных направлениях педагогической деятельности. При государственной поддержке активно формировался потенциал музыкальной элиты из местного происхождения. Новое поколение художественной интеллигенции активно приобщалось к национально-культурному возрождению созданием музыкальных произведений, различных сборников, учебных пособий, учебников, и т.п. Талантливые музыканты совершенствовали профессиональное мастерство в лучших европейских вузах: Пражской и Будапештской консерваториях. По возвращении на родину их педагогический доработок становился основой для следующего поколения художников. Дальнейших научных исследований требует организация обучения и содержание профессиональной подготовки музыкантов в высших учебных заведениях Закарпатья.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.