НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заслуженная А.А.

Национальный авиационный университет (Украина, г. Киев)


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 88-91
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

поликультурность, поликультурная компетентность, принципы поликультурного образования, Швейцарская Конфедерация, бакалавр и магистр английского языка и литературы, multiculture, multicultural competence, principle of multicultural education, Switzerland, bachelor and master in English language and literature

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье выявлены особенности использования поликультурного подхода в системе профессиональной подготовки специалистов. Он ориентирован на формирование поликультурной компетентности у объектов высшего образования и развитие у его субъектов.

Текст научной статьи

Цель статьи: определить особенности использования поликультурного подхода в системе подготовки специалистов, обосновать его специфику в условиях государственной и образовательной среды Швейцарской Конфедерации. На современном этапе высшее образование становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным, что обусловлено развитием и углублением интегративных связей в данной отрасли. В связи с этим расширяются функции иностранного языка: особенно актуальным становится его социализирующий и воспитательный потенциал, способствующий пониманию других культур, носителей других языков, обоснованию принципов, базирующихся на общечеловеческих ценностях. Проблеме использования поликультурного подхода в учебном и воспитательном процессе различных учебных заведений посвящены работы Л.П. Халяпиной, П.В. Сысоева, С.Л. Яковлевой, Е.М. Щегловой, Л.В. Колобовой, И.А. Зимней, П.Д. Павленко, А.Н. Савинова, К.К. Платонова, Л.В. Ивановой, Ю.В. Агранат [1, с.82]. Ученые исследуют вопросы языкового поликультурного образования в ХХI веке; проблемы поликультурной личности как динамической системы, развивающейся во времени; вопросы формирования поликультурной языковой личности, поликультурной компетентности; исследуют различные компоненты структуры поликультурной личности. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что поликультурное образование является основным средством формирования поликультурной компетентности будущих специалистов. Поэтому в нашей статье мы обратимся к методологии этого процесса на примере профессиональной подготовки магистров иностранного языка и литературы. Категориальный анализ данной проблемы позволяет нам выявить различия в дефинициях термина «поликультурное образование». Однако, как подчеркивает Л.А. Левицкая в своем исследовании, существует единство мнений отечественных и зарубежных ученых относительно направленности поликультурного образования: оно ориентировано на воспитание и подготовку представителей разных культур к мирному сосуществованию в демократическом обществе, свободном от насилия и дискриминации [2, с. 280-281]. И.В. Алексашенкова, исследуя проблему поликультурного образования в аспекте компаративистики, выявляет аккультрадиционный, диалоговый, социально-психологический подходы, внутри которых ученые предлагают рассматривать различные концепции со свойственными им идеями «ориентации на культуру переселенцев; свободного выбора и трансцендентальности восприятия человеком друг друга; становления билингвально-бикультурной идентичности; открытости, диалога культур, культурного плюрализма; признания индивидуальных различий каждой личности, переформатирования другой культуры с помощью терминов своего лингвокультурного опыта; преодоления монокультурной ориентации, переориентации процесса обучения от событийной истории к социальной; равенства и справедливости; различий в культурном облике человека и их влияния на эмоциональную сферу; психологических предпосылок поликультурного образования, теории социального воспитания [3, с.24-26]. Базовыми идеями поликультурного образования являются уважение к представителю другой культуры, понимание существующих различий в культурном облике человека и их влияния на эмоциональную сферу; открытость, диалог культур. Они способствуют обоснованию педагогических принципов поликультурного обучения, воспитания и образования студентов, относительно которых существуют различные точки зрения ученых. Так, в частности, С.С. Кирсанова, исследуя вопросы поликультурного воспитания, к данным принципам относит: • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству [4]. Г.В. Марченко, на наш взгляд, предлагает более полный перечень принципов поликультурности. Это принципы природосоответствия, культуросоответствия, интеркультурности, толерантности [5, с. 256]. Принцип интеркультурности - это совместная работа представителей разных этнических, расовых, религиозных и социальных групп в соответствии с их традициями и интересами, вовлеченных в образовательный процесс «в духе взаимной зависимости и взаимного уважения, принятия, понимания и социальной справедливости, необходимых для объединения страны и мира», мирного сосуществования, солидарности [5, с. 257]. Основными целями реализации принципа интеркультурности, на наш взгляд, являются: • развитие этнической и культурной грамотности внутри страны; • формирование личностной и социальной надежности; • коррекция предрассудков и традиций; • формирование базовых учебных умений, связанных с грамотностью студентов-билингвов; • формирование интеркультурной компетентности; • постижение образовательной справедливости; • развитие личной подготовленности для социальных реформ; • формирование эффективных граждан демократического общества [6]. Ярким примером использования принципа интеркультурности, по-нашему мнению, является Швейцарская Конфедерация, сформировавшаяся как страна путем объединения представителей различных наций и культур с целью образования единого государства и до сих пор соблюдающая нейтралитет по отношению к военным конфликтам. Государство достигло высоких показателей в сфере образования, продолжая щедро инвестировать в свою современную систему образования и в научные разработки на государственном уровне; оно предоставляет права демократических свобод всем нациям и народностям, проживающим на его территории. Этот принцип реализуется и в образовательной отрасли: руководство учебными учреждениями осуществляет политику, связанную с приоритетным использованием в учебных и воспитательных целях языков, которые являются родными для обучающихся. Открытость швейцарской системы образования (международное сотрудничество всех университетов страны в рамках программ Socrates/Erasmus, подключение университетов к сетям UNICA, IDEA League, UNITECH, AUF, EUCOR и CREPUQ, предоставление мест для обучения иностранным студентам; обязательное обучение в той стране, где английский является национальным языком будущих специалистов - бакалавров и магистров по английскому языку и литературе; членство Швейцарского Центра аккредитации и контроля качества образования в европейских сетях контроля качества образования таких, как Совместная инициатива качества -The Joint Quality Initiative, Европейский консорциум по аккредитации - The European Consortium for Accreditation, Европейская сеть контроля качества в высшем образовании - The European Network for Quality Assurance in Higher Education) способствует формированию поликультурной компетентности студентов и ее развитию у субъектов обучения. Активно используется поликультурный подход в процессе лингвистической подготовки бакалавров по английскому языку и литературе в университетах Швейцарской Конфедерации. Английский язык изучается в контексте понимания его как средства взаимодействия в условиях образовательной и культурной интеграции народов мира и средства конструктивного полилога в государстве, воспитания ценностного отношения к культуре и языку других этносов. Базисным принципом формирования поликультурной компетентности специалиста является принцип природосоответствия. Проблема развития природных сил человека и его способностей разносторонне и гармонично существовать в согласии с природой была предметом интереса выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746-1827). Он создавал приюты для детей-сирот и беспризорных детей из домов, которые приобретал за собственные деньги. Эта проблема является актуальной особенно в наши дни для всех наций и народов. Принцип природосоответствия обеспечивает гармонию между природой и прирожденными способностями человека, его анатомическими, физиологическими, психологическими, этническими признаками, особенностями ментальности и генотипом [7, с.9]. Целью природосообразной подготовки специалиста является достижение единства и гармонии в развитии всех сторон личности: эмоциональной, умственной, ценностной, волевой, физической (с учетом её психофизиологических особенностей). Каждый педагог, по мнению К.Д. Ушинского, должен знать, что природосообразное развитие человека посредством родного языка, истории народа, его природных условий базируется на предварительном изучении основ физиологии, гигиены и психологии, подкрепляясь развитием нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики [7, с.11]. Л.Н. Толстой видел природосообразное образование вне школ, в «бессознательном образовании», которое сильнее принудительного, т.к. «осознает те основные законы, которыми живет народ» и считает веру педагога во внутренние силы человека, заложенные в него природой, важнейшим элементом природосообразного воспитания в созданной педагогом свободной (независимой) атмосфере образовательного процесса [8, с.67]. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. В современном понимании (С.А.Башкатов, Р.К.Акчулпанова) «принцип природосообразности» означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека» [7, c.13]. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных ориентаций воспитания и обуславливает принцип культуросообразности. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Локка. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде. Ф.А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности в педагогике, считая, что в процессе воспитания необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. Современное понимание принципа культуросообразности связано с воспитанием с учетом общечеловеческих ценностей, особенностей этнической и региональной культур. Оно способствует решению задач приобщения человека к различным шарам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания должны учитывать исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации. В процессе разнообразной и продуктивно значимой деятельности, которая как механизм позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития, личность овладевает общечеловеческой и профессиональной культурой, обуславливая реализацию деятельностного подхода «как метапринципа гуманистического воспитания». Принцип толерантности в образовании означает, что во всех образовательных учреждениях, а также в неформальном образовании должны формироваться отношения открытости, внимания друг к другу, проявления терпимости, солидарности, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [9]. По-нашему мнению, именно применение поликультурного подхода к образованию в Швейцарской Конфедерации, способствуя развитию поликультурной компетентности, позволяет данной стране - родине реформаторской и прогрессивной педагогики, соответствовать лучшим международным стандартам качества, обеспечивать социализацию на региональном и международном уровнях. Поэтому считаем целесообразным дальнейшее изучение особенностей педагогической системы высшего образования Швейцарской Конфедерации с целью использования ее опыта в системе профессионального образования Украины и введение механизмов, способствующих формированию поликультурной личности будущего специалиста.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.