ПРИКЛАДНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАДИКАЛЬНЫХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Доценко Е.Л.,Бобров И.В.,Боброва С.В.,Черепанов М.С.

Тюменский государственный университет


Номер: 1-2
Год: 2015
Страницы: 174-183
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

экстремизм, семантический анализ, методика работы с радикальными высказываниями, дискурс-анализ, семантическое сжатие, extremism, semantic analysis, methods of working with radical statements, discourse analysis, semantic compression

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В работе описан опыт разработки контраргументов для работы с радикальными и экстремистскими высказываниями. Описана последовательность сбора вербального материала, его последовательного семантического сжатия, интерпретация содержания полученных категорий, формулировка рекомендаций по ведению полемики в виде вопросов и высказываний, упорядоченных в примерную их последовательность.

Текст научной статьи

Феномен экстремизма в российском обществе Постсоветская Россия продолжает находиться в ситуации социальных изменений, когда кардинальные перемены охватывают все сферы жизни общества и государства1. Многовекторные изменения претерпевают личные и групповые культурные ориентиры, трудовые и экономические отношения, юридические и политические практики. Причинами этого процесса являются не только последствия распада советской государственности и ментальности, но и включение российского населения в современные глобальные отношения, характеризующиеся, кроме всего прочего, мировоззренческим разнообразием. В результате еще больше расширяются возможности формирования российскими гражданами тех или иных культурных ориентиров и создания на их базе сообществ, имеющих свой образ желаемого ими будущего и путей его достижения2. Эта ситуация порождает в обществе как возможность конфликта, так и возможность выработки механизмов согласования интересов и разрешения противоречий. Однако, в современных условиях, когда социальные институты либо дисфункциональны, либо находятся в процессе восстановления, происходит снижение способностей общества к достижению согласия или созданию системы обязательных договоренностей о правилах взаимодействия. В этой ситуации возникает соблазн использования той или иной формы насилия в удовлетворении своих интересов или разрешении конфликта. Это порождает потребность придания политическому насилию общественной легитимации, что и получило определение экстремизма, то есть приверженности к крайним политическим действиям (выходящими за пределы нормативных, правовых, морально обусловленных политических действий), ведущим к дискриминации определенных групп населения, созданию угроз общественной безопасности, правовым отношениям и к развязыванию общественных беспорядков или террористической деятельности [1]. К сожалению, в нашей стране уже не одно десятилетие существуют социальные и территориальные очаги распространения экстремизма, порожденного, чаще всего, разнообразными концепциями этнополитического и религиозно-политического происхождения [6]. Общество и государство сталкиваются с задачами противостояния этим явлениям. Профилактика воспроизводства экстремистских идей в молодежной среде - одна из таких задач. Значимыми площадками взаимодействия в молодежной среде являются общественные, муниципальные и государственные учреждения, где в ходе общения проходят проверку, формируются и/или меняются социальные представления молодых людей, влияющие на их социальное поведение. Важную роль в формировании и коррекции их взглядов играют суждения и оценки взрослых - педагогов, инструкторов, тренеров. Однако часто то, что молодые люди слышат от авторитетных для них взрослых относительно общественных явлений, не выходит за рамки бытовых или обывательских стереотипов. В итоге нуждающиеся в коррекции взгляды воспитанников получают дополнительную силу от авторитета и мнения наставника. Это грубая подмена - мыслить как обыватель, а вещать как наставник, поскольку мнение формируется как у обывателя, а право влиять на юные умы присваивается из позиции специалиста. Это такое несоответствие, которое способствует накоплению социального напряжения, грозящего порождать опасные искры разрушительных порывов. Чтобы снять или хотя бы ослабить это несоответствие, необходимо мнение обывателя заменить позицией специалиста в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Но сотрудникам общественных, муниципальных и государственных учреждений, работающих с молодёжью недостает квалификации, а часто и мотивационной готовности для такого противодействия. Методические затруднения: числом или уменьем? Опыт проведения фокус-групп, круглых столов и дискуссий, участниками которых выступали, в том числе, носители радикальных и экстремистских взглядов, показал, что чтобы серьезно вести полемику, требуется квалификация, которой невозможно быстро и массово наделить рядовых сотрудников учреждений дополнительного образования. Следовательно, им требуется дать подходящее (по затратам и возможности использования) инструментальное оснащение, придать ценностно-идеологический импульс. К тому же руководителям кружков и инструкторам недостает еще и полемической квалификации - умения противопоставить профессионально выстроенной пропаганде социальной нетерпимости ценности гуманизма, справедливости, равенства и гражданской солидарности. Людям, которым государство доверило воспитание молодежи, все еще приходится полагаться в основном на свой жизненный опыт, а не на квалификацию профессионалов. Следует, не дожидаясь социальных потрясений, повысить компетентность руководителей и инструкторов в следующих аспектах: 1) содержательно - дать сведения о том, что можно противопоставить настойчивым попыткам раздуть социальное напряжение на основе национальных и религиозных противопоставлений; 2) процедурно - обучить вести полемику в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Решение содержательной задачи требует найти методический прием, позволяющий решать задачу минимально допустимыми затратами с приемлемыми результатами. Такой инструмент получил условное название «Матрица контраргументов». Суть его в том, чтобы дать материал, позволяющий даже слабо подготовленному сотруднику учреждения вести полемику с чуждыми государству идеями с их наивными носителям. Подчеркнем, вести полемику не с «ястребами» (убежденными сторонниками экстремистских иделогий), а с «неофитами» - теми, кто сравнительно недавно приобщился к радикальным или экстремистским воззрениям, и еще может быть переубежден. Цель данной работы - описать опыт разработки инструмента, позволяющего формулировать ответы на высказывания экстремистской направленности, дающего возможность специалистам общественных, муниципальных и государственных учреждений эффективно противостоять вовлечению молодежи в экстремистски окрашенную активность. Обоснование процедуры семантического анализа. Идея методики опирается на следующие положения. 1. В подавляющем большинстве идеологическое противоборство представляет собой дискурс, т.е. вербальную практику, слабо опирающуюся на реальный опыт вовлеченных в нее людей. Место опыта в ней занимают социальные и социально-психологические стереотипы. Попытки вскрыть за «позицией», добраться до жизненных основ «убеждений» гораздо чаще наталкиваются на новые суждения же, а не на собственный опыт социального взаимодействия с теми, кого принимают за врага. А там, где опыт все же имеется, он лишь кристаллизует на себе стереотипы, представляет из себя избыточную генерализацию. Проще говоря, за лозунгами стоят стереотипы, за стереотипами - некритически усвоенные чьи-то утверждения. 2. Идеологическая работа - это изменение представлений людей посредством дискурса же. Метафорически говоря, идеологические суждения (и даже убеждения) молодежи есть продукт, изготовленный из «того, что было». Поскольку чаще всего мы имеем дело не с настоящей позицией, не с выстраданными убеждениями, то их изменение - это дело «пищи» (разговоров, которые ведутся вокруг) и времени, в течение которого ею «кормят». Следовательно, быстрее и надежнее будут усваиваться те идеи, которые звучат из уст авторитетного руководителя кружка или секции. Методика: процедура разработки «Матрицы контраргументов». Основу технологии составили методы дискурс-анализа материалов фокус-групп и семантическое сжатие (семантическое сгущение) содержательных материалов. Порядок работы: 1. Проведены фокус-группы [7] (всего 30 в течение 3-х лет) с воспитанниками учреждений дополнительного образования, учащимися средних специальных и высших учебных заведений, представителями этнополитических и этнокультурных объединений, представителями мусульманских сообществ. А также обучающие семинары для специалистов учреждений спорта и молодежной политики, в том числе руководителей классов допризывной военной подготовки, кружков и секций военно-патриотической и спортивной направленности. Цели указанных мероприятий: 1) выявить представления, лежащие в основе экстремистских и/или ксенофобских высказываний; 2) в ходе направленно организованной дискуссии опробовать пути и средства профилактики этих представлений. Время проведения одного мероприятия составляло полтора - два часа. 2. Был проведен дискурс-анализ полученных материалов [3]. Цель - выявление и систематизации высказываний экстремистской направленности и представлений, лежащих в их основе. В аналитическом фокусе дискурс-анализа лежали высказывания относительно: устройства современного общества (принципы выделения общественных групп), характеристик своей группы и внешних групп, социальных интересов и проблем своей группы, средств достижения групповых интересов и преодоления групповых проблем. Результатом исследования явился список высказываний (идеологем), извлеченных из стенограмм, полученных в фокус-группах, семинарах и в дополнительно проведенном контент-анализе интернет-дискурса по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. Всего сформулировано 64 утверждения, из них 37 - по теме славянского национализма, и 27 - по теме исламского фундаментализма. Примеры формулировок приведены в первых колонках матриц, представленных в таблицах 1 и 2. 3. Было выполнено семантическое сжатие (семантическое сгущение) [2] выявленного списка идеологем до сравнительно небольшого перечня, разделение его на сферы (темы) и т.п. Алгоритм работы группы экспертов в количестве 5 человек был следующим: а) эмпирически выявлялись категории, объединяющие высказывания по признаку их содержательного родства; б) каждой категории присваивалось рабочее название; в) все высказывания относились к одной из выделенных категорий (каждое высказывание могло попасть лишь в одну категорию); г) исходные высказывания редактировались, по возможности объединялись (для удобства последующего их использования). Результатом работы явился перечень категорий (тем), представляющих собой обобщенные положения, лежащие в основе разнообразных по внешней формулировке высказываний, положений или утверждений. Националистические высказывания молодежи могут принадлежать к трем основным идеологемам, которые могут содержать в себе одну или несколько тем: · Взгляд на устройство общества через призму этноцентризма, через конструирование и отстаивание характеристик своей группы. Этноцентричная иерархизация социальных интересов. Эта идеологема проявляется в следующих темах и типах высказываний: - лозунги - неравноправность статусов - нормативные предписания, которые могут быть реализованы - декларацию целей - принципы формирования наций · Этнизация социальных проблем («перекрашивание», рассмотрение социальных проблем через культурные характеристики лиц, участвующих в них). Эта идеологема проявляется в следующих темах и типах высказываний: - страхи в отношении кавказцев - «предательство» госструктур - декларация целей - нормативные предписания, которые могут быть реализованы - лозунги · Этномотивированное насилие и дискриминация как средство преодоления социальных проблем и обеспечение этноцентричного социального порядка. Там, где можно было бы применить человечески приемлемые средства, направленные на решение социальных проблем (что требует терпения и систематичности), используются агрессивные средства достижения целей, которые ведут к разрушению существующих отношений Исламские радикально-политические высказывания молодежи могут быть сгруппированы в три основные идеологемы, каждая из которых содержит в себе одну или несколько тем: · Взгляд на устройство общества через призму религиозности, конструирование на этом основании характеристик своей группы. Религиозноцентричная иерархизация социальных интересов выражается в следующих темах: - Религия есть основа отношения к людям - Привязка морали к религиозности (только религия может быть моральной) - Истинность и универсальность ислама - Имидж ислама - беспокойство о нем - Антигосударственные настроения и высказывания · Конфессионализация социальных проблем. Тематика: - Привязка морали к религиозности - Теория заговора против мусульман - Религия как основа отношения к людям - Имидж ислама - беспокойство о нем · Религиозно мотивированное насилие и дискриминация как средство решения социальных проблем и обеспечение социального устройства в соответствии с нормами ислама. Тематика: - Религия как основа отношения к людям - Теория заговора против мусульман - Истинность и универсальность ислама 4. Сформулирован перечень контраргументов к высказываниям. Для этого определялась тематическая сущность высказывания, были разработаны следующие стратегии выстраивания контраргументов. Принципы формирования наций - укоренение в сознании граждан представления о нации как о гражданской солидарностии социокультурной идентичности. Страхи в отношении кавказцев3 - уход от обобщений, работа с фактами; необходимо показывать, что страхи вызваны неумением принимающей и прибывающей сторон взаимодействовать друг с другом; анализ природы страхов перед кавказцами; развенчивать служившийся обобщенный портрет «кавказцев». Неравноправность социальных статусов4, «предательство» госструктур5 - необходимо вскрывать и разоблачать этнизацию социальных и экономических проблем; проводить деэтнизацию; уходить от обобщений, переводя дискуссию в рамки обсуждения фактов, показывая при этом вненациональный аспект проблемы. Нормативные предписания, которые могут быть реализованы; декларация целей; агрессивные средства достижения целей6 - показать сомнительность целей; обсуждать практические аспекты воплощения идеи, границы допустимого; прогнозирование негативных последствий. Лозунги - главная тактика здесь - уточнение высказывания, необходимо задавать вопросы о целесообразности, о практике применения и возможных последствиях. Антигосударственные настроения и высказывания - переводить протестные настроения в конструктивное русло; знакомить со способами защиты своих прав; укоренять в сознании демократические процедуры; проведение анализа реальной обстановки, развенчание слухов, борьба с произвольными обобщениями. Имидж ислама - выводить на понимание того, что имидж базируется на реальных поступках членов сообщества; что можно сделать, чтобы этого не было, какие реальные поступки со стороны мусульманского и других сообществ нужны для изменения имиджа в лучшую сторону. Истинность и универсальность ислама - выводить на вопросы практического взаимодействия людей с разным мировоззрением; других людей изменить сложно, нужно искать то, что сближает; в основе многих религий и мировоззренческих систем лежат одинаковые идеи - добра, справедливости, взаимопомощи, это может быть основой сотрудничества. Привязка морали к религиозности - уводить от обобщений, от противопоставления религиозный/нерелигиозный; уточнять, откуда человеку известно о добре и зле; все ли неверующие аморальны; апеллировать к их личному опыту взаимодействие с людьми разных религий и неверующими. Религия как основа отношения к людям - уводить от произвольных обобщений, от противопоставления религиозный/нерелигиозный, мусульманин/неверный и др.; прогнозировать последствия религиозного мышления в общественной и политической жизни поликультурного государства; укоренять в сознании необходимость института свободы совести, знакомить с его основными положениями. Теория заговора против мусульман - уводить от произвольных обобщений, переводить дискуссии в область фактов; развенчивать страхи, связанные с ощущением дискриминации; ориентировать на выработку общегражданских способов решения проблем; прогнозировать последствия существования в стране подобных позиций представителей разных конфессий, показывать позитивные стороны в положении мусульман; учить вырабатывать пути восстановления гражданского и человеческого достоинства. Конечная формулировка контраргументов осуществлялась, исходя из следующих целей: а) смягчить противостояние, снизить напряжение в споре; б) обеспечить перспективу для поиска точек совпадения позиций; в) настроить своего оппонента на продолжение диалога; г) поставить под сомнение доводы оппонента; д) указать безопасные для общества пути по преодолению волнующих оппонента проблем. Основой для порождения контраргументов выступили: а) базовые знания в области истории, политологии, психологии, религиоведения, социологии, этнологии, юриспруденции; в) опыт дискуссий, полученный при проведении фокус-групп и обучающих семинаров; г) опыт работы с представителями религиозных, этнических, общественно-политических объединений. Список полученных контраргументов подлежит использованию в дискуссиях по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. Примеры формулировок приведены в последних колонках матриц, представленных в таблицах 1 и 2. 5. Результаты выполненной аналитической работы были оформлены в виде методических материалов. Их целевая аудитория (упорядочено по степени соответствия): - специалисты учреждений профессионального и дополнительного образования; - специалисты учреждений военно-патриотического воспитания; - молодёжные общественные объединения; - радикально настроенная молодёжь; - этнические сообщества; - мигранты. Таблица 1 Фрагмент матрицы контраргументов к вызовам, порождаемым исламским фундаментализмом Высказывание Тематика высказывания Контраргументы 1. Нерелигиозным людям нельзя доверять Религия как основа отношения к людям Да, некоторые люди могут обманывать, поэтому доверия не заслуживают именно те, кто обманывает. Можем ли мы утверждать, что обманывают только нерелигиозные люди? Как можно узнать, что человеку нельзя доверять? Можем ли мы определить, кому из неверующих можно доверять? 2. Без религии нравственность невозможно вложить в человека. Привязка морали к религиозности Да, некоторым людям в обретении нравственных ориентиров помогает религия. Другие получают моральный фундамент за счет обдумывания своего жизненного опыта, опыта других людей. Третьи просто берут пример с близких им или уважаемых людей. Случалось ли так, чтобы поддержка, которую вы получали в жизни, была связана с отношением именно к вам без религиозных мотивов? 3. В откровениях Аллаха информация ниспосылалась сразу правильно. Истинность и универсальность ислама Действительно одной из основ вер ислама является «вера в книги (Тора, Евангелие), лучшей из которых является Коран». Однако в нашей стране живут люди, имеющие разное мировоззрение. Благодаря общим делам и способности слышать друг друга они находили возможность и способы для улучшения условий нашей жизни. Какие примеры такого сотрудничества на территории нашего региона вы знаете? 4. СМИ выставляет ислам в плохом свете. Имидж ислама Теория заговора против мусульман Действительно, порой в СМИ об исламе говорят в контексте угроз общественной безопасности. Давайте разберемся, почему это происходит? Что нужно делать для того, чтобы ислам перестали ассоциировать с угрозой насилия? Может ли этому способствовать личный пример мусульман? Все ли СМИ замечены в этом? От чего (от кого) зависит позиция органа - от желания аудитории, от позиции редактора, от мнения журналиста?.. 5. СМИ выполняют заказ по оклеветанию ислама. Имидж ислама Теория заговора против мусульман Большая часть СМИ - это частные предприятия, выполняющие чьи-то заказы. Последствиями обстоятельства свободы слова и необходимости привлечения финансовых средств может быть то, что те или иные СМИ становятся инструментом оклеветания тех или иных мировоззрений, в том числе и ислама. Это означает, что те же обстоятельства открывают возможность для использования СМИ в качестве инструмента, транслирующего правду об исламе. Есть ли такие СМИ? Справляются ли они со своей задачей? Что нужно делать, чтобы они работали эффективнее? 6. Государству нужно население, которым легко управлять, поэтому ему выгодно ослаблять ислам. Антигосударственные настроения и высказывания Теория заговора против мусульман Действительно, в условиях проживания на одной территории людей, имеющих разные социальные интересы и культурные ориентиры государству порой приходится управлять отношениями между различными группами населения. Зачастую это связано с недопущением насилия и иных незаконных действий. Поэтому государству нужно население, состоящее из людей, способных добиваться собственного благополучия в рамках существующих законов. Действительно, для обеспечения безопасной жизни для всех групп населения, в том числе мусульман, государству нужно ослаблять тех, кто оправдывает насилие и иные незаконные действия, со ссылкой на ислам. Какие еще примеры отношений государства и мусульман вам известны? Можете ли вы назвать то, что обрели мусульмане нашей страны/области, благодаря государству, в котором они живут? Как вам видятся условия жизни мусульман России/Тюменской области в сравнении с другими областями/странами? В чем причина разницы этих условий, если она есть? 7. Мусульманин, живущий не по шариату, перестает быть мусульманином. Религия как основа отношения к людям Антигосударственные настроения и высказывания Действительно, существует мнение, в соответствии с которым люди, называющие себя мусульманами, и отрицающие при этом обязательность предписаний шариата, связанных с Кораном и сунной, мусульманами не являются. Тем не менее, согласно той же позиции, жизнь мусульманина в неисламском государстве может быть связана с рядом дозволенных религиозных самоограничений, не касающихся базовых обязанностей мусульманина: свидетельствовать о вере в Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда, совершать молитву, уплачивать закят (налог взимаемый один раз в год с определенного имущества), осуществлять пост в месяц Рамадан, совершать (при имеющейся возможности) паломничество в Мекку. Не является ли это основанием того, что мусульмане, живущие в светских государствах, могут считать себя мусульманами? Является ли моральной нормой с точки зрения ислама подвергать сомнению, критике вероубеждение и искренность религиозных чувств другого человека? Как жили до сих пор мусульмане в светских государствах? Можно ли на этом основании считать их не мусульманами? Согласятся ли эти люди с вашим утверждением? 8. Есть один только закон - закон Аллаха. Религия как основа отношения к людям Истинность и универсальность ислама Действительно, это утверждение справедливо в отношении государств, где в основе законодательства лежат нормы шариата. Однако применительно к жизни в условиях светского государства данный принцип может приводить к конфликту между вероубеждением и гражданской совестью. В каких случаях на ваш взгляд возникают противоречия между шариатом и светскими законами? Существуют ли возможности позитивного преодоления этих противоречий, в результате которых мусульманин может оставаться законопослушным гражданином? Какие примеры компромисса между шариатом и светским законодательством в нашей стране/регионе вы считаете наиболее значимыми? Такое же убеждение разделяют приверженцы и других религий - их законы самые верные. Как решить этот спор? 9. Ислам религия добрая, не беззубая, но исходит из добра. Истинность и универсальность ислама Действительно, в священных исламских текстах содержатся стихи, призывающие как к добру, так и указывающие на необходимость отвечать силой на силу. Однако другие мировоззренческие системы, на которые ориентируются граждане России, могут иначе трактовать условия и степень допустимости применения силы в отношении других людей. Как могут мирно сосуществовать друг с другом люди, имеющие отличающиеся представления об условиях и степени допустимости применения силы? Что может служить для них в качестве общего (общеизвестного и общепризнаваемого) ориентира в этом вопросе? 10. Пример ложного представления о мусульманстве: салафит = ваххабит= терроризм. У нас их увязали. Имидж ислама Теории заговора против мусульман Как так получилось? Откуда эта увязка произошла? К кому вы относите себя? Правильно ли вас воспринимают окружающие люди? Как нам добиться того, чтобы вам доверяли? Таблица 1 Фрагмент матрицы контраргументов к вызовам, порождаемым славянским национализмом Высказывание Тематика высказывания Контраргументы 1. Этнос - это кровь (общность антропологических признаков), а не культура. Принципы формирования наций Можно ли по анализу крови определить национальность? А если смешанные браки? Как тогда записывать национальность? 2. Страшно за будущее своих детей, которые будут расти среди кавказцев. Страхи в отношении кавказцев Население России традиционно многокультурно. Русские возникли на основе синтеза славян, финно-угров, балтов, тюрок, скандинавов. Кавказцы, проживающие среди нас фактически являются частью нашей культуры - они говорят по-русски, смотрят те е самые фильмы, изучают ту же историю. При взаимодействии с местными кавказцы также постепенно меняются. Многие из них не хотят возвращаться на Кавказ, готовы перенимать культуру. 3. Всем кавказцам присущи наглость и агрессивность в отношении местного населения. Страхи в отношении кавказцев Как проявляется? Были ли подобные случаи с другими этносами? Социальными группами? Переводить обсуждение вопроса в плоскость поиска инструментов преодоления проблемы: почему так происходить, что делать, чтобы этого не было. 4. Русских притесняют нерусские, потому что русские не заступаются друг за друга. Неравноправность статусов Какая разница, какой национальности хулиганы? Необходимо научиться использовать органы власти и администрацию учреждений для обеспечения безопасности людей и наказания преступников вне зависимости от национальности. 5. Нерусским создаются более благоприятные условия жизни, чем русским. Неравноправность статусов Это - в нарушение законов. Необходимо научиться использовать органы власти и администрацию учреждений для восстановления законных прав граждан вне зависимости от национальности. 6. Русским необходимо вести физическую и военную подготовку для своей защиты от нерусских и от государства. Агрессивные средства достижения целей Физическую и военную подготовку необходимо получать для отражения реальных угроз жизни и здоровью. Существуют ли в настоящее время такие угрозы, которым надо противостоять силой? Что будет, если дело дойдет до вооруженных столкновений между населением, проживающим на одной территории? Нужны ли населению такие столкновения? Что станет с вашей жизнью и жизнью ваших близких в условиях отсутствия системы охраны правопорядка, медицины, предприятий, обеспечивающих экономическое существование населения? 7. Отсутствие физической и военной подготовки может стать причиной унижений, насилия, смерти. Агрессивные средства достижения целей 8. У нас есть флаг, есть цель, есть вера. Тренируйтесь и готовьтесь к войне. Агрессивные средства достижения целей 9. Человек, приезжающий в другую страну, не должен выделяться, должен чувствовать себя как гость. Нормативные предписания, которые могут быть реализованы Возможно ли не выделяться, если ты имеешь другую внешность, говоришь на другом языке, тебе привиты другие привычки? Можете ли вы сами изменить свои культурные характеристики, чтобы не выделяться среди местных? Что значит чувствовать себя как гость? Допустимо ли местным больше, чем приезжим? Границы допустимого? (вывести на равные ожидания и требования ко всем) 10. Миролюбием и гостеприимством русских/славян могут пользоваться враги. Нормативные предписания, которые могут быть реализованы Действительно ли мы миролюбивые и гостеприимные? Все? Или есть разные люди? Пользуются ли нашими добротой и гостеприимством плохие люди нашей национальности? Ко всем ли мы относимся дружелюбно и гостеприимно? От чего зависит наше отношение? Происходит ли также у других народов? Почему нет? 11. Органы власти помогают нерусским в ущерб интересов русских. «Предательство» госструктур Необходимо научиться использовать органы власти и администрацию учреждений для наказания правонарушителей вне зависимости от национальности. 12. Основные источники угрозы разрушения этноса - правоохранительные органы, коррумпированные чиновники, кавказцы, представители среднеазиатских этносов, глобализационные (внешние по отношению к России) силы, исполнители стратегий глобализационных сил на территории России (либералы, отдельные представители органов власти, бизнеса) «Предательство» госструктур Принципы формирования наций Действительно, коррумпированные чиновники и отдельные враги за пределами нашей страны угрожают народам России (включая русских) эксплуатируя его в своих интересах. В этих случаях необходимо научиться использовать органы власти для наказания правонарушителей вне зависимости от национальности. В преступных деяниях всегда виноваты конкретные люди, а не группы, культурно соотносимые с ними. 13. Мы выступаем против массовой иммиграции, грозящей уничтожить русских как самостоятельную и независимую нацию - лишить нас нашей истории, культуры и права быть хозяевами на своей родной земле. Декларация целей Какие мигранты приезжают (в социальном плане)? Какие из них могут повлиять на независимость русских? Как? Как они лишают нас истории и культуры? 14. «Россия для русских» «Славянин - только ты хозяин на своей земле. Владеть своей землей - твое истинное право». Лозунги Сибирь для татар или хантов, манси и ненцев? Крым для татар или греков? Поволжье для татар или башкир? Куда девать русских с этих территорий? Согласятся ли они с вашим лозунгом? Куда придем? Не ведет ли ваше предложение к разрушению России, достижения которой связаны с усилиями всех народов, ее населяющих? 15. Хочу видеть будущее поколение России рослым и светловолосым, а не маленьким и темным. Лозунги Зачем вам это? Как вы узнаёте, какими должны быть россияне? Как добиться однообразия фенотипа? Что делать с любовью и желанием жить вместе и рожать детей? Что делать с детьми от смешанных браков? Куда их девать? _ 1Процесс многовекторных общественных перемен определен в трудах социологов как социетальная трансформация. Подробнее применительно к российскому обществу см. [3]. 2О причинах и сущности культурных изменений в современных обществах см. [4]. 3Эти страхи вызваны потерей чувства безопасности и ксенофобией (= результат отсутствия опыта нахождения в мультикультурной среде). Универсальным противодействием могут быть факты и статистические данные. 4Проблема неравноправности статусов, состоит из двух частей. Первая - это социальные проблемы, принимающие этнический аспект. Вторая - лежащие в основе высказываний стереотипы и предрассудки. Выход - разрушение уверенности в стопроцентной правдивости этих утверждений. Во-первых, необходимо приводить обобщенное высказывание к конкретным фактам проявления. Во-вторых, необходимо «переворачивать» каждое высказывание и пример, «разрывая» связь явления с этническими объяснениями, показывая более широкие границы проблемы. Возможно, стоит переводить разговор на причины проблемы (напр.: взятки дают нерусские, но берут взятки русские, причина - коррупция). 5Проблемы госуправления и общества, принимающие этническую окраску. Выход - показывать настоящий характер проблемы, переводить проблемы в социальные. В идеале - приводить к позитивным проектам переустройства общества. 6Шкалирование опасности, личный опыт общения, при каких условиях применение жесткой силы станет неизбежным? Загнанный зверь, безвыходное положение, другие средства уже не дали результатов…

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.