МЕСТО КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО БАНКА В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Скузоватова О.Г.


Номер: 10-4
Год: 2015
Страницы: 51-54
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Финансы, банки, "либеральная экономика", православные банки, исламский банкинг, экономический кризис, "этическая экономия", религиозная этика и мораль, бизнес-этика, Finance, banks, "liberal economy", Orthodox banks, Islamic banking, the economic crisis, "ethical economy", religious ethics and morality, business ethics

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются теоретические проблемы, возможности и перспективы появления в России православного банкинга, базирующегося на этических и моральных канонах, основанных на религиозных традициях православия. Обобщены исследования, проведенные в последние годы и проанализированы финансовые инструменты, предлагаемые для использования в рамках исследуемой концепции. Сформулированы выводы, отражающие влияние этих разработок на преодоление кризисных явлений в мировом хозяйстве.

Текст научной статьи

В настоящее время научное сообщество склоняется к мнению, что финансово-экономический кризис, охвативший в последние годы большинство развитых стран мира, сопровождается и кризисом экономической теории. Современная западная экономическая теория, базирующаяся на концепции так называемой "либеральной экономики", появившейся менее двухсот лет назад, исчерпала свои возможности по осознанию и регулированию кризисных экономических явлений, возникающих во все больших масштабах во все большем числе стран мира. Поэтому все более остро встает проблема разработки новых концепций, способных создать адекватные механизмы регулирования экономики, предотвращения участившихся глубоких экономических кризисов. Большинство кризисов возникало на базе широкого развития спекулятивных операций в финансовых системах различных стран, возможность которых возникает из-за превалирования в "либеральной экономике" единственного принципа: максимизации прибыли при отсутствии этических ограничений и норм в области общественного производства, распределения и перераспределения произведенного продукта. Многие представители научного сообщества в настоящее время особенно большие ожидания связывают с «экономической этикой», направлением экономической теории, зародившимся уже давно. Карл Хоманн и Франц Бломе-Дрез полагают, что "экономическая этика (или предпринимательская этика) занимается вопросом, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение (для предприятий) в условиях современной экономики и общества. [1] Петер Козловски в своей книге "Принципы этической экономии" писал, что методы получения прибыли не всегда соответствуют морали. [2] Стабильность и жизнеспособность государства определяются прежде всего уровнем нравственного и духовного развития граждан, а не только состоянием экономики. Т. Коваль подчеркивает, что исторически российская духовно-нравственная традиция преимущественно поддерживала приоритет духовного над материальным,… ориентацию на коллективизм, благотворительность и помощь неимущим [5]. Д. Петросян и Н. Фаткина полагают, что при советской власти этические принципы хозяйствования дореволюционной России были вытеснены принципами уравнительного распределения, социального иждивенчества, подавления предпринимательской инициативы. [4] Грубейшие нарушения этических принципов в отношениях между государством и всеми хозяйствующими субъектами наблюдались также в период перехода российской экономики к рынку. Академик Д. С. Львов указывал, что в результате рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика: "Эти две экономики удивительным образом не похожи друг на друга. Они представляют не одну, а как бы две России. Первая - это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия. Вторая - бедная Россия, с множеством своих жгучих социальных и экономических проблем. "[6]. К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что источники морали следует искать в общественном бытии, в реальном мире, в материальных условиях жизни людей, то есть в экономике. Но «систему вечных и неизменных норм» многие ученые пытаются найти в религии. Религиозный подход к обоснованию нравственности обычно представляется как в христианской, так и мусульманской богословской литературе как очевидный и единственно возможный. Традиционные религии: христианство, иудаизм и ислам, издревле осуждают ростовщичество. Однако, банки являются неотъемлемой частью современной экономики, в которой основой ее финансовой системы как раз и является запрещенный в ростовщичестве ссудный процент. Ростовщичество - это предоставление ростовщиком собственного капитала под проценты заемщику: Левит 25.37: "37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли". [7] Современные банки выдают кредиты не из «своих» денег («серебра твоего»), а из денег своих клиентов - вкладчиков, которыми временно распоряжается. То есть, выдавая кредиты, банки номинально не нарушают библейских запретов, а фактически совершают еще больший грех, наживаясь не на своем, а на чужом капитале, за счет своих вкладчиков. Рентабельность банковской системы некоторых стран достигает десятков процентов, тогда как рентабельность предприятий реальной экономики, производящих необходимые потребительские товары в последние годы резко падает, что ведет к их разорению. Таким образом, банковская система, являющаяся инфраструктурным элементом, обслуживающим реальную экономику, "подрубает сук, на котором сидит", создавая тем самым почву для глубоких экономических кризисов на базе дисбаланса в распределении общественного продукта. Сейчас большая часть экономической деятельности основана на заёмных средствах. Однако, противоречие состоит в том, что банки, являющиеся "аккумуляторами свободных средств экономики", выдают кредитов в разы больше, чем имеется в экономике свободных средств, руководствуясь единственной целью - увеличением своей прибыли. Таким образом разогревается инфляция и дебалансируется хозяйство. Здесь заложен основной парадокс современной финансовой системы, ведущий к ее дестабилизации и усилению всемирного экономического и финансового кризисов. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в Москве на встрече с членами клуба "Русский предприниматель", призвал к дискуссии по поводу того, как сделать российскую экономику более независимой, и предложил подумать над созданием системы православного банкинга. Он сказал, что "необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Иначе неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу «деньги делают деньги», может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать все. Православный проект, в частности, предполагает выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия, и отказ от участия в денежных потоках от производства табачной и алкогольной продукции, … и всех других вещей, которые не одобряются христианской религией". [8] Библия ясно отличает честное предпринимательство, связанное с трудом и риском и приносящее пользу другим, от паразитического ростовщичества, когда один человек наживается на временных трудностях другого. Андрей Десницкий на сайте "Православный мир" пишет, что "одним из вариантов ответа... могла бы стать банковская система, основанная на библейских принципах. ... Давно и в целом успешно существуют исламские банки, основанные на строгом соблюдений требований Корана. Коран, как и Библия, запрещает ростовщичество, но разрешает торговую прибыль. Исламский банк входит с предпринимателем в долю: вкладывает свои деньги, а потом делит с предпринимателем прибыль или, соответственно, убытки на заранее оговоренных условиях... Шариат запрещает азартные игры, то есть исламский банк может лишь инвестировать в долгосрочные проекты, но не может играть на бирже… В их принципах очень мало специфически исламского (ну разве что запрет на свинину и алкоголь), на самом деле они идут еще от Библии: поощряется предпринимательство, а не ростовщичество; требуется соучастие, а не проценты; ожидается ответственность, а не жадность". [9] В рамках концепции создания православного банка начинают разрабатываться и соответствующие финансовые инструменты. Д. Любомудров предлагает опираться на так называемые базовые низкорисковые банковские технологии, сотни лет обеспечивавшие стабильную работу, например, швейцарских банков - "фидуциарные" технологии, то есть доверительные, когда бизнес размещает в низкорисковом банке деньги (например - депозит или иные активы) и дает ему поручение финансировать указанный объект и осуществлять контроль. По схожей схеме работали подразделения советского государственного банка, которые практически не брали проценты за свои операции, но осуществляли жесткий контроль за целевым расходованием проходящих через банк средств. Банк при этом выступает в роли агента и получает либо комиссию, либо минимальную кредитную маржу. Банк такого типа практически неуязвим. Неверные инвестиционные решения его клиентов грозят ему только недополучением части комиссии. Таким образом, реализация развивающихся в последнее время идей создания православного банкинга, как на теоретическому ровне, так и на уровне разработки адекватных финансовых инструментов, может способствовать снижению удельного веса ростовщической (спекулятивной) составляющей в деятельности современной экономической и финансовой системы, усиливая за счет наличия элементов контроля и обратной связи инвестиционную составляющую и, тем самым, существенно снижая риски разнообразных кризисных явлений в экономике.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.