ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКЕ Мягкова С.И.

Красноярская государственная академия музыки и театра


Номер: 10-5
Год: 2015
Страницы: 43-46
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

донотный период, ритм, доля, пауза, till note stretch, beat, proportion, pause

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Рассматривается донотный период обучения игре на фортепиано. Предлагается модель проведения самых первых уроков, призванных заинтересовать ребёнка и привить любовь к музыке.

Текст научной статьи

Первые шаги обучения музыке всегда сопряжены с определёнными трудностями. Именно от их преодоления зависит дальнейшее музыкальное развитие малыша, его успехи. Но какая бы методика не была избрана педагогом, главное, о чём надо помнить, процесс обучения должен быть радостным, творческим, посильным. Ведь если постижение азов музыкального искусства будет связано с непомерной затратой усилий со стороны ребёнка, то его интерес к занятиям пропадёт и он может даже возненавидеть музыку. Приобщая ребёнка к искусству, к «прекрасному», педагог должен тонко чувствовать эту грань и всегда быть готовым скорректировать свои принципы с учётом индивидуальности ученика. Задача педагога - воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность, привить любовь к музыке. Развитие гармоничной личности стимулирует важные психофизиологические процессы в организме: улучшает память и способность усваивать знания, вносит уверенность и спокойствие в наше существование. Первоначальную стадию обучения можно условно разделить на две части: донотный период и игра по нотам. В данной работе представлен только схематический «срез» проведения первых уроков и показан тот примерный музыкальный материал, который может помочь решению главной задачи - обучить маленьких детей «азам» нотной грамоты. Сознательно ничего не говорится о работе над постановкой руки, о развитии мелкой моторики в пределах пятипальцевой позиции, о посадке за инструментом, об обучении фортепианным приёмам с использованием широкого, свободного движения всей руки, о развитии образности в исполняемых произведениях и так далее. Хотя, безусловно, это очень важные проблемы и решаться они должны уже с первых уроков, но ответы на них можно найти во многих методических сборниках и ознакомиться с ними. Делать, конечно, это будут все по-разному, отталкиваясь от собственной практики и наблюдений. Но со временем, в зависимости от приобретаемого опыта, педагог скорректирует свои методические принципы и найдёт свой «ключ» к решению задачи обучения детей игре на фортепиано. Итак, первый урок. Перед педагогом стоит очаровательный малыш, который доверчиво смотрит на него и ждёт чего-то необыкновенного. Ребёнку надо дать много информации, но небольшими порциями и в игровой манере. Для начала можно познакомить ребёнка с устройством инструмента, показать ему, как работают молоточки, педали. Малыши всегда проявляют интерес к этому. Очень интересное объяснение фортепиано даёт Л. Хереско. Нужно объяснить ребёнку, почему мы играем на «громкотихе» [2, 120]. Затем можно познакомить ученика с низкими и высокими звуками. Это «Кашалот…» из Л. Хереско. Можно переработать этот материал и расширить его, вводя термин «средние звуки» и другие ассоциативные образы. Например, «медведь» - низкие звуки, «ребёнок поёт» - средние звуки, «птички» - высокие звуки. И каждую новую информацию непременно нужно проверять на усвоение. В данном случае уместно провести небольшую музыкальную викторину на регистры. Далее происходит знакомство с топографией клавиш: белых и чёрных. Можно обратить внимание на периодичность повторения двух и трёх чёрных клавиш. Пусть попробуют погладить пальцами сначала две клавиши, затем три. Путём осязания, а не только визуально, они ощущают разницу. Проверить можно следующим образом: прикрыть чем-нибудь клавиатуру и предложить найти ту или иную группу чёрных клавиш на ощупь. Теперь можно обратиться к фортепианному ансамблю «Воробушек» Л. Хереско. Это первый фортепианный ансамбль, в котором малышу предлагается изобразить птичку, которая садится на чёрную клавишу и подпрыгивает на ней. Педагог в это время играет и поёт со словами песенку. Внимание ребёнка следует направить на то, что играть надо ровно, пальцы держать «кругло». Задание можно дополнить и предложить попрыгать теперь медвежонку, и снова повторить этот ансамбль. Подобные поиски различий учат передавать характер интерпретируемой музыки и подталкивают маленького человечка к размышлениям. Ребёнку можно предложить отыскивать нужную клавишу в различных регистрах. Потом можно рассказать сказку о белой мышке, которую однажды поймала двумя чёрными лапками кошка. И эту мышку зовут нота «ре». Ребёнок знакомится с нотой и ищет её на клавиатуре. Можно предложить сосчитать, сколько вообще мышек «ре» на фортепиано. Затем играется ансамбль «Колыбельная мышонка». Именно здесь педагогу следует проявить всю свою творческую изобретательность. Так как такого произведения, скорее всего, нет, необходимо сымпровизировать что-нибудь печальное в соль миноре, в тонико-доминантном соотношении. Педагогу этот навык необходим на первой стадии обучения, потому что невозможно запастись всеми нотными примерами на все случаи жизни. Главное, чтобы был подходящий характер, ритм и благозвучная мелодия. Ребёнок должен попытаться передать характер пьесы в ноте «ре». Здесь уже надо начинать постепенное формирование свода руки и пальчиков. Не всё будет получаться, но следить за этим нужно уже с первого урока. На первом уроке также можно рассказать и о пяти братьях-пальцах. Примерный вариант есть у Л. Хереско [2, 9]. После всей этой вступительной части можно переходить к объяснению, что такое ритм в музыке. Работа с ритмическими фигурами и ритмослогами в донотном периоде обучения будет являться одной из важных. Подобный методический принцип обусловлен физиологией человека. С первых дней жизни в нашем организме существуют различные ритмы вибрации. В наших действиях, чувствах и мыслях присутствует внутренний ритм. Подобная интеграция ритмов естественным образом отражается в синхронности нашего тела и духа. Этот принцип вносит уверенность и способность к умственному контролю в сознание малыша. Ребёнку надо дать понять, что ритм - это чередование коротких и длинных нот. Для начала его можно попросить промаршировать, допустим, под «Марш» С. Прокофьева или аналогичную сымпровизированную музыку. Затем объяснить, что каждым ровным шагом он отбивал долю в музыке. Что такое доля, малышу пока не надо объяснять, но термин ввести уже можно. Можно показать наглядный рисунок того, что он делал. Рисуются продольные палочки. Так вводится новое обозначение шага, которое будет называться слогом «дон». Теперь можно попросить его прохлопать этот марш, проговаривая слог в метроритмической упорядоченности. Затем педагог поёт и играет песенный фрагмент: «Дили-дон, дили-дон, загорелся кошкин дом». Ребёнок, отстукивая ритм, должен заметить, что не все звуки тянутся одинаково. И короткие звуки можно предложить называть «ди-ли» и обозначать их следующим образом: ♫♫. У педагога должна быть карточка с подобными знаками. Идентичность длительностей можно объяснить, примерно, так: одна восьмая ♪ - маленькая нотка с ручкой, а две восьмых ♫ - нотки взялись за ручки, как в садике, и вместе идут. Затем перед учеником ставится карточка с песенным фрагментом «Дили-дон…», и малышу предлагается проговорить слоги в метроритмической организации. Хотя на уроках сольфеджио обычно используются слоги «ти-ти», «та», ритмические слоги «ди-ли», «дон» кажутся более благозвучными, образными и даже более музыкальными. На этом первый урок можно закончить. Ребёнок чувствует, что выходит из класса «очень умным», он получил много информации, он много работал. Можно предложить в конце урока спеть какую-нибудь популярную песенку из детского репертуара - и малыш в Вас уже «просто влюблён». Хотя петь песни является прерогативой хорового обучения, выделить на это несколько минут от урока весьма целесообразно. Этот метод помогает поднять тонус, жизненную энергию ребёнка, деятельность полушарий головного мозга уравновешивается. Когда вы вместе поёте, малыш проникается к педагогу доверием, быстрее раскрывается, становится более артистичным. Речь, конечно, идёт о первоначальном этапе обучения, когда он ещё совсем маленький. Подобные завершения урока являются для ученика десертом и вырабатывают положительный условный рефлекс. К следующему уроку нужно заготовить несколько карточек с различными ритмическими вариантами, следует учитывать, что дети больше любят работать с наглядным материалом. Это помогает ученику лучше усвоить новую тему. Всё это можно изготовить самостоятельно, лучше всего на плотном картоне, тогда он прослужит не один год. Прохлопав в ладоши все ритмы, можно усложнить задачу, предложив проговорить вариант ритмослогами, но отстукивая доли - четверти. Не сразу, но ребёнок понимает, что в одной доле (в одном ударе) могут находиться две короткие ноты (ди-ли). Совершенствуя подобные упражнения от урока к уроку, ребёнок научится осваивать временные протяжённости, как формулы-стереотипы, которые легко прочесть. Только овладев простейшими метроритмическими формулами, малыш может научиться читать нотный текст, а не отдельные звуковысотные обозначения. На уроке нужно предлагать решать и ритмические загадки. Этот принцип предлагается Л. Баренбоймом в сборнике «Путь к музыке» [1, 10]. Ребёнок должен произнести ритмично текст, ровно хлопая в ладоши. Затем на листочке, где необходимо, из четвертных длительностей предлагается сделать восьмые. Более двух загадок на уроке решать не стоит, потому что внимание малыша притупляется. Малышу можно предложить «отгаданный» ритмический рисунок сыграть на клавише «ре». Педагогу необходимо иметь нарисованную клавиатуру, предложенную Л. Хереско в её сборнике, чтобы любую заданную клавишу ученик сам мог легко отыскивать на фортепиано. Параллельно с изучением ритмических слогов целесообразно ввести понятие «пауза». Ребёнку можно объяснить это следующим образом: пауза не даёт работать нотам. Если нота вдруг молчит, значит, пауза «звучит». Каждой длительности нот соответствует своя пауза. Перед малышом ставится новая карточка, где ритмослоги перемежаются с паузами. Можно обратить его внимание на то, что четвертная пауза похожа на перевёрнутую летучую мышь, а восьмая пауза - на единичку с носиком. Работать лучше начинать с четвертной паузы. Паузы показываются разведением ладошек в стороны (т. е. нотки нет, звучит тишина). Затем можно предложить сыграть новую ритмическую формулу на ноте «соль» и исполнить вместе ансамбль «Марш» С. Прокофьева или любую другую маршеобразную пьесу в До-мажоре. Ребёнка можно посадить за второй инструмент, это поможет ему лучше сосредоточиться на своих задачах, и его внимание не будет отвлекать игра педагога. Затем этот же вариант модифицируется. Ставится новая карточка, где маленькому музыканту предлагается просчитать доли до четырёх. Для удобства перед первой долей ставим чёрточку, чтобы не сбиться. И снова следует проиграть ансамблем, допустим, первый период из «Марша» С. Прокофьева. Если ребёнок это осваивает, можно предложить ему новую игру, усложнив при этом задачу. Мы просим его сыграть свою партию поочерёдно на двух клавишах: «до» и «соль». При этом ноты ему не называем, а показываем на нарисованной клавиатуре. Ребёнок должен их отыскать на инструменте и попробовать сыграть этот ансамбль уже поочерёдно двумя руками. Подобное совместное музицирование в периоде донотного обучения становится основным учебным материалом. Должна звучать живая интересная музыка, так как ребёнку одному будет скучно играть остинатные ритмические фигуры на одной-двух клавишах. Обучая простейшим аккомпанементам, педагог занимается не только воспитанием звуковысотного слуха, но и формирует детское музыкальное творчество. На этом задании донотный период обучения, который длится приблизительно один месяц, можно завершить. К концу первого месяца обучения ребёнок обычно хорошо разбирается в ритме, хорошо ориентируется на клавиатуре, понимает простейший мелодический рисунок на карточках и на нотном стане из двух линеек. Одновременно маленький пианист приобретает первоначальные навыки фортепианной игры, так как постоянно акцентируется внимание на прикосновение к клавише округлым пальчиком.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.