ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ШТАМПОВ Пекина О.И.,Гаврилюк Е.В.

Тольяттинский государственный университет


Номер: 10-5
Год: 2015
Страницы: 55-59
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

изобразительная деятельность, оценка обучения, детский рисунок, творчество, методика обучения рисованию, техники рисования, visual action, educational evaluation, children’s drawing, creativity, methods of teaching drawing, drawing technigues

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Базовым конструктом детского изобразительного творчества являются графические и цветовые шаблоны. Умение их интерпретировать делает детский рисунок оригинальным, развивает креативность мышления ребенка, учит его вести поисково-экспериментальную деятельность. В статье предлагаются методические приемы преодоления пассивной автоматизации и предупреждения появления стереотипных, штамповых решений в изобразительной деятельности.

Текст научной статьи

На стадии формирования опыта изобразительной деятельности процессуально каждый ребенок дошкольного возраста осваивает её через приобретение шаблонных действий, приемов и базовых схем в установленной закономерности (Г. Кершенштейнер, В.С. Выготский). Этот процесс идет в логике формирования словарного запаса, широта которого позволяет ребенку вступать в социальное взаимодействие. Рисунок как графическая (знаково-символическая) речь фиксирует в своем содержании наблюдения, впечатления, чувства, эмоции, отношение ребенка. Исследователи детского изобразительного творчества Н. А. Ветлугина, А. А. Волкова, Б. Джефферсон, Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Д. С. Левин, Р. Майне, М. Монтессори, В. С. Мухина, Р. Мюллер, Ю. А. Полуянов, К. Риччи, Н. П. Сакулина, Л. Тедд, Е. А. Флерина, Б. П. Юсов и д.р. отмечали, что для реализации замысла ребенку нужен элементарный опыт отражения, который не может формироваться абсолютно спонтанно. Качество рисунка зависит от ряда факторов: развития двигательно-моторной координации, навыков выполнения разнообразных формообразующих движений, умения применять выразительные средства изобразительного искусства, пользоваться инструментарием и материалами. Ориентировочные установки в грамматике изобразительного языка ребенок приобретает во взаимодействии со взрослыми. Характер и содержание этого процесса формируют основы стереотипности или креативности мышления ребенка, ограничивают или закладывают потенциал для его самореализации в изобразительном творчестве. В ведущих исследованиях педагогических условий развития детского изобразительного творчества доказана негативность как репродуктивного, так и свободного метода обучения при их односторонней абсолютизации. В обоих случаях формируются устойчивые изобразительные штампы: традиционные (фиксируют «родовой опыт»); контактные (приобретаются в социальном взаимодействии, напр., подражательно другу); идеологические (заимствуются из иллюстраций книг и графики медиапространства); индивидуальные (образуются как естественная форма отбора информационно важного - гештальт). При этом отметим, что изобразительный штамп - явление характерное для каждого ребенка, как пассивно воспроизводящийся элемент, повторяющийся в ряде его рисунков. Будучи стереотипным решением в общем ключе детских рисунков, он имеет неповторимые индивидуальные черты характерные только тому или иному ребенку. Ориентируясь на структурно-классификационную модель изобразительных штампов [1], педагог сможет своевременно выявить негативные тенденции развития изобразительной деятельности ребенка и провести коррекционные мероприятия. В педагогическом руководстве детским изобразительным творчеством решение задач на преодоление стереотипности образов в рисунках детей, может начинаться с первых занятий обучающих шаблонным приемам рисования тех или иных схем. Запас образов-шаблонов необходим ребенку для создания изображения. Но необходимо предупреждать пассивный перенос ребенком из рисунка в рисунок излюбленных приемов и схем, образов. Важно учить изменять их через дорисовку отдельных деталей, комбинацию или варьирование, импровизационно открывать новые способы. Закрепление новых графических либо цветовых конструкций и модификация возникших шаблонов - непрерывный процесс. Отрабатывая автоматизированность действий (изобразительных, технических, инструментальных), в любой учебной практике может быть заложен элемент поиска и случайно-эвристического решения задачи. Накопление находок приведет в дальнейшем к освоению механизмов творческой деятельности, позволит ребенку самостоятельно создавать разнообразные, неповторимые образы на основе имеющихся в его распоряжении изобразительных шаблонов. Напомним, что процесс овладения изобразительной деятельностью основан на зрительных впечатлениях, двигательно-осязательном опыте и инструментально-технологических знаниях. Результативность рисунка зависит от 1) образования представлений о предмете, 2) образования представлений об изображении, 3) материального выполнения изобразительной задачи [2]. Содержательная сторона рисунка тождественна уровню развития перцептивных, интеллектуальных и двигательных навыков. При этом процессы восприятия, представления и исполнения должны развиваться в единстве. Сознание ребенка формируется и развивается на материале исследования окружающей действительности. Чем разнообразнее информация от окружающего мира, чем вариативнее наблюдаемые сочетания различных параметров и явлений действительности, тем активнее задействуются психические познавательные процессы, а также исследовательские механизмы мышления ребенка, которые обеспечивают накопление банка типичных образов и сюжетов. При этом важно не пассивное складывание информации, а активная «инвестиция данных капиталов» в содержание детских рисунков. И в первом, и во втором случаях очень большую роль играют установки педагога, его «провокационные» вопросы, мотивирующие интерес ребенка к явлениям окружающего мира и своему потенциалу. Так или иначе, этот процесс основан на повторении. В современной педагогической практике, как и в период третьего десятилетия ХХ века, популярно мнение исключающее важность репродуцирования в развитии изобразительного творчества. Отметим, что изобразительная деятельность функционально направлена не только на арт-терапевтическое воздействие, она обладает колоссальными средствами общего развития ребенка. Имея плохую осведомленность в особенностях формирования детской графической речи [3], характере её элементов, многие педагоги принимают негативные отклонения (требующие зачастую медицинского вмешательства) за индивидуальные особенности и «высокий креатив» ребенка. При этом упускаются возможности своевременной психокоррекции, нанося ущерб общему развитию ребенка. В практике предпрофильной подготовки школьников очень часто выявляются дети, способные создать оригинальные скейчинговые рисунки. Но качества креативности, проверяемые по отечественным (В. Н. Дружинин, А. Ю. Козырева, А. И. Савенков, Л. Ю. Субботина, Е. Л. Яковлева и др.) и зарубежным (М. Воллах, Дж. Гилфорд, С.Медник, Э.П. Торренс и др.) методикам, не выявляются у этой группы детей в высоких показателях. Эти дети либо очень медлительны, либо импульсивны. Способны найти два, максимум три возможных решения задачи, при этом их исполнение технически однообразно, основано на заученных действиях. Диагностически часто у них определяется и низкий уровень развития интеллекта. Поэтому многие из них не способны к интенсивному освоению классических задач арт-дидактики, которые могут освоить учащиеся 10-11 классов, не посещавшие студии и школы изобразительного искусства раннее. С первых моментов обучения изобразительной деятельности, постепенно переводя её в разряд творчества, педагоги должны способствовать развитию интеллектуально-творческого потенциала личности не обособляя друг от друга её умственные и креативные качества. В любом учебном задании важно предусмотреть технологический алгоритм, в котором репродуктивная часть может выступить упражнением, а его результат - структурной основой изображения, индивидуальные черты которого приобретаются за счет свободной комбинаторики освоенного приема. Классическими понятиями комбинаторики являются перестановки, размещения и сочетания [4]. 1. Перестановкой называется какой-либо способ упорядочения данного множества. 2. Упорядоченная совокупность m предметов, выбираемых из исходных n предметов, называется размещением из n по m. 3. Неупорядоченная совокупность m предметов, выбираемых из исходных n предметов, называется сочетанием из n по m. Если рассмотреть это определение с позиции обучения ребенка изобразительному искусству, то оказывается возможным использовать этот прием для формирования навыков интерпретации изобразительных шаблонов. Например, достаточно интересными могут быть задания позволяющие ребенку комбинировать заданное количество определенных элементов и получать большое разнообразие итоговых вариантов. Тем самым этот тип задания способствует не только пониманию сути получения разнообразных изображений на основе базового шаблона, но и совершенствует работу моторики. Рисовальные движения становятся более свободными, уверенными. Формируется навык произвольной регуляции движений по направленности, амплитуде, интервалу, нажиму. Вместе с тем получает разнообразие и техника исполнения, повышается культура, совершенствуются навыки управления рисовальным инструментом. Опыт творческой деятельности подразумевает нахождение разных образных решений одного итого же объекта. Благодаря чему постепенно просто дерево превращается в его конкретный вид, узнается порода собак, возраст или профессия человека и пр.. Освоение приемов вариации позволяет ребенку делать выборку из знакомых элементов (изобразительных шаблонов) и полноценно реализовывать свой замысел, а не соглашаться с тем, что у него вышло как-то само собой. Термин «вариация» произошел от лат. variatio - «изменение, колеблемость, различие». Под вариацией понимают количественные изменения величины исследуемого признака в пределах однородной совокупности, которые обусловлены перекрещивающимся влиянием действия различных факторов. Различают вариацию признака: случайную и систематическую[5]. Применительно к детскому изобразительному творчеству важно использовать задания или упражнения, которые учат ребенка вариациям от репродуктивного освоения разных схем изображения одного итого же объекта, через случайные находки новых способов решения образа до ведения систематического, осознанного поиска различных вариантов его изображения. Достижение ребенком успеха на приемах комбинаторики и вариации могут быть закреплены в группе заданий на свободную импровизацию. Например, задания по типу «антиформа (диффузия) рождает форму», при котором элементы неопределенной формы ребенок учится «превращать» в понятный для него и окружающих объект. Сначала он решает задачу в соответствии с возникшем гештальт-образом, в последствии ищет признаки объекта в пластическом пятне по заданию учителя, в итоге собирает форму по собственному замыслу. Обучая ребенка изобразительной деятельности, необходимо подвести его к осознанию возможности изображения одних и тех же предметов в разных вариантах. Приемы повтора, комбинаторики, вариации и импровизации позволяют освоить механизмы творческой деятельности, свободно интерпретировать получаемые учебные навыки, предупреждая процесс формирования изобразительных штампов. Интерпретация - (лат. interpretatio) имеет широкий спектр дефиниций. В искусстве - значение этого слова рассматривается в двух основных контекстах: 1) толкование, разъяснение некоторого содержательного смысла в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа; 2) творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением, индивидуальной трактовкой исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора) и порой полемическим: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении приобретающие новый личностный смысл [6]. Фактически в дефинициях данного слова отсутствует третий контекст, характеризующий этап поисково-творческой деятельности художника, писателя, музыканта. Трактовка образа в эскизах, этюдах, зарисовках и пр. обеспечивает продвижение автора художественного произведения к цели и порой представляет не меньшую ценность для искусства. Наша точка зрения близка определению словаря Википедии. «Интерпретация (методология) - совокупность значений (смыслов), придаваемых так или иначе элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.)» [7]. В процессе экспериментально-творческой деятельности художник осуществляет поиск выразительных средств, линий, формы, цвета и пр., подбор атрибуции и символов в структуре композиционного решения темы. Он постоянно комбинирует, варьирует, импровизирует и тем самым находит индивидуальную трактовку образа. При этом не стремится копировать натуру до мелочей, а отбирая, подчеркивая, порой гиперболизируя, интерпретирует реальный объект в пространстве холста, раскрывая личностный смысл через технические и выразительные возможности применяемого изобразительного материала. Проведенная экспериментальная работа показала, что приемы интерпретации (повтор, комбинация, вариация, импровизации) изобразительных шаблонов оказывают положительное влияние на детский рисунок. В решении задач формирования навыков интерпретации штампов благоприятным является период от 4 до 10 лет.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.