3D-ДИЗАЙН ТУРИСТИЧЕСКИХ КАРТ Карпович Л.Л.,Ушакова Л.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Номер: 10-5
Год: 2015
Страницы: 147-152
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

карта дизайн, компьютерная графика, многомерные модели географические, туристические карты, 3D символов, map design, computer graphics, multi-dimensional geographic models, tourist maps, 3D symbols

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Современная карта дизайн в большой степени зависит от достижений компьютерной графики в разработке программного обеспечения. 3D символы широко используются сейчас в разных картах. Такие символы используются очень часто при проектировании различных туристических картах. Наше исследование посвящено разработке библиотеки 3D символов, используемых для компиляции и дизайн туристический Атлас

Текст научной статьи

Активное развитие туристического бизнеса и рекреационной деятельности в мире и прежде всего в нашей стране ставят перед картографией новые задачи. Для отражения картины мира, природных и культурных достопримечательностей, ориентации рекреанта в пространстве, привлечения его в места отдыха, туризма широко используются географические карты различного содержания. На современный картографический дизайн этих карт существенно влияет развитие программных средств компьютерной графики. В настоящее время компьютерная графика используется во многих областях, делая нашу жизнь ярче и разнообразней. Каждый день в сети Интернет мы сталкиваемся с новым, всё более совершенным и функциональным оформлением web-страниц, сайтов и порталов. Интерфейсы программных пакетов и web-дизайн, автоматизированное проектирование и архитектура, картография, дистанционное зондирование, полиграфия и реклама, видеоигры и кинематография - все это сферы применения компьютерной графики, каждая из которых формулирует свои специфические требования к графическим технологиям. Развитие аппаратных и программных средств компьютерной графики существенно влияет и на сами сферы её применения, в частности, на дизайн современных туристических карт. На отечественном рынке представлен большой объем картографической продукции туристического назначения: карты, картосхемы, буклеты, путеводители, атласы. Неоспоримым преимуществом в этом списке обладают атласы, отвечающие принципам системности и позволяющие отображать природные и социальные объекты, взаимосвязанные в пространственном, содержательном и временном аспектах. Их содержание дополняется отображением объектов и явлений, характеризующих рекреационные ресурсы, комфортности климатических, медико-географических и санитарно-гигиенических условий, а также риска опасных природных явлений и объектов культурно-просветительского значения. Анализ отечественного рынка туристских атласов показал, что подобного рода информация, более или менее полная, представлена лишь на отдельные регионы нашей родины. Российский турист за рубежом брошен на произвол судьбы: атласов мало, они скупы на информацию и все, как правило, переводные. Возникает большое желание исправить это положение и снабдить отечественного туриста исчерпывающей информацией о той или иной зарубежной стране, а лучше обо всем мире сразу. Тем более, что доступной информации сейчас самого различного формата (от космических снимков до статистики) предостаточно. Было принято решение начать с Европы, как наиболее интересующего россиянина объекта для путешествий. Формат Атласа должен быть небольшим с тем, чтобы его можно было взять в дорогу, поэтому размер был выбран стандартный 15х21 см. Масштабный ряд атласа включает в себя карты масштаба от1:3 млн до1:5 млн - для общегеографических карт и масштабом 1:25 млн - для набора тематических сюжетов. Материалы и методы. Современные картографические произведения в настоящее время создаются, как правило, в программных пакетах компьютерной графики и ГИС-пакетах. Средства компьютерной графики довольно обширны - от алгоритмов, рисующих на экране причудливые узоры, до мощных пакетов 3D графики и программ, имитирующих классические инструменты художника. Иными словами, компьютерная графика не является простым рисованием при помощи компьютера, а представляет собой сложный комплекс, в котором условно можно выделить несколько направлений [1, 38]: • двумерная графика; • 3D графика и компьютерная анимация; • мультимедиа; • web-дизайн; • САПР и деловая графика; • полиграфия; • видеомонтаж. Каждый раздел компьютерной графики имеет свои отличительные особенности и технологические тонкости, и в той или иной мере может быть использован для создания и оформления различных картографических произведений [3, 27]. Для каждого направления (вида) компьютерной графики создано специальное программное обеспечение, в том числе графические редакторы. Вне зависимости от области использования каждый графический редактор должен быть совместим с другими графическими программами и, как правило, включает: • инструменты рисования; • библиотеку готовых изображений; • набор шрифтов; • набор графических примитивов; • набор спецэффектов. Двумерная или 2D графика - основа всей компьютерной графики. Ни один картограф-дизайнер сегодня не может плодотворно работать над проектами без понимания базовых положений двухмерной графики и без использования соответствующих программ. Основные виды 2D графики - векторная, растровая и фрактальная графики. Трехмерная или 3D графика охватывает алгоритмы и программное обеспечение для создания объектов с определенной длиной, шириной и глубиной, и предлагает набор средств, приспособлений и инструментов для корректного отображения объемных предметов. Для этого осуществляется построение геометрической проекции трехмерной модели сцены (виртуального пространства) на плоскость. Полученная модель может соответствовать объектам реального мира или быть абстрактной. Создание трехмерного изображения включает в себя этапы моделирования и визуализации. На этапе моделирования формируются объекты, которые в дальнейшем изменяются с применением геометрических преобразований для получения реалистичной и соответствующей заранее заданным требованиям модели, а на этапе визуализации выполняется построение проекции и дальнейшее "оживление" модели различными методами. Трехмерная графика и анимация занимают сейчас важную нишу, которая предполагает все большее развитие и внедрение 3D технологий во многих областях. Развитие 3D технологий привело к появлению большого количества компаний, которые стали активно осваивать рынок трехмерных изображений и эффектов. Поражает разнообразие разрабатываемого и используемого специализированного программного обеспечения, а количество выпускаемых и размещаемых на рынке пакетов 3D графики и анимации растёт с каждым годом. Один из наиболее известных пакетов - Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX, Autodesk (США)). Это полнофункциональная профессиональная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, предлагающая самые современные компьютерные инструменты для работы художников и специалистов в области мультимедиа. В последние годы одним из лидирующих пакетов 3D графики для применения в кино и на телевидении стал редактор трёхмерной графики Autodesk Maya. Пакет Corel - MotionStudio 3D позволяет достаточно просто и быстро генерировать анимированный 3D текст, эффекты частиц, эффекты на изображениях или видео и многое другое. Всё это можно с разной степенью успешности использовать для дизайна 3D географических моделей и карт. Трехмерную визуализацию для создания картографических произведений можно осуществлять и в классических пакетах компьютерной графики, таких как CorelDraw и Adobe Illustrator. Для 3D моделирования они предоставляют меньшие возможности, чем специальные программы, но для оформления геоизображений в этих пакетах можно, например, создавать трехмерные псевдо-объемные условные знаки. Используя 3D эффекты этих пакетов, можно искусственно заставить глаз зрителя поверить в существование третьего измерения на плоском геоизображении. В обоих пакетах можно быстро создавать псевдообъемные изображения, используя инструменты рисования, градиентные заливки и инструменты для создания теней. В то же время в пункте меню «Эффекты» и в том и в другом пакете имеются специальные инструменты для создания 3D-знаков. Например, в Adobe Illustrator 3D-эффекты являются логичным дополнением к тому инструментарию, которым мы управляем через меню Effects и палитру Appearance. Эти эффекты позволяют нам превращать двухмерные фигуры в трехмерные без использования градиентов, подобно тому, как делается в программах 3D-графики. Конечно, в Adobe Illustrator набор функций для управления объемными фигурами довольно скромен, но для оформительских целей их более чем достаточно. При этом программа позволяет не только создавать трехмерные формы, но и затем вращать их, деформировать и даже настраивать освещение с возможностью коррекции интенсивности и особенностей тени. Можно управлять различными поверхностными свойствами 3D-формы, поскольку на всех стадиях обработки трехмерные объекты остаются редактируемыми. Более того, при желании даже несложно произвести художественную обработку 3D-формы, добавив на каждую из сторон формы любое изображение под нужным углом и освещением. Созданные 3D-формы можно сохранять в качестве графических стилей и символов, что позволит в дальнейшем форматировать другие объекты по тому же принципу. Существует три инструмента для работы с 3D: • Extrude&Bevel - конструирование 3D -объектов или придание некоторого объема двухмерным объектам достигается методом экструзии, то есть выдавливания через двухмерную форму. • Revolve - 3D-объект получается методом вращения двухмерной фигуры. • Rotate - самый простой вариант, всего-навсего вращение двухмерной фигуры в трехмерном пространстве. Для того чтобы реализовать любой из этих подходов, достаточно создать фигуру или линию, назначить ей какой-либо цвет обводки и обратится к одной из трех команд меню Effect => 3D. Как и все эффекты, использующиеся для «оформления» простых объектов, управление 3D-эффектами после их применения доступно только из палитры Appearance. Обычно цвет получившейся 3D-фигуры соответствует цвету, заданному для обводки, однако существует возможность перекрыть (частично или полностью) этот цвет при помощи изображения, сохраненного в виде символа (в палитре Symbols). Эффект Extrude & Bevel позволяет придать объемность любым символам палитры Symbols. Для этого достаточно перетащить на экран преобразуемый символ, затем наложить на него эффект и внедрить обратно в палитру в качестве нового символа. При желании таким образом можно создать целую библиотеку трехмерных символов (рис.1). Рис. 1. 3D-знаки, созданные в программе Adobe Illustrator Представленный в данной работе Атлас путешественника включает 145 страниц. Составление и оформление атласа осуществлялось в программных пакетах ArcGIS и Adobe Illustrator. Содержание разрабатывалось таким образом, чтобы предоставить туристу возможность самостоятельно найти всю самую достоверную и актуальную информацию об интересующей Вас стране - ее географическом положении, природно-климатических условиях, исторических и экономических особенностях, и, конечно же, достопримечательностях [2]. Атлас поможет правильно спланировать отдых, подобрать индивидуальный туристический маршрут определиться с местом и временем путешествия и свести к минимуму риск возможных негативных ситуаций. Атлас содержит: 1. Справочные географические сведения, статистические сведения о странах Европы; таблицы расстояний между городами Европы, таблицы пересчета единиц измерения; 2. Политико-административную, климатическую карты Европы, климатические таблицы по городам; 3. Общегеографические карты на регионы Европы. 4. Тексты по географии, истории и культуре, государственном устройстве и экономике каждой страны. В качестве подложки для общегеографической информации использовался космический снимок, предварительно обработанный по определенному алгоритму. Это позволило отказаться от традиционного отображения рельефа - многоцветной гипсометрической окраски и, вместе с тем, колоритно отобразить подстилающую поверхность территории. На картах также нанесены объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Отдельный блок составляют текстовые описания каждой конкретной страны [[4]. В начале описания страны дается статистическая характеристика по ряду показателей, включая также религию, национальности и официальный электронный адрес страны. Далее идет текст по перечисленным разделам, а также описываются особенности национальной кухни каждой европейской страны. Информация рассчитана на широкий круг читателей. Весь атлас, и картографические и текстовые разделы, снабжены большим количеством красочных фотографий. Рис. 2. Фрагмент карты Атласа путешественника Предполагается продолжение работы - составление Атласа путешественника на остальные регионы мира: Россию, Северную и Южную Америку, Австралию и Юго-Восточную Азию, Африку и Ближний Восток. Если при составлении атласа европейского региона упор делался на культурно-просветительский раздел, то в последующих выпусках, в зависимости от конкретной территории, предполагается создание блока оригинальных карт. Тематический рубрикатор будет существенно усовершенствован. Предполагается многоуровенная структура - отбор информации по отдельным видам туризма. Будут добавлены карты крупнейших городов. Сюда могут входить: карта эндемичных форм растений и животных, карта фауны прибрежных акваторий, карта (или таблица) видов необходимых прививок для наших туристов, добавлены новые справочные таблицы. Выводы. Одной из задач, которые должны быть решены в дальнейшей работе над следующими выпусками Атласа - разработка библиотеки условных ЗD-знаков. Это должны быть лаконичные, информативные, «узнаваемые» туристом знаки. ЗD-знаки в существенной степени повышают привлекательность с художественной точки зрения карт, облегчают восприятие информации. Все более ускоряющееся развитие компьютерных технологий делает очевидным тот факт, что в самое ближайшее время следует ожидать появление программных и аппаратных средств объемного воспроизведения, которое окажут значительное влияние на дизайн туристических карт.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.