ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Чернякова Н.С.

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 141-143
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

философия, курс философии, духовная деятельность, теоретическое самосознание, всеобщие определения Бытия, philosophy, course of philosophy, spiritual activity, theoretical self-consciousness, universal definitions of Being

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье обосновывается тезис о том, что чтение курса философии должно быть не оправданием философии перед лицом здравого смысла, а обоснованием необходимости развития человеческой культуры и личности до уровня постижения сущности философского подхода к миру.

Текст научной статьи

Особенностью социокультурного бытия философии как формы общественного сознания является то, что, будучи высокотеоретической отраслью духовного производства, она рассматривается обществом как главное средство формирования мировоззрения, и включается в качестве учебной дисциплины во все учебные планы общетеоретической подготовки специалистов с высшим образованием. Чтение общего курса философии требует от преподавателя продуманности собственной позиции по фундаментальным проблемам философии и глубокого анализа вопросов в сфере профессиональной специализации. Очевидно, что каждый преподаватель привносит в учебный курс неповторимые черты своей индивидуальности и личностного видения истории и современного этапа развития философии. Однако в силу специфики именно философского подхода к миру, философ, как никто другой, должен отдавать себе отчет в том, какие задачи он ставит перед собой, читая учебный курс философии студентам, обучающимся по любой нефилософской специальности. Что должен вынести из этого курса студент, озабоченный освоением специальных дисциплин, имеющих существенно большее значение для его будущей профессиональной деятельности, чем великое множество философских учений, сугубо теоретических, спекулятивных, выходящих за пределы всякого возможного опыта? Следуя логике студенческой аудитории, впервые сталкивающейся с философским исследованием взаимоотношений человека и мира и обладающей лишь совокупностью досужих мнений и оценок, преподаватель использует возможности активного диалога для приобщения студентов к качественно иному способу размышления и аргументации и совместного преодоления сложившихся стереотипов и заблуждений. Но часто, оказавшись перед лицом неподготовленной аудитории, от которой требуются значительные интеллектуальные усилия, запас знаний и общекультурной эрудиции для того, чтобы подняться до уровня понимания сущности философской проблемы, преподаватель и сам оказывается в тисках идолов обыденного сознания, переходя на язык здравого смысла и «рыночно-театральной» аргументации. Вот почему только те философы, в ком живет тяга к сократическому диалогу, решаются на прямой контакт с носителями обыденного сознания в студенческих аудиториях, зная, что неминуемо окажутся между Сциллой абстрактного теоретизирования и Харибдой упрощенного популяризаторства. Методическая установка на демонстрацию полезности философского знания для решения тех или иных практических или познавательных проблем, кажущаяся самоочевидно истинной, по существу противоречит особенностям бытия не только философии, но и всех форм духовного производства в культуре. Философия, религия, искусство существуют не потому, что когда-то, где-то, кому-то помогли решить ту или иную жизненно важную проблему (хотя эту помощь они, безусловно, оказывают), а потому что духовная деятельность как таковая не может существовать без выхода на уровень осмысления всеобщих определений Бытия, без постановки вопроса о происхождении (источнике) существования самого Бытия, без эстетического восприятия Бытия. Чтение курса философии должно быть не оправданием философии перед лицом здравого смысла, а обоснованием неотвратимости ее возникновения в истории человеческой культуры и необходимости личностного саморазвития до уровня постижения сущности философского подхода к миру. Философия как феномен культуры существовала не всегда, и если сегодня она существует в культуре отдельных личностей, социальных групп и сообществ, то только потому, что необходима сама по себе, как неотъемлемый элемент духовной культуры этих субъектов. Философия выступает как самосознание общества, поскольку подвергает критическому анализу основания человеческой деятельности, те понятия, принципы, подходы, методы и т.п., которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности. Как писал Вл.Соловьев, философ «отличается от не-философа никак не содержанием своих убеждений, а тем, что он считает для себя непозволительным принимать окончательно в теории какое бы то ни было принципиальное утверждение без предварительного отчета и проверки разумным мышлением» [1, 761]. Философия - это территория свободного духа, подвергающего критическому анализу все наличные формы человеческой деятельности и все ее результаты. Основанием этого тотального критико-рефлексивного анализа выступает философское учение о Бытии в его всеобщих определениях и о конечных целях и смыслах человеческой деятельности. История человеческого познания свидетельствует о том, что выход на философский уровень исследования любого объекта предрешен причастностью этого объекта к Бытию и необходимостью понимания того, какое место среди других видов сущего этот объект занимает. Так возникают философские вопросы о том, что есть природа, общество, человек, культура, техника, искусство, религия и. д. Никакое научное исследование не может считаться обоснованным, если ученый не отдает себе отчета в том, каково содержание исходных понятий и принципов его исследования. А это значит, что на уровне теоретического обоснования любая научная концепция включает в себя ответы на философские вопросы. При этом статус философского может обрести лишь то исследование, в котором тот или иной вид сущего рассматривается в контексте Бытия. Будучи теоретическим самосознанием общества, способом осмысления Бытия в его единстве и целостности, философия никогда не выпускает эту целостность из виду. Какие бы конкретные проблемы не рассматривал философ, атрибутивной чертой собственно философской природы этих проблем остается то, что любая из них есть форма данности основного объекта философского познания: объективного бытия в его отношении к бытию субъективному. Осознанность различия между объективной и субъективной формами Бытия выражает сущность философского восприятия мира. В то же время отсутствие философской рефлексии неизбежно приводит к тому, что субъект познания не осознает различий между объективно-сущим и субъективно-сущим, между объектами познания и теоретическими представлениями о них, между терминами и понятиями, между лингвистическими и гносеологическими проблемами и т.п. В результате отождествления предметных реальностей, существующих вне человеческого сознания, с понятиями, отражающими объективную реальность в реальности субъективной, т.е. в человеческом сознании, возникают идеи «множества истин» или «множества понятий» одного и того же объекта, заводящие теоретическое исследование в тупик. Единственный выход их этого тупика -философско-методологический анализ исходных понятий и принципов исследования, сопрягающий и различающий объективно-сущее и субъективно-сущее. Вместе с тем, решение собственно философской проблемы всегда остается за горизонтом любого возможного исследования, поскольку касается трансцендентных объектов: всеобщих характеристик объективного и субъективного бытия. Способом исследования философских проблем может быть только категориальный анализ, а результатом - создание в высшей степени абстрактной теоретической модели Бытия, явленного в сознании конкретного философа. Множественность и во многом - несовместимость этих моделей является выражением бесконечного многообразия и противоречивости самого Бытия, которое в принципе не может быть отображено в единственной философской системе. Поэтому в результате изучения общего курса философии каждый студент должен понять главное, а именно: - философия - это вполне определенный способ постижения мира и человека, отличающийся от обыденного, научного, мифологического или религиозного определенным типом объектов изучения, проблем, способов исследования и результатов; - философский анализ всегда направлен на выявление предельных оснований человеческой деятельности, на исследование ее конечных целей и смыслов; - философия сама есть творчество смысла средствами критико-рефлексивного анализа наличных форм человеческой жизнедеятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.