ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА Т.ДРАЙЗЕРА «СЕСТРА КЭРРИ» В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Баркова И.А.

Нижегородский Государственный университет им. Н.И.Лобачевского


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 153-156
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Америка, Драйзер, Сестра Кэрри, деградация, the USA, Dreiser, Sister Carrie, degradation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной работе рассматриваются причины и последствия постепенного духовной деградации личности главной героини романа Теодора Драйзера «Сестра Кэрри» Каролины Мибер, особо подчеркиваются социальные причины падения Кэрри, ее поражения в жизненной борьбе на фоне общественных явлений американской действительности. В процессе исследования отмечено, что одним из ключевых аспектов романа оказывается понимание, что Кэрри никогда не будет удовлетворена тем, что имеет, она всегда будет желать большего. Не успев получить одно, Каролина уже тянется за другим и не может довольствоваться тем, что уже в ее власти. Причина подобного недовольства жизнью кроется в том, что Кэрри так по-настоящему и не присоединяется к «высшему обществу».

Текст научной статьи

Т. Драйзеру в романе «Сестра Кэрри» удалось достичь сочетания скрупулезной мотивировки действий и поступков героев с широким охватом жизненных явлений американской действительности, с социальными обобщениями крупного плана. Центральный образ - Кэрри - выписан с огромной тщательностью. Её портрет составляет экспозицию романа. Каролина Мибер, или сестра Кэрри, как её называли дома, родилась в рабочей семье. «Эгоизм был свойственен её натуре, и хотя он не был особенно ярко выражен, все же его можно было считать основной чертой её характера, - пишет Драйзер. - В ней живым огнем горели мечты юности, она была хороша непритязательной миловидностью переходного возраста, фигура её обещала принять в будущем изящные очертания, а глаза светились природной сметливостью - словом, это был прекрасный образец американки среднего достатка. Чтение ничуть не увлекало Кэрри - мир знаний был для нее за семью замками. Она пока совсем еще не знала, что такое интуитивное кокетство. Она не умела игриво откидывать назад головку, часто не знала, куда девать руки, и хоть ножки у нее были маленькие, ступала она тяжело. Однако ей хотелось пленять, она быстро усваивала, в чем заключаются радости жизни, и стремилась к материальным благам» [1,3]. Писатель стремится всесторонне раскрыть облик своей героини и отмечает как ее привлекательные черты - сметливость, красоту, мечты юности, так и задатки иного порядка, приведшие к духовной деградации Кэрри как личности, - эгоизм, стремление к материальным благам, заботу о внешней красоте, потеря духовности. Раскрывая в романе образ Кэрри, Драйзер тщательно прослеживает, как уродует ее характер американская действительность. В первой же главе романа Каролина Мибер уходит из дома, впервые выходит навстречу миру и оказывается вынуждена немедленно повзрослеть. Поездка на поезде из дома является параллелью к побегу самого Теодора Драйзера из отчего дома, когда он отправился в Чикаго. Таким образом, писатель, опираясь на личный опыт, повествует о том, какие испытания могут встретиться на жизненном пути, когда ты молод. Драйзер не дает Кэрри осмотреться в Чикаго, понять, насколько огромен этот город. Девушка сразу же обнаруживает, что в этом гигантском конгломерате ей не найти того беззаботного веселья и развлечений, за которыми Кэрри приехала. Здесь героиню ожидает лишь тяжелая работа и лишения, которыми сполна насытились ее сестра с мужем. Известен комментарий Т.Драйзера к этой сцене: «Когда девушка восемнадцати лет покидает родной кров, то она либо попадает в хорошие руки, и тогда становится лучше, либо быстро усваивает столичные взгляды на вопросы морали, и становится хуже. Середины здесь быть не может» [1,3]. Это замечание возникает почти сразу после первой проверки Кэрри, т.е. ее встречи с Друэ, который приближаясь к девушке сзади, шепчет ей на ухо, подобно дьяволу, тихо шепчущему, но, тем не менее, соблазняющему. Таким образом, Драйзер сразу же толкает Кэрри на путь порока, или так называемой «столичной» морали. Когда юная героиня обменивается адресом с Друэ, писатель начинает развивать в своем произведении литературный образ падшей женщины. Тем не менее, в первой же главе мы видим, как автор преобразовывает этот стереотипный образ в гораздо более глубокий. Решение Кэрри обменяться адресом с Друэ вызвано не симпатией к нему, а тем, что она находится под впечатлением от внешнего вида этого мужчины. «Сестра Кэрри» - во многом роман о материализме. Это сказывается даже в описании интеллекта Каролины Мибер, где Драйзер заявляет, что у героини рудиментарный ум, но что ее собственные интересы руководят поступками девушки. Кэрри не может называться стереотипной падшей женщиной, т.к. она не отдаётся во власть страсти и эмоций. Вместо этого, героиня «падает» из-за собственной меркантильности и желания продвинуться вверх по социальной лестнице. В этом и парадокс романа. Кэрри будут восхищаться за ее желание добиться успеха, но безжалостно порочить из-за аморальных способов его достижения. Даже в начале романа читатель соблазнен ее невинностью, но, тем не менее, ему также известно, что, обмениваясь адресами с Друэ, Кэрри использует его как средство достижения успеха. Во многих отношениях роман может быть истолкован как нападение на материализм в обществе. Именно он принуждает молодую особу выбрать Друэ, а не работу, в желании продвинуться. Стоит заметить, что писатель сильно фокусируется на начале и конце произведения, но уделяет меньше внимания середине. Таким образом, Кэрри начинает новую жизнь в Чикаго, обрывая связь с родным домом. Это дополняется тем, что прошлое сразу забыто, нет никакого возврата к тому, что было раньше. И действительно, в дальнейшем Кэрри никогда не напишет домой, она никогда не захочет вернуться туда. При изображении духовной деградации главной героини Драйзер отводит много места иронии. Г-н Хэнсон кратко говорит с Кэрри прежде, чем лечь спать раньше, чем его жена, утверждая, что ему нужно встать рано утром. Героиня узнает, что Минни, жена Хэнсона, на самом деле должна встать еще раньше, чтобы приготовить ему завтрак и собрать мужа на работу. Эта довольно комичная сцена оказывается частью более крупной и серьезной проблемы. Кэрри не умеет и не желает жить такой жизнью, которой довольствуется Минни. Поэтому героиня встает в восемь утра, намного позже, чем ее сестра. Минни же в это время уже занимается хозяйством, тем самым демонстрируя свое трудолюбие. Поиск работы для Кэрри оборачивается захватывающей иллюстрацией того, насколько трудно это сделать на новом месте без каких-либо связей. Героиня бесцельно бродит от места к месту, надеясь, что кто-то поможет ей и предложит работу. Но Драйзер также представляет нам Чикаго в другой его ипостаси - полным безнадежности. Когда Кэрри приходит на фабрику, она ошеломлена условиями труда. Последующее предложение работать там не устраивает героиню еще и в финансовом плане. С темой духовного падения неразрывно связана и тема падения социального. Во время такого падения Кэрри мы следим за переменами в выборе ею транспорта: от поездов до трамваев и, наконец, до пешей ходьбы. В тот момент, когда героиня не только теряет работу, но даже не может позволить себе поездку на трамвае, Кэрри достигает социального дна. «Как и накануне, Кэрри отправилась в город пешком, так как уже поняла, что ее четырех с половиной долларов, если вычесть из них плату за стол и квартиру, не хватит даже на конку» [1,27]. Героиня осознает своё социальное падение особенно во время встречи с Друэ в ресторане. Она не только отмечает, что этот человек может позволить себе ездить в поездах, но когда Друэ упоминает, что Кэрри должна будет вернуться домой, если откажется от его предложения, всё внимание Каролины приковано к роскошному дилижансу, проезжающему по улице. Этот эпизод служит визуальным напоминанием, что только в Чикаго она может надеяться на обеспеченную жизнь. Это и является ключом к согласию героини принять предложение Друэ. Выбор Кэрри сразу помогает ей подняться со дна, и в конце главы она уже едет в машине. Подчеркивая социальные причины падения Кэрри, ее поражения в жизненной борьбе, Драйзер пишет: «За нее отвечал голос нужды» [1,143]. Кэрри оказалась побежденной, потому что она не смогла найти работу, потому что ей не смогла помочь сестра, жена рабочего чикагских боен, да еще и потому, что героиня испугалась работы на фабрике, которая, как убедилась Кэрри, не может принести ей материального благополучия и счастья. Кэрри, размышляя наедине с самой собой, приходит к выводу: «Ты даже не пыталась сопротивляться и сразу признала себя побежденной» [1,47]. И говорит она это с болью в сердце. Интересно то, что Драйзер пишет о своем времени как будто из будущего, он ясно видит непостоянство настоящего. Для общей структуры романа эта непостоянность означает, что одни герои будут подниматься по социальной лестнице, а другие падать с нее. Это утверждение позже подтверждается эпизодом потери Герствудом его способности генерировать доход, той самой, которая передается Кэрри, когда она начинает выступать на сцене. Это отсутствие постоянства приводит к тому, что персонажи делятся на тех, кто движется наверх, и тех, кто катится вниз. Это среда, в которой процветает надежда, и таким образом возникает очень подвижный фон, с помощью которого Кэрри может продвинуться наверх. Общественное положение Каролины Мибер изменяется с продвижением ее по социальной лестнице: из бедной работницы обувной фабрики она превращается в артистку Нью-Йоркского музыкального театра на Бродвее и «Казино». Но это только видимость подъема, на деле каждый шаг к обеспеченной жизни сопровождается моральным падением, на которое героиню толкает общество. И Драйзер тщательно отмечает, как понемногу каждый такой «успех» отравляет Кэрри, болезненно воздействует на ее душу. Кэрри - преуспевающая артистка. Она поднялась довольно высоко по социальной лестнице. Но и здесь возвышение Каролины было и падением. Ради экономии средств на наряды, необходимые ей как актрисе, Кэрри бросает на произвол судьбы Герствуда, который потерял для героини всякую привлекательность, когда оказался не в состоянии содержать ее. Сравнительной материальной обеспеченности Кэрри добивается лишь дорогой ценой утраты лучших человеческих качеств. Перемены в поведении героини становятся очевидны: она не боится первой подойти к театральному агенту, уверена в том, что получит работу, которую так желает. Такие изменения контрастируют с ее первыми шагами на трудовом поприще, когда она пыталась найти работу. Тогда она остро ненавидела то, чем ей приходилось заниматься, боялась остальных работников и совершенно не верила в свой успех. Одним из ключевых аспектов романа оказывается понимание, что Кэрри никогда не будет удовлетворена тем, что имеет, она всегда будет желать большего. Не успев получить одно, она уже тянется за другим и не может довольствоваться тем, что уже в ее власти: «Керри не была счастлива среди всей мишуры и блеска, которые окружали ее» [1,243]. Причина подобного недовольства жизнью, возможно, кроется в том, что Кэрри так по-настоящему и не присоединяется к «высшему обществу». Даже несмотря на то, что она обрывает все связи с прошлой бедной жизнью, определенные признаки выходца из рабочего класса все еще проявляются в ней. Показательно, что Драйзер в финале романа переключается на повествование от второго лица, а не от третьего, как это было раньше. Данный прием позволяет автору говорить напрямую с читателем: «В своей качалке у окна ты будешь одиноко сидеть, мечтая и тоскуя! В своей качалке у окна ты будешь мечтать о таком счастье, какого тебе никогда не изведать!» [1,244]. Это означает, что все мы, подобно Кэрри, жаждем заполучить все самое лучшее, мечтаем забыть прошлое и надеемся на будущее, которое, к сожалению, всегда оказывается по ту сторону витрины магазина.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.