ТЕМА ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АЙН РЭНД Григоровская А.В.

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г.Тюмень)


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 173-175
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Айн Рэнд, тема искусства, утопичность, утилитаризм, Бентам, Ayn Rand, the art theme, the utopianism, the utilitarism, Bentam

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье автор анализирует тему искусства в творчестве американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд (Алисы Розенбаум). В работе выделяются основные черты отношения Айн Рэнд к теме искусства: утопичность, утилитарность, «ураническое ощущение жизни». Также писательница критикует воссоздание в произведении искусства «проявления враждебности вселенной».

Текст научной статьи

Дискуссия о роли искусства в жизни человека во все времена волновала умы человечества. В нашей работе мы рассмотрим эту тему на примере творчества американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд (Алисы Розенбаум). Ее интерес к теме искусства, вообще говоря, обусловлен особым мироощущением, которое, по мнению некоторых исследователей, функционировало в рамках Модерна (Л.Г.Фишерман [1]). Будучи создательницей особой философии объективизма, Айн Рэнд формулировала свои взгляды на природу и роль искусства в рамках данного философского направления. Огромное влияние на взгляды Айн Рэнд оказал И.Бентам (1748-1832), английский социолог, юрист, философ, основоположник такого философского направления, как утилитаризм. Идеи «разумного эгоизма», звучащие в работах Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Дж.Милля, Г.Спенсера, А.Рэнд и др., берут свое начало именно в философских выкладках Бентама. Надо оговориться, что у Бентама были и свои противники. В частности, русский утопист В.Одоевский в повести «Город без имени» из цикла «Русские ночи» воссоздает антиутопический образ страны Бентамии, живущей по нравственным законам философа. Искусство в Бентамии свелось к воспеванию пользы в жизни человека: «Спор долго длился - но наконец решили, что театр может быть полезным заведением, если все представления на нем будут иметь целию доказать, что польза есть источник всех добродетелей…» [2; 116]. Когда Бентамия будет разрушена, именно отсутствие «полноценного» искусства будет угнетать и без того сломленный человеческий дух. Искусство как таковое исключается из жизни жителя Бентамии: «Религия сделалась предметом совершенно посторонним; нравственность заключилась в подведении исправных итогов; музыка - однообразная стукотня машин; живопись - черчение моделей. Нечему было подкрепить, возбудить, утешить человека; негде было ему забыться хоть на мгновение» [2; 119]. Этот пассаж свидетельствует как минимум о двух важных вещах: о том, что религия и нравственность ставятся Одоевским на одну позицию с искусством и о том, что целью искусства является эскапизм, то есть уход от реальных проблем в мир иллюзий. Эта тема оказалось важной и для Айн Рэнд. В своих публицистических произведениях она рассказывает о роли искусства в жизни человека, о том, что такое искусство в понимании объективиста. Возьмем два крупных образа американцев, людей искусства в ее произведениях: композитор Ричард Халлей («Атлант расправил плечи») и архитектор Говард Рорк («Источник»). Первый вопрос, на который отвечает Айн Рэнд в связи с этой проблемой: в чем цель искусства, что оно должно отражать? «Искусство - это пересоздание реальности в соответствии с ценностями каждого человека. Под "пересозданием" я не подразумеваю ни копирование реальности, ни творение в мистическом смысле. Не призываю я идти против реальности или упиваться фантазиями. Я имею в виду (перефразируя Аристотеля) создание того, что могло и должно бы быть» [3; 211] , - говорит Айн Рэнд в интервью о природе искусства. Именно поэтому ее герои-творцы созданы в романтической манере, отразив в своих произведениях искусства лучшие устремления человеческого духа. Ричард Халлей посвящал свою музыку воспеванию человеческой свободы и независимости: «Мелодия, словно человеческий голос, твердила: боль не является необходимым условием бытия ˂…> Музыка пела песнь восстания и высокого поиска одновременно» [4; 87]. Можно ли сказать, что искусство в понимании Айн Рэнд должно отражать реальность? Очевидно, нет. Значит, искусство все же призвано изображать мир возможный, долженствующий быть, но все же нереальный. Следующий вопрос, который ставит Айн Рэнд в своем творчестве: утилитарно ли искусство? Здесь Айн Рэнд проводит свойственные ей сравнения с материальным миром: «Если вы собираете автомобиль, это делается для того, чтобы ездить. Если пишете статью в газету - чтобы сообщить людям информацию. Но при создании произведения искусства ваша цель - произведение искусство как таковое ˂…> Цель любого искусства - воплощение ценностей» [3; 211-212]. Таким образом, Айн Рэнд оставляет за творцом право на самоценность своего шедевра, отделяя произведение искусства от, допустим, научного открытия чисто утилитарного свойства. Однако ее герой, архитектор Говард Рорк в своей финальной речи на суде фактически отождествляет искусство и науку: «Истина всегда была для творца единственным стимулом. Истина, постигнутая им, и труд по ее воплощению вели его. Симфония, книга, машина, философское откровение, самолет или здание - в них были его цель и жизнь» [5; 330]. Хэнк Риарден, посвятивший жизнь созданию нового сплава металла; Дагни Таггерт, которая положила жизнь на повсеместное внедрение этого сплава в производство рельсов; Ричард Халлей, всю жизнь воспевавший свободу человека и ушедший в андеграунд, когда публика перестала воспринимать его музыку; Говард Рорк, до конца своих дней не отступавший от собственного понимания и воплощения архитектуры зданий - все это суть явления одного ряда для Айн Рэнд. Далее: какие чувства должно искусство вызывать в человеке? Самое главное, что критикует Айн Рэнд - это воссоздание в произведении искусства того, что она называет «проявлением враждебности вселенной»: «Если роман оканчивается смертью кого-то от болезни - если только болезнь не связана с его ценностями или борьбой за них, - это верный признак, что автор считает вселенную враждебной» [3; 235]. Также она отрицает все проявления коллективизма в сюжетах литературных произведений: «Роман [«Анна Каренина»] Л.Н.Толстого полон утверждений в том духе, что даже если общество не право, ваш долг жить так, как требует от вас общество, а если вы этого не делаете, а ищете счастья, то вас ждет кара» [3; 237]. Так или иначе, писательница значительно ограничивает то, как могут проявить себя ее герои в тех или иных ситуациях. Интересно и то, что она постулирует непременную новизну всякого произведения искусства: «Почему я считаю, что людям будет интересно читать то, что я напишу? Я могу сказать им что-то новое? Важно ли то, что я собираюсь сказать, и если да, то почему? Или я просто буду пересказывать то, что люди уже слышали миллион раз?» [3; 254]. Такое отношение к произведению искусства, как к революционному перевороту, - отличительная черта мироощущения Айн Рэнд. На наш взгляд, уместно назвать такое «ощущение жизни» (термин самой писательницы) «ураническим». Как известно, Айн Рэнд питала особое отношение к древнегреческому искусству, в частности, к мифологии Древней Греции: античными аллюзиями пронизаны все ее романы: «Греки мыслили своих богов в человеческом облике - как воплощение всего лучшего, что доступно человеку» [3; 258]. Уран (с др.-греч. uranos - небо) у древних греков ассоциировался с отклонением от привычного порядка вещей, девиацией определенного рода. «Ураническое» искусство (в нашем понимании) - это такое искусство, которое высшей ценностью полагает оригинальность, новизну, буквально революционный переворот в сознании человека. Безусловно, герои-творцы Айн Рэнд воплощают в себе этот идеал искусства. В частности, Говард Рорк говорит о таком идеале, примеряя его на свое собственное творчество: «Такой первооткрыватель, человек непокорного духа стоит у истоков всех легенд, записанных человечеством с начала истории. Прометей был прикован к скале, хищные птицы раздирали его внутренности, потому что он украл у богов огонь. Адам был обречен на страдания, потому что вкусил плод дерева познания» [3; 330]. Искусство и его роль в жизни человека - одна из важных тем в произведениях Айн Рэнд. Дискутируя с другими утопистами, она примеряет модель Бентама к такой нематериальной сфере, как искусство. Несмотря на то, что писательница всегда ратовала за реализм, ее взгляды на искусство свидетельствуют о предельном утопизме, но в то же время - об исключительном утилитаризме. Искусство для нее - возможность воссоздать то, что в представлении творца должно быть, некий идеал. Отсюда ее сочувственное отношение к романтизму, а также «ураническое ощущение жизни». Миссия художника - привнести в мир что-то новое, а искусство - возможность изменить его в лучшую сторону.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.